Опасности корпоративного комфорта: уроки эксперимента Вселенная-25

Рай убивает. История о том, как мыши доказали опасность корпоративного комфорта.

В 1968 году американский ученый Джон Кэлхун построил мышиный рай и случайно предсказал будущее современных корпораций.

Эксперимент “Вселенная-25” должен был стать прекрасной утопией: замкнутое пространство на пару тысяч грызунов, бесконечная еда, идеальная температура, отсутствие хищников. Короче, мышиный all-inclusive с пожизненной гарантией.

Поселили четыре пары. Поначалу всё шло по плану – мыши плодились, обустраивались, строили гнёзда. Но на пике численности (около 2200 особей) началась жесть.

Самцы перестали интересоваться самками. Самки убивали детёнышей. Появились “красивые мыши” – с идеальной шёрсткой, но абсолютно бесполезные. Не дрались, не спаривались, не воспитывали потомство. Только жрали, спали и вылизывали себя часами.

Социальные связи рухнули. Размножение остановилось. К 1780 дню сдохла последняя мышь.

Кэлхун изучал влияние перенаселения на поведение. Его выводы повлияли на представления о городском планировании и социальной архитектуре. Но я вижу в этом эксперименте и важные уроки для предпринимателей:

  1. В тёплом болотце теряется причина что-то менять. Сначала исчезают драйв и креатив. Потом – командная ткань. А в конце – и сам бизнес. Потому что нас губят не вызовы, а их полное отсутствие
  2. Без смысла нет движения. Мыши потеряли цель существования – и вымерли. В бизнесе то же самое: команда без большой цели деградирует в офисный планктон – в соответствии с моей концепцией прагматического романтизма.
  3. Корпоративная культура важнее KPI. Когда рушатся связи в коллективе, никакие бонусы не помогут. 

Я видел десятки компаний, скатившихся в такой же мышиный рай. Большие бюджеты, стабильная зарплата, крутые офисы с кофе-машинами и массажными креслами. Сотрудники сыты, довольны и... абсолютно бесполезны. Они приходят, отсиживают положенное, получают зарплату. Их не волнует результат, никто не горит идеями.

Кэлхун думал, что строит благостную утопию, а получил кладбище. Многие CEO думают, что строят “лучшее место для работы”, а получают корпоративное болото с “красивыми мышами”.

Как практический вывод – я иногда специально создаю “полезный стресс” в своих проектах. Это часть моего метода. Амбициозные цели, жёсткие дедлайны, честная конкуренция внутри команды. Даже небольшие искусственные кризисы не помешают. Элемент неопределённости возвращает людям драйв и смысл существования.

Иначе любая компания рискует повторить путь “Вселенной-25”: рост – деградация – смерть.

Подписывайтесь на Telegram Максим Спиридонов.

Начать дискуссию