Инструменты Ментора
В честь 1 сентября хочу поделиться своим опытом менторства.
Большинство менторов сначала занимаются менторингом, а потом через некоторое время приходят в коучинг. В моей жизни так получилось, что коучингом я занялся и прошёл обучение в 2008 году, а вот в менторинг вписался только в 2011 году. А профессиональное обучение по менторингу прошел только в 2018.
Коучинг – только один из инструментов менторинга. Давайте перечислим наиболее распространённые:
✔ Обучение действием (Action Learning)
✔ Баддинг (Buddying)
✔ Метод кейсов (Case Studying)
✔ Коучинг (Coaching)
✔ Обратная связь (Feedback)
✔ Командная работа (Team work)
✔ Следование тенью (Shadowing)
Давайте разберем их подробнее
Обучение действием (Action Learning)
1 Даём своем менти (подопечному) реальную задачу или учебную, но очень похожую на реальную
2 Чётко формулируем цель с критериями проверки
3 Совместно с менти составляем план действий с конкретными сроками
Плюсы
➕ Менти быстро погружается в работу
➕ Начинает приносить пользу уже на старте
Минусы:
➖ Если у менти совсем нет опыта в данном типе активности, придётся прям очень сильно разжёвывать план и вероятно переделывать за ним, если это реальная задача
Баддинг (Buddying)
Сравнительно необычный тип наставничества. Обычно используется не для развитие каких-либо компетенций у сотрудника, а для его быстрого и лёгкого онбординга в новой компании/коллективе. Здесь Бадди (ментор) не обязательно должен быть более опытным специалистом, это просто тот, кто давно работает в компании разобрался в её процессах, культурном коде и каналах коммуникации. Такой человек скорее именно не старший коллега, а как следует из названия «друг», который тебе подскажет, где что можно найти, как сделать то или иное действие в данной компании. Обычно он выделяется на время испытательного срока.
Плюсы
➕ Из-за того, что это такой неформальный «наставник» часто дружеские взаимоотношения между Бадди и бывшим новичком продолжаются годы
Ограничения
➖ Если Бадди не является более опытным сотрудником, а новичок тоже на самый опытный сотрудник, то обязательно нужен ещё и ментор в более классическом понимании, который сможет прокачать новичка ещё и профессионально.
➖ Подходит только для менторинга внутри компании
Метод кейсов (Case Studying)
Вероятно, наиболее распространённый инструмент наставничества. Метода кейсов прекрасно сочетается с Обучением действием, хотя может использоваться и самостоятельно.
Вы с менти разбираете ситуации, которые у него возникают в процессе работы, при этом ментор может давать советы, использовать коучинг и/или обратную связь
Плюсы
➕ Решаете проблему менти здесь и сейчас
Минусы
➖ Разбирая только кейсы, можно упустит из виду системных проблем в развитие менти, которые, возможно, приводят к возникновению кейсов
Коучинг (Coaching)
Пожалуй, один из наиболее сложных инструментов. Но в тоже время он часто даёт самые значимее результаты.
Коучингу, вероятно, стоит посвятить отдельный пост или даже серию постов. Но попробую объяснить в 2 словах.
1 Проясняем цели менти (коучи): понять карьерный путь, решить конкретную проблему, развить какой-то навык и т.д.
2 Формулируем цели совместно с менти на текущую встречу: найти пути решения, сформировать роадмап, определить ближайшие шаги и т.д.
3 Ментор (коуч), задавая вопросы своему коучи и используя другие коучинговые инструменты, помогает подопечному самому найти решения проблем и сформулировать шаги. Причём здесь Ментор именно не подсказывает решения, а задаёт вопросы таким образом, чтобы менти мог сам прийти к правильным ответам
Плюсы
➕ Часто менти может найти более крутое или более подходящее решение для обсуждаемой проблемы, нежели то которое вы посоветовали бы ему в рамках классического менторинга
➕ Может приводить к невероятным результатам: у менти растёт продуктивность в разы, мотивация взлетает до небес
Минусы
➖ Если у сотрудника мало опыта в решении подобных проблем коучинг, может привести скорее к фрустрации нежели к позитивному результату. Поэтому всегда соотносите компетенции менти и проблему, возможно, в данному случае стоит использовать другой инструмент менторинга
➖ Коучинг, часто копает глубинные потребности сотрудника, и может в итоге привести к тому, что сотрудник осознает, что он хочет работать на другой должности или даже в другой компании. В целом это хороший результат коучинга не только для менти, но и для компании, т.к. сотрудник «не на своем месте» обычно достаточно посредственно работает и его уход или смена позиции помогут заменить его более мотивированным сотрудником.
➖ Коучинг требует достаточно хорошей подготовки и, вероятно, ментально подойдёт не каждому руководителю.
Обратная связь (Feedback)
Пожалуй, наиболее понятный инструмент, который можно использовать не только в менторинге, но для менторинга он является часто просто необходим. Его можно сочетать со всеми остальными инструментами за исключением коучинга
Обратная связь помогает понять менти:
1 Что он делает хорошо и стоит продолжать делать также. Это особенно полезно, когда менти не уверен, правильное ли он решение принял в той или иной ситуации
2 Что нужно делать по-другому и как. Это особенно важно, иначе менти не сможет развиваться
Плюсы
➕ даёт понять менти свои сильные стороны и зоны роста
Минусы
➖ Обратная связь, хоть и очень распространённый инструмент, но давать её корректно и полезно – достаточно сложное мастерство. Я всем начинающим руководителям, Скрам-Мастерам и Agile-коучам даю почитать вот эту подборку.
➖ Не подойдет для ментора, который не работает с менти вместе, например, внешний ментор, т.к. он не может наблюдать поведение менти в рабочем контексте
Командная работа (Team work)
Один из моих любимых инструментов: вы с менти выполняете какую-то задачу вместе.
Плюсы
➕ Вы плотно работаете с менти и можете ему часто давать Обратную связь
➕ Менти быстро погружается в рабочий контекст даже быстрее, чем при Обучении действием, т.к. всегда есть радом опытный коллега, который может помочь
➕ Ниже вероятность получить задачу не в срок или ненадлежащего качества по сравнению с Обучением действием
Минусы
➖ Часто может выйти, что в итоге задаче будет сделана медленнее, чем если бы вы её делали один, но далеко не всегда так, зависит от прокаченности менти
➖ Есть как менторы, так и менти предпочитающие работать в одиночку
➖ Опять же не подойдёт, если вы не работаете вместе с менти в одной команде
Следование тенью (Shadowing)
Самый простой инструмент для ментора. Он по факту работает как очно весь день, а менти ходит с ним хвостиком тенью и учится
Плюсы
➕ Минимум отвлечения ментора от основной работы
➕ Менти учится не только что делать, но и как делать, глядя на ментора
Минусы
➖ Подойдёт больше для специальностей, либо связанных в основном с устными коммуникациями, либо с физическим трудом. Очень сложно перенимать опыт, глядя как ментор что-то делает за компьютером.
➖ Если ментор совсем ничего не объясняет, то для менти большая часть дня может показать просмотром фильма на незнакомом языке. Поэтому важно давать контекст менти перед встречей, где вы оба участвуете, а также объяснять и отвечать на вопросы менти после такой встречи.
Сочетайте разные инструменты
Менторинг с использованием только одного инструмента как правило не очень эффективен. Сочетайте инструменты! Можно в рамках одной встречи, можно в рамках разных: например, одна встреча коучинговая, другая с дачей обратной связи.