Что такое ценности в корпоративной культуре? 💎
Нередко задумываюсь на тему того, как всё-таки в компании формируются те самые «ценности», о которых с порога заявляют все, кто работает с корпоративной культурой.
Ценности — это что?
То, что ценят в людях? То, что ценят в команде? То, что ценит собственник? То, что ценит бизнес?
Что-то одно или совокупность?
Если разбирать понятный концепт, то:
Ценности ➡ Убеждения ➡ Регламенты
🧭 Ценности — внутренний компас команды, влияющий на выбор.
🧠 Убеждения — устойчивые паттерны поведения, которые сформированы командой на основе ценностей.
📌 Регламенты — официальные документы, фиксирующие сценарии и приводящие их в действие.
При определении ценностей компании важно заглянуть «под капот» и проверить, какие ценности существуют уже сейчас. Этим есть шанс убить несколько зайцев:
1. Создать эффект причастности сотрудников.
2. Взять за основу то, что реально работает.
3. Проверить «температуру по больнице».
Единые ценности недооценены. Часто вспоминаю свой опыт, где долго отстаивала мнение о ценностях и объединении сотрудников под одними смыслами. Причин для реализации было несколько:
✅ Компания, состоящая из нескольких целевых аудиторий, которые создали обособленные экосистемы.
✅ Очевидная конкуренция между отделами и отсутствие единых целей.
✅ Отсутствие субординации и избыточный микроменеджмент.
✅ Выгорание и потеря ценных кадров.
В итоге мою идею не поддержали, компания через пару лет распалась, а те самые отделы начали самостоятельную жизнь, в которой каждый выдохнул и почувствовал себя в своей тарелке.
P.S. Однако сейчас, при встрече с бывшими коллегами, мы всё ещё считаем, что было в нашем коллективе что-то особенное, что собирало вокруг себя толковых специалистов, с которыми и работать приятно, и общаться. Жаль, что мы вовремя не сделали это «что-то» ценностью.
Возвращаясь к кейсу — тогда я не занималась корпоративной культурой, я вообще только-только начала работать в подборе. Но, имея за спиной опыт студенческих отрядов, где для эффективной работы коллектива важно было уловить единые смыслы, я осознавала эту брешь. Никогда не подумала бы, что это пригодится мне в работе.. Очень жаль, что в тот момент мне не хватило опыта.
Единые ценности и смыслы влияют на ключевые показатели бизнеса:
1. Скорость выполнения задач.
2. Клиентоориентированность.
3. Прибыль.
За каждой ценностью важно ставить не абстрактные смыслы, а реальные навыки. Если про скорость — значит, мы мотивируем сотрудников на быстрое решение задач, признаём их результаты и поощряем (не обязательно материально). Если мы про результат — значит, реализуем проекты, где сотрудники могут самостоятельно внедрять инициативы и оптимизировать текущие процессы без «пинка».
В таком случае мы воплощаем наши ценности в жизнь, а не просто пишем на ХХ о ценностях, добавляя «дружный коллектив» в качестве вишенки на торте 🍒
По большому счету ценности должны стать стандартом качества, который говорит «дорогой коллега, у нас принято делать вот так и никак иначе, именно тогда мы те, кто мы есть».
Так вот, отвечая на вопрос «Что такое ценности?», я скажу так:
Ценности — это индикатор, позволяющий понимать, что лежит в основе всего:
🪅Отношений между бизнесом и сотрудниками.
🪅Отношений между бизнесом и клиентами.
🪅Отношений между сотрудниками.
Если ценности совпадают — нас выбирают.
Соответственно, при формировании принципов необходимо закладывать то, что выбирает бизнес: отойти от развития корпоративной культуры и пережить кризис или работать на будущее компании и начать вкладываться уже сейчас?