Китайская компания Luckin coffe так хотела показать рост после выхода на IPO, что завысила выручку на четверть.
Открыть сеть кофеен в Китае - амбициозная цель. Рынок огромный, потенциал роста тоже, любой инвестор захочет вложится в Китайский Старбакс. Надо только показывать рост. Рост в количестве открытых точек и в выручке. Компания запустила бизнес в 2017 году, вышла на IPO на Nasdaq в 2019 году, капитализация выросла Х2.Обман вскрылся в начале 2020 года. Не обошлось без Muddy Waters (я готовлю отдельный текст про компании, что зарабатывают на расследованиях), они просмотрели 11 тысяч часов записей из кофеен, чтобы доказать, что выручка завышена.
Компания "провела" внутреннее расследование и признала завышение выручки на 310 млн долл. На тот момент это было равно выручке одного квартала. Менеджеров уволили, улучшили контроли и внутренний аудит. SEC остановила торги Luckin coffe. Но в Китае компания продолжила работать.
В 2023 году компания вернулась, выплатила штраф SEC и заплатила долги инвесторам (по скопившимся претензиям). Сейчас компания торгуется на внебиржевом рынке OTC:LKNCY, а ситуацию с обманом называют стыдливо "бухгалтерским" скандалом. Разобрала в чем же "бухгалтерские" ошибки.
Как завысили выручку
Выручка =количество точек * среднее количество заказов в 1 точке*средний чек.
В этот раз (в отличие от KE Holdings) количество точек было правдивым. А вот количество заказов и средний чек нет.
Выручку завысили за счет продаж купонов аффилированным компаниям, а также за счет сфабрикованных транзакций через приложение. Несмотря на то, что компания активно открывала новые точки продаж, она не демонстрировала заявленного роста в 20%. По факту выручка не менялась.
В конце 19 года мы были в Китае с нашей группой EMBA и тогда нам рассказывали про компанию (про Luckin coffe), что продает кофе и растет по 20% в год, а также что после IPO акции выросли почти в 2 раза за год. При этом сама лектор уже тогда выражала сомнения. Говорила, странно что у них такой рост, кофе китайцы же не пьют. Что я хочу подчеркнуть, пока в Нью-Йорке еще никто ничего не знал, местные уже подозревали.
Как сбалансировали отчетность
Так как продажи были фейковые, значит оплат не было. А как же тогда свести отчетность? Все просто, разницу переложили в расходы на маркетинг. Таким образом прибыль не изменилась, а расходы на маркетинг обосновывали ростом открытия точек и необходимостью продажи купонов. Проверка показала, что основной поставщик рекламных услуг в своей отчетности такого роста не показывал.
На момент скандала было открыто около 5 тысяч кофе-точек, на конец 3 квартала 2024 года их уже 11 тысяч. Выручка выросла на 40% к аналогичному периоду (9 мес. 2023). Аудитор местный (не big4). Рекомендаций вложиться в Китайский Старбакс в избытке. Если вы были в Китае, то наверняка встречали Luckin coffe ( у них синий логотип с оленем). Пили кофе? Стоят ли очереди? И действительно ли кофе набирает такую популярность?
взято из моего канала Самые умные парни в комнате