Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

(Кейс для новичков с разбором этапов производства и личными лайфхаками по мотивации)

Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

1. Идея. Визуальные и технические референсы

Мой проект начался не с жесткого ТЗ, а с атмосферы — хотелось передать ощущение тишины и одиночества в заснеженных горах.

Я вдохновлялась эстетикой Вонг Кар-Вая и анимацией Рене Лалу, а на фоне играет (идеальный по моему мнению для этого сеттинга) трек Radiohead «Kid A»

Технический челлендж: сделать крылья, похожие на тонкий лёд — с эффектом свечения и subsurface scattering.

2. Дизайн: как добавить «историю» в персонажа

Фея не просто «красивая девушка с крыльями» — её характер читается через детали:

  • Асимметричные чешуйки на коже (будто от мороза)
  • Двойное веко — намёк на «нечеловечность»
  • Повреждения на руках (она не боится холода)

Важно: даже в фэнтези-персонаже должна быть логика.

3. Технический концепт-арт

Технический концепт-арт — это не просто красивая картинка, а инструкция по сборке для 3D-художников. Без него 3D-моделлер может неправильно понять пропорции (например, сделать крылья слишком большими или не в том месте).

изначальный вариант
изначальный вариант

Что входит в технический концепт?

  • Orthographic views (вид спереди, сбоку, сзади) — чтобы не гадать с пропорциями.
  • Close-up детали (например, узор на крыльях или строение глаз).
  • Цветовая схема + материалы (где металл, где ткань, где кожа).
  • Анимационные подсказки (как должны гнуться крылья, где шарниры у доспехов).
финальный вариант
финальный вариант

Совет новичкам: не все, что можно нарисовать в 2D, потом получится перенести в 3D. Какие-то элементы будут естественным образом потрачены или видоизменены, так что лучше продумать больше, чем в итоге будет реализовано.

Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

4. Скульптинг

Ключевые принципы:

  • Работа от общего к частному — сначала силуэт, потом анатомия, и только в конце текстуры
  • Асимметрия = жизнь — специально делала правую сторону чуть более "побитой" морозом
  • История в деталях — трещинки на губах, обветренные пальцы, неровные чешуйки
Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

Инструменты, которыми я пользовалась:

  • Clay Buildup — для "наращивания" объема, будто леплю из снега
  • Dam Standard — резкие морщины на одежде, будто ткань замерзла
  • Alpha-кисти с узорами инея — для чешуек и ледяных узоров
Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

Как я проверяла результат:

  • Частые рендеры в простом свете — чтобы видеть форму, а не красоту материалов
  • Вращение модели — если выглядит хорошо со всех ракурсов, значит, работает
  • Перерывы — свежий взгляд после отдыха находил недочеты
Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

5. Ретопология: как я превращала скульпт в рабочую модель

Мой детализированный скульпт в ZBrush был красивым, но бесполезным для анимации:

  • 20+ миллионов полигонов
  • Хаотичная сетка
  • Невозможно натянуть нормальные UV

Ретопология — это переделка сетки так, чтобы:

(1) Сохранились все важные детали

(2) Полигоны легли по естественным линиям деформации

(3) Модель осталась легкой для рендера

Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

Совет: ручная ретопология в Maya работает лучше всего, так как при автоматической ретопологии в ZBrush сетка получается чаще всего неровной, что вызовет проблемы на этапе развертки и анимации

6. Текстуринг: как сделать кожу "живой"

Я сделала UV-развертку в Maya, после чего запекла текстуры в Substance Painter. Его же использовала для рисования текстур

Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи
  • Наблюдала за кожей после мороза для базового цвета
  • Собрала много референсов чешуек
  • Subsurface Scattering с синим оттенком — чтобы выглядела "ледяной", но не мертвой
  • Крылья — полностью прозрачные, а поверх наслаивается цвет с эмиссией
Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

Совет: попробовать добавить совсем небольшие контрастные детали в другой цветовой температуре, чтобы избавиться от монотонности

7. Риггинг и анимация в Maya: как я заставила Зимнюю Фею ожить

Риг — это «цифровой скелет», который превращает статичную модель в подвижного персонажа. Без него:

(1) Невозможно анимировать

(2) Деформации выглядят неестественно

(3) Даже простые движения разрушают модель

Для моей Феи это было особенно важно — крылья, нестандартная анатомия, хвост на голове

позы
позы

Мой процесс: от костей до контроллеров

1. Базовый скелет:

  • Стандартная человеческая иерархия (позвоночник, руки, ноги)
  • Дополнительные кости для крыльев, которые крепятся к позвоночнику

2. Весовая раскраска (Weight Painting):

  • Самая нудная часть — 3 дня ручной работы
  • Необходима для правильного распределения влияния каждой кости на модельку
  • Главное правило: плавные переходы влияния между костями
  • Особые зоны: плечи (часто «ломаются» при поднятии рук), талия (должна изгибаться естественно), крылья (места соединения с телом — самые проблемные)

3. Контроллеры (Rig UI):

  • Создала удобные «ручки» для аниматора: переключатели для режимов полета, IK/FK переключение для ног (чтобы удобно ставить на землю или в воздух), контроллеры для управления крыльями
риг с контроллами
риг с контроллами

Совет: использовать плагин OverLapper. С его помощью получается легко создать добавочное действие к движению и не анимировать каждую секунду

8. Сборка сцены в Unreal Engine

Я выбрала анрил, так как он подходит для новичков для быстрой визуализации своих идей за счет real-time рендер движка и наличия большой библиотеки ассетов

Окружение и атмосфера

Чтобы фея не висела в пустоте, я:

(1) Добавила заснеженные скалы (мегасканы)

(2) Настроила партиклы (светлячки, морозная дымка)

(3) Выставила освещение

(4) Создала анимированный материал для эффекта магического исчезновения объекта из кадра

Разбор создания 3D-персонажа: технические сложности на примере Зимней Феи

Ключевые настройки:

  • Exponential Height Fog — для атмосферной перспективы
  • Post Process Volume — легкая тонировка в холодные тона
  • Niagara System — светлячки

Как не потерять мотивацию в долгом проекте

3D — это марафон, а не спринт. Чтобы не выгореть, я:

  • Делаю перерывы и не заставляю себя работать через силу.
  • Поддерживаю режим сна и питания.
  • В конце дня обязательно делаю что-то приятное, чтобы работа ассоциировалась с позитивом.

Вывод

Создание 3D-персонажа — это не только технические этапы, но и вдохновение, внимание к деталям и понимание его истории. Моя Зимняя Фея — это эксперимент с материалами, попытка передать эмоцию через визуал и доказательство того, что даже фэнтезийный образ может выглядеть «настоящим».

В процессе работы я освоила огромное количество информации и поняла, что хочу делать в 3D дальше, а именно — создавать спецэффекты в Houdini. Подробнее об этом рассказываю в своем телеграм-канале «wakinbae».

Если остались вопросы по какому-то из этапов, задавайте, отвечу :)

1
1 комментарий