Как алгоритмы учат детей, и контролируют их поведение
Китайские родители нашли новый «лайфхак»: включить видеозвонок с ассистентом Doubao и поручить ему следить за ребёнком, пока тот делает уроки.
Инструкция максимально проста: «Следи за тем, как он пишет, ругай, если отвлекается или сидит неправильно».
В результате ИИ: одёргивает ребёнка за позу: «Сядь ровно, не склоняйся к тетради, держи дистанцию до книги», останавливает попытки уснуть или играть ручкой. Параллельно выступает «справочником», мгновенно объясняя слова и выражения по запросу.
Реакция соцсетей разделилась очень показательно:
- у кого нет детей — в основном шок, ирония, тревога за приватность и психику:
- предложения «клонировать голос классной руководительницы»,шутки про «AI + роботизированная указка — полный набор для детской травмы»,размышления о будущем поколении, которое в старости окажется под опекой тех же алгоритмов.
- у кого дети есть — практически восторг: главной вопрос — «как подключить и что нажать», потому что вечерние домашки давно превратились в семейный ад:
И для них ИИ‑няня выглядит не как угроза, а как спасательный круг.
Но парадокс здесь прост:
- ребёнок, который и так любит учиться, всё сделает и без ИИ‑надзирателя;
- ребёнок, который учёбу ненавидит, научится обманывать и раздражать даже алгоритмы.
Технология отлично дисциплинирует поведение, но не рождает мотивацию. Старый вопрос «как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться» все равно остаётся открытым.