Восемь кризисов, которые делают нас взрослыми
Часто кажется, что личность формируется в детстве, а дальше мы просто живем с тем, что получили. Это не так.
Эрик Эриксон, ученик Фрейда, показал, что наше «Я» создается и пересобирается всю жизнь. Через восемь обязательных кризисов. В каждом из них — развилка. Успешное прохождение дает силу. Неудача — оставляет хромоту, с которой придется идти дальше.
Вот эти восемь поворотов.
1. Доверие или недоверие (0–1,5 года)Вопрос, который решает младенец: «Можно ли доверять этому миру?»Если мать (или тот, кто заботится) откликается последовательно и с любовью — рождается базовое доверие. Оно становится фундаментом для надежды — способности хотеть, даже когда трудно.Если уход непредсказуем, жесток или холоден — формируется базовое недоверие. Мир будет казаться враждебным, а тревога — фоновой музыкой жизни.
2. Автономия или стыд (1,5–3 года)Вопрос: «Могу ли я управлять собой?»Ребенок говорит «Я сам!». Приучение к горшку — символ первого контроля над своим телом.Поощрение ведет к автономии и силе воли. Наказания и гиперопека — к стыду и сомнениям в своих силах. Именно здесь закладывается будущий перфекционизм или, наоборот, безволие.
3. Инициатива или вина (3–5 лет)Вопрос: «Можно ли мне быть активным и целеустремленным?»Ребенок фантазирует, придумывает игры, бесконечно спрашивает «почему?». Если его начинания поддерживают — развивается инициатива, целеустремленность. Если высмеивают, подавляют или наказывают за «плохие» мысли — появляется хроническое чувство вины за свои желания.Здесь же, по Эриксону, происходит здоровая переработка эдипальных чувств. Невыполненная задача этой стадии — корень многих проблем с постановкой целей во взрослом возрасте.
4. Компетентность или неполноценность (5–12 лет)Вопрос: «Могу ли я быть умелым в мире взрослых?»Школа, первые оценки, сравнение с другими. Успех и признание рождают трудолюбие и чувство компетентности — «я могу!». Неудачи и насмешки — чувство неполноценности, которое может остаться на всю жизнь.
5. Идентичность или смешение ролей (12–20 лет)Главный вопрос: «Кто я?»Подросток пытается собрать себя из кусочков: тело меняется, общество давит с ожиданиями. Успех — это обретенная идентичность и внутренняя верность себе. Провал — ролевая диффузия: непонимание, кто ты, куда идти, зачем жить. Это болезненная застенчивость, бунт без причины или бегство в толпу.
6. Близость или изоляция (20–40 лет)Вопрос: «Могу ли я полностью отдать себя другому?**Речь не только о сексе. Это про способность к глубокой, открытой, ответственной связи. Тот, кто обрел идентичность, может рискнуть близостью и обрести любовь. Тот, кто не нашел себя, боится «потеряться» в другом и обрекает себя на изоляцию.
7. Генеративность или стагнация (40–65 лет)Вопрос: «Что я оставлю после себя?»Фокус смещается с себя на будущее. Генеративность — это забота о детях, учениках, деле, вкладе в мир. Это «забота о будущем человечества». Тот, кто не развил эту способность, погружается в стагнацию: эгоцентризм, скуку, ощущение, что жизнь кончена, а смыслов больше нет.
8. Целостность или отчаяние (65+ лет)Финальный вопрос: «Имела ли моя жизнь смысл?»Подведение итогов. Если человек может принять свой путь — со взлетами, падениями и ошибками — он обретает целостность Эго и мудрость. Если жизнь видится как цепь упущенных возможностей и ошибок, его настигает отчаяние и страх смерти.
Что это значит для нас сегодня?
Мы все — в постоянном развитии. Тот, кто в 40 лет чувствует пустоту, возможно, не прошел кризис генеративности. Тот, кто не может построить отношения, может быть застрял в поиске идентичности.
Эти кризисы не приговор, а карта. Понимая, на какой развилке ты стоишь, можно осознанно сделать шаг в сторону силы, а не слабости. Психоаналитический подход как раз и дает этот инструмент — увидеть невыученный урок и наконец его пройти.
Не бывает «поздно». Бывает «самое время» доделать работу, которую психика ждала годами.