Могут ли независимые службы такси выжить в эпоху агрегаторов
Лет 10 назад в каждом городе было по несколько независимых служб такси. Но за последние 5-7 лет рынок пассажирских перевозок заметно изменился – появились агрегаторы вроде Убера и Яндекса.
Заказывать такси стало проще: открываем приложение, вводим адрес и готово. Никаких звонков и контактов с диспетчером, оплачивать можно онлайн, а на карте видно, где находится автомобиль.
Люди быстро привыкли к удобным сервисам. Так, по данным Департамента транспорта Москвы, Яндекс Go в столице контролирует 96% заказов через мобильное приложение. Значит ли это, что независимые службы такси не могут конкурировать с агрегаторами? Давайте разбираться.
Что случилось с независимыми службами такси после прихода агрегаторов
В крупных и небольших городах картина разная. Да, в миллионниках, например, в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, агрегаторы претендуют на монополию. Небольшим компаниям-перевозчикам тяжело конкурировать с ними по количеству заказов.
Если такая служба такси отправит автомобиль с одного конца города на другой, то не факт, что потом найдется еще заказ, чтобы водитель мог вернуться в основной район работы не вхолостую.
В небольших городах на 200-400 тысяч населения другая ситуация. С появлением агрегаторов у местных служб такси случилась просадка, но не такая существенная.
Большинство этих компаний до сих пор получает заказы через звонки в диспетчерскую. Это работает по нескольким причинам: некоторые просто привыкли к одному бренду, другие не освоили приложение в силу возраста. А иногда, особенно в час пик, агрегатор не справляется с потоком заявок и повышает стоимость поездки. Тогда люди вспоминают, что можно вызвать местное такси по телефону и уехать дешевле.
Как независимые службы такси выживают в условиях конкуренции
Пока в городе нет агрегатора, независимые службы такси конкурируют между собой. Но, с приходом крупного игрока одни компании закрываются, а другие продолжают работать.
Факторы, которые позволяют поддерживать конкурентоспособность.
Финансовая «подушка»
При входе на местный рынок агрегатор начинает активно рекламировать услуги и демпинговать цены, чтобы привлечь водителей и пассажиров.
Около 7 лет назад Яндекс заходил в город Ижевск и назначил минимальную стоимость поездки в 39 рублей. В то время, как местные службы такси держали «минималку» на уровне 60-80 рублей. В результате последние теряли и клиентов, и водителей, которые уходили за лучшими условиями или работали на два фронта.
Крупные и средние службы такси, у которых есть финансовый резерв, могут составить агрегатору конкуренцию и использовать эти деньги, чтобы:
- тоже снизить цены на поездки без ущерба для водителей;
- организовывать акции для удержания клиентов;
- платить диспетчерам зарплату в период резкого сокращения заявок;
- оплачивать техническую поддержку программы для такси, например, работу мобильного приложения.
У маленьких служб такой возможности нет, поэтому они закрываются.
Наличие собственного автопарка
Свой автопарк – это хорошая возможность держаться на плаву, пока ситуация на рынке не нормализуется. Автомобили можно предоставлять в аренду по двум сценариям:
- сдавать для работы в такси и просто получать с этого доход;
- сдавать для работы в такси, но на определенных условиях.
Пример: Служба такси, у которой нет своих автомобилей, работает с частными водителями. Появляется агрегатор и за каждый заказ предлагает по 100 рублей сверху. Частников это привлекает, и они уходят. А перевозчик не может выполнять свои заказы и теряет пассажиров.
Компания с собственным автопарком может сдавать авто с условием, что водитель будет выполнять все её заказы, даже невыгодные. Это позволяет вывозить заказы, которые отклоняют частники и таким образом конкурировать с агрегатором. А еще в этом случае водители не могут просто взять и уйти, если где-то предлагают лучшие условия.
Какие возможности для развития есть у независимых служб такси
В этом разделе обсудим, как местной службе такси развивать и поддерживать бизнес после появления агрегатора. И снова будем учитывать масштабы города.
Занять определенную нишу
Когда агрегатор заходит в город-миллионник, то быстро привлекает к себе большую часть клиентов. Независимые службы такси больше не могут собирать заказы со всех точек, поэтому им выгоднее занять определенный рынок, например, сфокусироваться на районных поездках.
Такой вариант подойдет водителям, которые живут в конкретном районе и не хотят ездить по всему городу. А чтобы привлечь пассажиров, можно придумать уникальное торговое предложение.
Например, в Екатеринбурге можно организовать поездки в пределах Уралмаша по фиксированной цене из точки А в точку Б. Район довольно большой, поэтому пассажирам понравится ездить не по таксометру. А водителям не придется выезжать в другие части города и стоять в пробках.
В маленьком городе местная служба такси тоже может установить фиксированный ценник на поездки по району или предлагать услуги, который не предоставляет агрегатор, например, доставку из ресторанов или цветочных магазинов.
Освоить корпоративный сектор
Если в крупном городе стало тяжело конкурировать за заказы, независимая служба такси может уйти в сферу корпоративных перевозок: заключать договора с организациями и развозить сотрудников. Это особенно сработает, если предприятие удалено от города, потому что не каждый водитель агрегатора согласится туда ехать.
Однако понадобятся специальные программы для такси, которые позволят сотрудникам оперативно создавать заявки на авто, формировать составные заказы и отслеживать передвижение водителей.
У независимых служб такси также есть преимущество, которое может помочь в конкурентной борьбе – возможность выстраивать человеческие отношения с клиентами и сотрудниками.
Агрегаторы – это сетевые компании, которые решают все вопросы удаленно. В местных компаниях все более традиционно: офис зачастую находится в городе, туда легко дозвониться или прийти, если возникла проблема. Многие люди, и водители, и пассажиры, точно такое ценят.
Некоторые водители хотят работать спокойно и независимо, поэтому не идут в крупную корпорацию. Свои причины и у пассажиров: одни просто привыкли к конкретному бренду, другие больше доверяют, потому что местная компания точно проверяет водителей при трудоустройстве.
Мне больше нравится заказывать местное такси, потому что там прямая коммуникация с водителем и диспетчером. Если я что-то забуду в автомобиле, то сразу могу позвонить в службу и договориться, когда и как мне вернуть вещь.
Когда тороплюсь или хочу быстро получить отчетные документы по поездке, то вызову агрегатора, пусть и дороже. Но если я не спешу, то скорее воспользуюсь услугами местной службы и уеду на 50-100 рублей дешевле.
Что еще может помочь независимым службам такси
Другой эффективный инструмент конкуренции – программы для такси и таксопарков. Современное ПО позволяет автоматизировать рабочие процессы, упростить коммуникацию и повысить качество обслуживания клиентов.
Многие службы первым делом хотят поставить клиентское приложение, как у агрегаторов. Но это нецелесообразно без полноценной программы для такси, потому что передавать заявки из приложения будет некуда.
Принимать заказы можно и по телефону, главное – быстро их обрабатывать. С этим помогает программный сервер и водительское приложение: чем раньше водитель получит информацию о заказе, тем быстрее выполнит его и приступит к новому.
Например, в программу для такси и таксопарков «Такси-Мастер» входит приложение TMDriver с функционалом, который направлен на повышение эффективности и увеличение дохода. Водители могут быстро принимать заказы, связываться с диспетчерской, самостоятельно регистрироваться на смену, выбирать район и не только.
С программой «Такси-Мастер» и приложением TMDriver проще собирать и распределять заявки. Оператор принимает звонок, а система автоматически ищет свободный экипаж. Водитель получает уведомление, и в один клик может принять, отклонить или поставить заказ в очередь.
Почему агрегаторы не станут монополистами
Мы обсудили, что происходит с независимыми службами такси в новых реалиях. Да, в Москве агрегаторы заняли практически весь рынок, но это скорее исключение из правила. В других крупных городах и в регионах независимые службы такси могут оставаться на плаву, потому что агрегаторы не будут стремиться к монополии. Объясню, почему я так считаю.
Монополия означает, что на рынке перевозок не осталось конкурентов, и все работают на агрегатор. Проблема в том, что все водители не могут иметь одинаково высокий доход и приоритет по заказам. Также присутствует человеческий фактор: кто-то не вышел на смену, получил от пассажира «две звездочки» или просто не хочет работать на условиях агрегатора. Получается, что водителям нужно куда-то уходить, поэтому всегда должны быть другие варианты.
Еще есть финансовый вопрос. Если крупная корпорация преодолеет порог 75% заказов в городе, то будет сложно поддерживать процент вывоза. Потребуется больше рекламы, а еще нужно постоянно искать и привлекать водителей. Это тяжело и не всегда выгодно, поэтому в городе, где работает агрегатор такси всегда найдется место для нескольких независимых служб.