Профориентация в современной России: вызовы времени и пути развития системы
Профориентация сегодня — это ключевой инструмент кадровой политики государства. Выбор профессии подростком напрямую связан с социально-экономической стратегией: от распределения бюджетных мест и загрузки отраслевых кластеров до формирования человеческого капитала регионов.
Чем точнее система образования помогает человеку выявить профессиональные склонности и способности, тем выше его личная траектория, оперативность трудового вхождения на рынок и общая конкурентоспособность экономики. Ранняя профориентация и качественная диагностика взрослых становятся инструментами стратегического управления трудовыми ресурсами и оптимизации инвестиций в образование.
Единая модель профориентации
С 1 сентября 2023 года в российских школах действует единая модель профориентации — Профминимум. Это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
Единая модель профориентации направлена на учеников 6-11 классов и по своей сути является начальным звеном в общей системе подготовки кадров, востребованных экономикой региона и страны.
Модель призвана помочь школьникам разобраться в своих интересах и предпочтениях. И она особенно релевантна в той ситуации, когда рынок труда находится в постоянной динамике: те профессии, которые еще вчера были востребованы, завтра могут навсегда устареть.
Выпускники школы должны не просто получить шанс поступить, а стать представителями тех специальностей, в которых они будут максимально полезны и эффективны. Для реализации такого сценария необходима слаженная экосистема, где государство, регион, вуз/СПО и школа действуют как единый механизм.
Правительство Российской Федерации уже сделало большой вклад и продолжает детальную работу в этом направлении. Помимо того, что активно разрабатывается и внедряется нормативная база, также уделяется немалое внимание использованию современных технологий и, в частности, искусственного интеллекта и нейротехнологий.
Важность профориентации: от человека до государства
Профориентация — один из ключевых компонентов экосистемного подхода к кадровому сопровождению. В проекте Министерства просвещения России и Института стратегии развития образования «Настольная книга директора школы» профориентация представлена как инструмент, который связывает систему общего образования с экономической системой страны, потребностями обучающихся и их будущим.
Важно подчеркнуть, что профориентация важна как для самой системы подготовки кадров, так и для каждого ее элемента в отдельности.
Для человека
Качественная профориентация снижает риск ошибочного выбора специальности и связанных с ним потерь времени и ресурсов. Когда будущий студент понимает свои реальные склонности и особенности, он реже сталкивается с отчислениями, сменой направления или необходимостью переобучения. Это делает образовательную траекторию стабильнее и ускоряет переход к профессиональной деятельности, что в свою очередь повышает эффективность подготовки кадров, снижая нагрузку на систему образования и рынок труда.
Государство заинтересовано в том, чтобы граждане были удовлетворены выбором своей профессии, их деятельность становится максимально эффективной.
«Как только вы будете заниматься любимым делом и будете добиваться маленьких результатов, все сложится сразу. Я хочу пожелать всем, кто выбирает сейчас себя, выбирает свою жизнь, профессию, свое будущее, тщательно над этим работать,»
Для образовательной системы
Ранняя профориентация снижает количество неэффективно занятых бюджетных мест, переводов и отчислений. Согласованная работа школ, СПО и вузов с работодателями повышает качество подготовки кадров, укрепляет связь содержания с запросами экономики и повышает результативность трудоустройства. Это благоприятно влияет на устойчивость и эффективность всей системы образования.
Для экономики и региона
Федеральные проекты («Кадры», «Профессионалитет», «Активные меры содействия занятости») специально связывают образовательные объемы и с потребностями экономики. Сюда относятся создание образовательных центров, выделение целевых мест субсидий и переподготовки. И чем точнее работает профориентация, помогая гражданам определиться с выбором профессии на ранних этапах, тем эффективнее действует цикл.
Профориентация важна не только для подрастающего поколения, выбирающего свой путь, но и для взрослых, оказавшихся в непростой жизненной ситуации или желающих сменить сферу деятельности. Центры занятости населения в регионах по всей России помогают представителям старших поколений переобучиться и вновь стать востребованными на рынке труда.
Для государства
Качественная профориентация — инструмент рационального расходования ресурсов. Количество бюджетных и целевых мест по специальностям – это не просто «рыночный выбор абитуриентов», а результат нормативно-административного распределения средств и заданий. И когда человек делает осознанный выбор профессии, в которой он наиболее эффективен, он не только чувствует себя счастливым и нужным, но и помогает государству.
Модернизация профориентации неизбежна
Несколько лет назад в России отмечалось, что образовательная система готовит специалистов, которые не востребованы экономикой. Это в очередной раз подтвердило необходимость работы над созданием единой системы от профориентации до трудоустройства.
«Прогноз занятости должен быть абсолютно синхронизирован с прогнозом подготовки кадров по отдельным отраслям, высшим профессиональным образованием и так далее,»
Профориентационная работа — фундамент для возведения новой синхронизированной системы подготовки кадров. Поэтому необходимо, чтобы она учитывала все реалии современного мира и развивалась вместе с ним.
Изменчивость на рынке труда
Технологии, профессии и требования работодателей постоянно меняются. Одни специальности исчезают, не успев появиться, другие занимают их место. Иногда профессия расщепляется на несколько узконаправленных специальностей. Профориентация модернизируется, чтобы быть релевантной, учитывать динамику рынка и запросы системы подготовки кадров.
Координация между школой, вузом/СПО и работодателем
Современная профориентация призвана помочь школьнику еще до поступления в учебное заведение выстроить карьерную траекторию (школа — вуз/СПО — квалификация, востребованная в регионе). Внедрение Профминимума сократило разрыв между звеньями системы, а выбор профессии стал осознаннее. Использование инновационных технологий в профориентации делает механизм еще более скоординированным. Так, формат VR-экскурсий позволяет детально погрузиться в профессию и заранее получить объективную картину о том, насколько она соответствует интересам человека.
Особенности региональных условий
У разных субъектов Российской Федерации — разные отраслевые кластеры, разные требования. В одном регионе может быть акцент на агро- и пищевую промышленность, в другом — на IT-сферу и высокотехнологичное производство.
Соответственно, унифицированный подход не эффективен: необходима адаптированная профориентация с учетом региональной кадровой политики. Эта мысль отражена в дорожных картах по реализации Профминимума и региональных программах развития талантов.
Субъекты заинтересованы в том, чтобы представители молодого поколения могли реализовать свой профессиональный потенциал в родном регионе. В свою очередь, для самого молодого поколения это возможность найти свое призвание, не прибегая к переезду в другие города. Профориентация в данном случае служит крайне полезным инструментом как для регионов, так и для самих граждан.
Инструменты диагностики
Инструментарий школ и центров занятости по части профориентации больше не ограничивается тестами, опросниками и другими устаревшими методиками. Появляются новые способы знакомства с профессией в виде VR-экскурсий, интервью с экспертами из профессиональных сфер, нейро-диагностик и других форматов. Профориентация как часть единой кадровой экосистемы не может не адаптироваться к современным реалиям и не осваивать инструменты, которые будут предоставлять объективную картину и давать наиболее точные рекомендации.
Решения, которые внедряют регионы в профориентацию
Уже сейчас действуют проекты, которые создают условия для внедрения современных инструментов профориентации — «Город открытий», «Профессии будущего», «Центр иммерсивных технологий Правительства Москвы». Сюда же относятся практические площадки «Сириус», «Проектория», «Билет в будущее», «Профитрак», мобильные лаборатории и — действующие экосистемы для апробации новых форматов.
Эти проекты нацелены преимущественно на молодое поколение и ориентируются на ближайшее будущее.
Со взрослой аудиторией тесно работают Центры занятости населения. Они, в частности, взаимодействуют с участниками СВО, матерями в декрете и представителями невостребованных специальностей, помогая найти работу, пройти переобучение или оформить документацию для предпринимательской деятельности. Для повышения качества результата профориентации, переквалификации и последующего найма также обновляются методические программы и используются новые инструменты.
Опыт Липецкой области — один из наглядных примеров, когда регион стремится не просто внедрить технологии, но и предоставить широкие возможности для развития и роста своих граждан.
«Чтобы девиз "Липецкая область — регион возможностей" наполнился реальным содержанием, мы выстраиваем работу на опережение,»
Успех региона отмечен на Всероссийском конкурсе цифрового развития регионов «ПРОФ-IT»: Липецкая область заняла восемь призовых мест. На третьем месте оказался сервис Брейни для нейро-диагностики и профориентации. Сервис активно используется в работе Центра занятости и молодежной карьеры.
«Что для взрослых, что для молодых людей — это хороший инструмент, чтобы понять, что тебе интересно и на что ты способен,»
Нейро-диагностика стала частью кадровой стратегии Липецкой области, которая строится вокруг работы с молодежью, цифровизации и поддержки образовательных инициатив. Регион продолжает активно внедрять цифровые решения и технологии ИИ, а также синхронизирует задачи образовательных организаций с запросами работодателей.
Другими словами, Липецкая область демонстрирует, как должна работать профориентация в новой единой системе: от федеральной стратегии и региональных особенностей до учебных заведений и современных технологий.
И это уже не эксперимент, а проверенное решение.
Профориентация перестала быть опцией. Она преобразовалась в инструмент кадровой политики государства. Федеральные нормативы и нацпроекты ставят задачу: обеспечить релевантность спроса рынка и образовательных программ. Нейротехнологии и, в частности, сервис нейро-диагностики и профориентации Брейни предлагают операционный путь к этой цели: объективные нейрофизиологические данные дополняют традиционные методики и позволяют руководителям образовательных учреждений и центров занятости принимать более точные решения по отбору, сопровождению и переподготовке кадров.
Узнать подробнее о сервисе нейро-диагностики для Центров занятости населения и образовательных учреждениях можно по ссылке.