Профориентация в современной России: вызовы времени и пути развития системы

Профориентация в современной России: вызовы времени и пути развития системы

Профориентация сегодня — это ключевой инструмент кадровой политики государства. Выбор профессии подростком напрямую связан с социально-экономической стратегией: от распределения бюджетных мест и загрузки отраслевых кластеров до формирования человеческого капитала регионов.

Чем точнее система образования помогает человеку выявить профессиональные склонности и способности, тем выше его личная траектория, оперативность трудового вхождения на рынок и общая конкурентоспособность экономики. Ранняя профориентация и качественная диагностика взрослых становятся инструментами стратегического управления трудовыми ресурсами и оптимизации инвестиций в образование.

Единая модель профориентации

С 1 сентября 2023 года в российских школах действует единая модель профориентации — Профминимум. Это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

Единая модель профориентации направлена на учеников 6-11 классов и по своей сути является начальным звеном в общей системе подготовки кадров, востребованных экономикой региона и страны.

Модель призвана помочь школьникам разобраться в своих интересах и предпочтениях. И она особенно релевантна в той ситуации, когда рынок труда находится в постоянной динамике: те профессии, которые еще вчера были востребованы, завтра могут навсегда устареть.

Выпускники школы должны не просто получить шанс поступить, а стать представителями тех специальностей, в которых они будут максимально полезны и эффективны. Для реализации такого сценария необходима слаженная экосистема, где государство, регион, вуз/СПО и школа действуют как единый механизм.

Правительство Российской Федерации уже сделало большой вклад и продолжает детальную работу в этом направлении. Помимо того, что активно разрабатывается и внедряется нормативная база, также уделяется немалое внимание использованию современных технологий и, в частности, искусственного интеллекта и нейротехнологий.

Важность профориентации: от человека до государства

Профориентация — один из ключевых компонентов экосистемного подхода к кадровому сопровождению. В проекте Министерства просвещения России и Института стратегии развития образования «Настольная книга директора школы» профориентация представлена как инструмент, который связывает систему общего образования с экономической системой страны, потребностями обучающихся и их будущим.

Важно подчеркнуть, что профориентация важна как для самой системы подготовки кадров, так и для каждого ее элемента в отдельности.

Для человека

Качественная профориентация снижает риск ошибочного выбора специальности и связанных с ним потерь времени и ресурсов. Когда будущий студент понимает свои реальные склонности и особенности, он реже сталкивается с отчислениями, сменой направления или необходимостью переобучения. Это делает образовательную траекторию стабильнее и ускоряет переход к профессиональной деятельности, что в свою очередь повышает эффективность подготовки кадров, снижая нагрузку на систему образования и рынок труда.

Государство заинтересовано в том, чтобы граждане были удовлетворены выбором своей профессии, их деятельность становится максимально эффективной.

«Как только вы будете заниматься любимым делом и будете добиваться маленьких результатов, все сложится сразу. Я хочу пожелать всем, кто выбирает сейчас себя, выбирает свою жизнь, профессию, свое будущее, тщательно над этим работать,»

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Парламентская газета

Для образовательной системы

Ранняя профориентация снижает количество неэффективно занятых бюджетных мест, переводов и отчислений. Согласованная работа школ, СПО и вузов с работодателями повышает качество подготовки кадров, укрепляет связь содержания с запросами экономики и повышает результативность трудоустройства. Это благоприятно влияет на устойчивость и эффективность всей системы образования.

Для экономики и региона

Федеральные проекты («Кадры», «Профессионалитет», «Активные меры содействия занятости») специально связывают образовательные объемы и с потребностями экономики. Сюда относятся создание образовательных центров, выделение целевых мест субсидий и переподготовки. И чем точнее работает профориентация, помогая гражданам определиться с выбором профессии на ранних этапах, тем эффективнее действует цикл.

Профориентация важна не только для подрастающего поколения, выбирающего свой путь, но и для взрослых, оказавшихся в непростой жизненной ситуации или желающих сменить сферу деятельности. Центры занятости населения в регионах по всей России помогают представителям старших поколений переобучиться и вновь стать востребованными на рынке труда.

Для государства

Качественная профориентация — инструмент рационального расходования ресурсов. Количество бюджетных и целевых мест по специальностям – это не просто «рыночный выбор абитуриентов», а результат нормативно-административного распределения средств и заданий. И когда человек делает осознанный выбор профессии, в которой он наиболее эффективен, он не только чувствует себя счастливым и нужным, но и помогает государству.

Модернизация профориентации неизбежна

Несколько лет назад в России отмечалось, что образовательная система готовит специалистов, которые не востребованы экономикой. Это в очередной раз подтвердило необходимость работы над созданием единой системы от профориентации до трудоустройства.

«Прогноз занятости должен быть абсолютно синхронизирован с прогнозом подготовки кадров по отдельным отраслям, высшим профессиональным образованием и так далее,»

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, РИА Новости

Профориентационная работа — фундамент для возведения новой синхронизированной системы подготовки кадров. Поэтому необходимо, чтобы она учитывала все реалии современного мира и развивалась вместе с ним.

Изменчивость на рынке труда

Технологии, профессии и требования работодателей постоянно меняются. Одни специальности исчезают, не успев появиться, другие занимают их место. Иногда профессия расщепляется на несколько узконаправленных специальностей. Профориентация модернизируется, чтобы быть релевантной, учитывать динамику рынка и запросы системы подготовки кадров.

Координация между школой, вузом/СПО и работодателем

Современная профориентация призвана помочь школьнику еще до поступления в учебное заведение выстроить карьерную траекторию (школа — вуз/СПО — квалификация, востребованная в регионе). Внедрение Профминимума сократило разрыв между звеньями системы, а выбор профессии стал осознаннее. Использование инновационных технологий в профориентации делает механизм еще более скоординированным. Так, формат VR-экскурсий позволяет детально погрузиться в профессию и заранее получить объективную картину о том, насколько она соответствует интересам человека.

Особенности региональных условий

У разных субъектов Российской Федерации — разные отраслевые кластеры, разные требования. В одном регионе может быть акцент на агро- и пищевую промышленность, в другом — на IT-сферу и высокотехнологичное производство.

Соответственно, унифицированный подход не эффективен: необходима адаптированная профориентация с учетом региональной кадровой политики. Эта мысль отражена в дорожных картах по реализации Профминимума и региональных программах развития талантов.

Субъекты заинтересованы в том, чтобы представители молодого поколения могли реализовать свой профессиональный потенциал в родном регионе. В свою очередь, для самого молодого поколения это возможность найти свое призвание, не прибегая к переезду в другие города. Профориентация в данном случае служит крайне полезным инструментом как для регионов, так и для самих граждан.

Инструменты диагностики

Инструментарий школ и центров занятости по части профориентации больше не ограничивается тестами, опросниками и другими устаревшими методиками. Появляются новые способы знакомства с профессией в виде VR-экскурсий, интервью с экспертами из профессиональных сфер, нейро-диагностик и других форматов. Профориентация как часть единой кадровой экосистемы не может не адаптироваться к современным реалиям и не осваивать инструменты, которые будут предоставлять объективную картину и давать наиболее точные рекомендации.

Решения, которые внедряют регионы в профориентацию

Уже сейчас действуют проекты, которые создают условия для внедрения современных инструментов профориентации — «Город открытий», «Профессии будущего», «Центр иммерсивных технологий Правительства Москвы». Сюда же относятся практические площадки «Сириус», «Проектория», «Билет в будущее», «Профитрак», мобильные лаборатории и — действующие экосистемы для апробации новых форматов.

Эти проекты нацелены преимущественно на молодое поколение и ориентируются на ближайшее будущее.

Со взрослой аудиторией тесно работают Центры занятости населения. Они, в частности, взаимодействуют с участниками СВО, матерями в декрете и представителями невостребованных специальностей, помогая найти работу, пройти переобучение или оформить документацию для предпринимательской деятельности. Для повышения качества результата профориентации, переквалификации и последующего найма также обновляются методические программы и используются новые инструменты.

Опыт Липецкой области — один из наглядных примеров, когда регион стремится не просто внедрить технологии, но и предоставить широкие возможности для развития и роста своих граждан.

Всероссийская ярмарка трудоустройства, июнь 2025
Всероссийская ярмарка трудоустройства, июнь 2025

«Чтобы девиз "Липецкая область — регион возможностей" наполнился реальным содержанием, мы выстраиваем работу на опережение,»

Заместитель губернатора Липецкой области, Ольга Белоглазова, АиФ

Успех региона отмечен на Всероссийском конкурсе цифрового развития регионов «ПРОФ-IT»: Липецкая область заняла восемь призовых мест. На третьем месте оказался сервис Брейни для нейро-диагностики и профориентации. Сервис активно используется в работе Центра занятости и молодежной карьеры.

«Что для взрослых, что для молодых людей — это хороший инструмент, чтобы понять, что тебе интересно и на что ты способен,»

Заместитель руководителя Роструда Ян Талбацкий, ВНОТ

Нейро-диагностика стала частью кадровой стратегии Липецкой области, которая строится вокруг работы с молодежью, цифровизации и поддержки образовательных инициатив. Регион продолжает активно внедрять цифровые решения и технологии ИИ, а также синхронизирует задачи образовательных организаций с запросами работодателей.

Другими словами, Липецкая область демонстрирует, как должна работать профориентация в новой единой системе: от федеральной стратегии и региональных особенностей до учебных заведений и современных технологий.

И это уже не эксперимент, а проверенное решение.

Профориентация перестала быть опцией. Она преобразовалась в инструмент кадровой политики государства. Федеральные нормативы и нацпроекты ставят задачу: обеспечить релевантность спроса рынка и образовательных программ. Нейротехнологии и, в частности, сервис нейро-диагностики и профориентации Брейни предлагают операционный путь к этой цели: объективные нейрофизиологические данные дополняют традиционные методики и позволяют руководителям образовательных учреждений и центров занятости принимать более точные решения по отбору, сопровождению и переподготовке кадров.

Узнать подробнее о сервисе нейро-диагностики для Центров занятости населения и образовательных учреждениях можно по ссылке.

1
Начать дискуссию