А начнём, мы, пожалуй, с учёта наших финансов.
Итак, нам пришло в голову осознание, что текущий уровень дохода нам не нравится. И мы хотим начать что-то менять. Но с чего начать?
Первым делом приходят на ум найти какую-нибудь подработку, начать больше работать на основной работе, попросить повышение у руководства. Это всё правильные шаги, но речь немного о другом.
Как мне кажется, первым делом необходимо начать с того, чтобы знать, сколько и куда мы потратили наших денег. Речь сейчас идёт про...банальный учёт финансов.
Можно сказать, что "я, мол, и так знаю, куда и на что я трачу". Если голова - Дом Советов, то это похвально. Но я пока не встречал ни одного человека, который помнил бы, сколько денег он потратил на покупку продуктов в прошлый понедельник (например). Поэтому фиксировать эту информацию - наше всё. Не важно, как это будет делаться: в телефоне в приложении, на компьютере сделаете табличку или по старинке в тетрадке - главное, записывать каждую свою трату и каждый полученный доход. Вплоть до рубля.
Когда я начинал вести подобный учёт личных финансов (а начало этому было положено в конце 2015 года), я начал с простого ежедневника. Очень быстро я понял, что есть необходимость делать запись трат сразу (тогда много пользовался наличкой, не было возможности посмотреть историю трат в приложение банка). Скачал приложение на телефон. Сделал трату - сделал запись, 10 секунд времени занимает весь процесс. Перед сном перенёс все данные из телефона в ежедневник (скажем так, создал резервную копию, телефон вещь такая, может потеряться/сломаться). Ещё две минуты потраченного времени.
Ничего не изменилось с тех времён: на телефоне установлено приложение для записи трат/доходов, вечером переношу все данные в тетрадь.
Зачем нужно это делать? Чтобы знать наверняка, сколько и куда мы тратим наших денег. А также проанализировать свои денежные потоки. Вот, например, "на пиво по пятничным вечерам у меня уходит столько же, сколько на обслуживание машины" (если что - это не мой личный пример, но у меня было похожее). Если такое положение дел устраивает и денег хватает - ок, если нет - то мы нашли точку, с которой можно начать изменения наших потребительских привычек. Скажу по себе - в своё время я очень был удивлён некоторым категориям расходов. Хотя мне казалось "ну что там, пару тысяч трачу на это, не больше".
Итак, мы приняли решение, что с завтрашнего дня хотим начать вести учёт личных финансов, для того, чтобы взять под контроль свои денежные потоки (ну или хотя бы знать, куда мы тратим и откуда получаем доход). Скачали нужное приложение в свой телефон, купили тетрадку для записей (или завели табличку в компьютере). Но тут вопрос: а как нам систематизировать наши покупки? 🤔 Ведь не будем же мы писать "молоко - 80 рублей; хлеб - 60 рублей"?🤔
Сейчас покажу на своём примере, какие категории для трат я использую:
Работа. Сюда включены все траты, которые у меня связаны с моей рабочей деятельностью, как то: сбор денег на какое-нибудь мероприятие, сбор денег на подарок коллеге, если есть униформа и она покупается за свой счёт - тоже будет отнесена в эту категорию;
Машина. Здесь все траты, которые у меня связаны с машиной: прохождение ТО, покупка страховки, мойка, шиномонтаж, незапланированный ремонт. Траты на бензин тоже отношу в эту категорию, но выделил его в подкатегорию (просто был период, когда много ездил и необходимо было знать точно, сколько потратил на бензин, с тех пор и осталась эта привычка - записывать траты на топливо отдельно);
Квартира. Сюда относятся покупка техники/мебели в дом, оплата коммунальных счетов (домашний интернет тоже включён в эту категорию), покупка бытовой химии;
Мобильная связь. Оплата услуг связи на мобильных телефонах.
Красота. В эту категорию я отношу траты на маникюры-педикюры, услуги косметолога, подстрижка/покраска волос, короче всё, что связано с нашей внешностью (если что - моё здесь только подстрижка);
Животные. У меня есть котик. Здесь записываю покупку корма для него, наполнителя для лотка, походы к ветеринару, игрушки;
Еда. В эту категорию вношу затраты на продукты в магазинах/на маркетплейсах. Также вношу сюда траты на готовую еду из супермаркетов;
Автобус/такси. Для себя назвал эту категорию так. Сюда входят все траты на любой общественный транспорт;
Подарки. Когда приглашают на празднества, приходить без подарков ну такое. Поэтому и есть эта категория;
Отдых. Сюда пишу покупку фастфуда (и на дом тоже), хождения в театры/кино/музеи. Также, если куда-то поехал в отпуске, то траты в период поездки будут записываться в эту категорию. Бывает, что если покупаю себе снеков (чипсы/сухари/рыбка), то вношу их в эту категорию;
Аптека. Здесь указываю все траты на покупку лекарств и на платные медицинские услуги. Да даже покупка бахил в больнице будет отнесена в эту категорию;
Налог. Я выделил оплату налогов в отдельную категорию, хотя она бывает заполнена два-три месяца в году, когда платим налоги за имеющееся у нас имущество. Плюс, налоги самозанятого;
Одежда. Ну тут всё понятно. Обувь, одежда, головные уборы, аксессуары (перчатки, ремни и т.п.) заносятся в эту категорию.
Вроде всё, ничего не забыл. Пользуюсь этим разделением уже десятый год, бывает (но редко), когда трату можно отнести к разным категориям. Например, проходил недавно медицинскую комиссию для замены водительского удостоверения. Вот куда её отнести? К категории "машина" или к категории "аптека"? 🤔 Так что, бывает и такое. Данную трату я отнёс к категории "машина", потому что прохождение обследования связано с имеющимся у меня авто🤷♂
Да, это мой пример, он не является каноничным. Каждый может подстроить категории под себя и определить для себя, что он будет записывать в ту или иную категорию.
С категориями трат вроде разобрались. Теперь перейдём к категории доходов. Опять же - показываю всё на своём примере:
Работа. Ну тут всё понятно. Наша основная рабочая деятельность;
Подработка. В эту категорию я включаю оплату не основной трудовой деятельности. Работа таксистом по вечерам, подработка курьером на выходных, шабашки - у кого что есть, но у кого это занимает не основное время;
Дивиденды. К дивидендам я отношу весь пассивный доход, не важно, из какого источника он получен. Выплаты процентов по банковским вкладам, дивиденды от акций, выплаты купонов по облигациям, сдача имущества в аренду, в общем - весь доход, который мы можем отнести к пассивному, я заношу в данную категорию;
Подарки. Все денежные поступления, которые мы получаем в результате того или иного значимого события для нас - День Рождения, Новый Год, 23 февраля у мужчин и 8 марта у женщин и т.д.
На этом мои категории доходов закончены. Как видите, не очень густо, с категориями расходов было намного "веселее". Как и в прошлый раз повторюсь, что они не являются каноничными, у вас могут быть свои категории и своё разделение, какие траты куда вы будете относить. Главное - чтобы система была вам понятна.
Итак, наши траты и доходы систематизированы, мы разбили их по категориям, мы молодцы. Но как всё это оформить, чтобы было удобно и понятно?
Привожу пример, как это сделано у меня:
В самом верху таблицы указываем период, за который мы будем вести учёт. Мне кажется логичным вести его помесячно, но тут каждый волен сам для себя определять, как ему будет удобно.
В столбце "На что" указываем наши категории трат/доходов. В столбце "Сколько" - сумму, которую мы потратили на эту категорию/сумму дохода, которую мы получили.
В левой части таблицы ведём ежедневный учёт. В двух крайних правых столбцах подводим общие итоги за период.
Такой вид моя таблица имеет вот уже почти 10 лет. Ничего менять в ней не планирую, работает на отлично.
Надеюсь, кому-нибудь эта информация была полезна. Буду рад вас видеть в своём скромном блоге.