Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Комьюнити-менеджер — это человек, который создает пространство для общения и объединяет людей вокруг общих ценностей. В мире, где количество сообществ и их значимость растет, именно комьюнити-менеджеры становятся ключевыми фигурами в том, чтобы вовлекать и удерживать резидентов сообществ и клиентов бизнеса. Эта профессия востребована как никогда: компании ищут тех, кто умеет вдохновлять, поддерживать интерес и объединять людей.

Работа с сообществами — это не только карьера, но и возможность чувствовать себя частью чего-то значимого. Если вам нравится работать с людьми и вы хотите делать мир лучше, эта статья поможет вам понять, как построить успешный карьерный путь в этой сфере.

Как понять, что комьюнити-менеджмент подходит мне?

Комьюнити-менеджмент — это не просто управление чатами или создание контента. Это способность объединять людей, выстраивать доверие и поддерживать активность продолжительное время. Сегодня комьюнити-менеджеры работают не только в клубах и ассоциациях (которых, впрочем, тоже становится все больше). Они также развивают комьюнити в крупных корпорациях и локальных брендах. Причиной стало мощное влияние инструментов сообщества на маркетинг (о нем я уже писала в этой статье).

Чтобы понять, есть ли у вас склонности к этой профессии, задайте себе несколько вопросов:

  • Легко ли мне находить общий язык с разными людьми?
  • Нравится ли мне инициировать общение и поддерживать диалог?
  • Могу ли я вдохновлять и мотивировать других?
  • Умею ли я решать конфликты мирным путем?

Если хотя бы на три вопроса вы ответили положительно, у вас есть базовые задатки комьюнити-менеджера. Это хорошая отправная точка для дальнейшего роста и развития в сообществах.

Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Основные навыки комьюнити-менеджера: что нужно на старте

Чтобы стать комьюнити-менеджером, вам нужно несколько ключевых компетенций:

  • Коммуникация. Умение выстраивать диалог, поддерживать общение и вовлекать в него. Грамотная коммуникация помогает поддерживать интерес и активировать «ядро» сообщества. При этом важно не становиться «новогодней елкой», а создавать среду, в которой сами участники сообщества будут инициаторами общения.
  • Модерация. Управление конфликтами и поддержание дружелюбной атмосферы. Лучшее сообщество — то, которое ощущается как безопасная и комфортная среда, чтобы проявляться. А конфликты и отсутствие этики — то, с чем комьюнити-менеджеру нужно грамотно бороться.
  • Работа с контентом. Сообщество — это не просто журнал или канал в соцсети. Но если вы в комьюнити даете участникам сообщества пользу или повод посмеяться, это жирный плюс. Контент можно генерировать самостоятельно и вовлекать в этот процесс резидентов, которые хотят проявляться.
  • Аналитика. Оценка вовлеченности и мониторинг ключевых метрик — это важно. Подход к работе с опорой на цифры помогает вовремя корректировать стратегию сообщества и улучшать его работу, а значит, делать комьюнити актуальнее для резидентов.
  • Организация мероприятий. Комьюнити-менеджер должен обладать навыком проведения онлайн- и офлайн-встреч, которые укрепляют связи между участниками. Их форматы могут быть самыми разными, но цели у них одни — это обмен опытом, совместные эмоции и укрепление доверия в сообществе.
Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Карьерный путь комьюнити-менеджера

Профессия комьюнити-менеджера имеет несколько уровней в зависимости от того, какими навыками вы владеете и за что отвечаете. Начинать свою карьеру можно с помощника по чатам на парт-тайм или контент-мейкера. Но в дальнейшем, если вы владеете технологией построения сообществ, можно сделать это своей новой профессией и дорасти до управленческих ролей.

Базовая классификация, которую мы разработали в Community University, такова.

Junior. Задачи сотрудника на этом уровне — работа с чатами, модерация обсуждений, помощь в организации встреч. В его компетенции — поддерживать активность и атмосферу в сообществе, модерировать онлайн-обсуждения.

Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Middle. На этом уровне в задачи комьюнити-менеджера входит реализация стратегии вовлеченности, внедрение и проведение онбординга новых участников, управление ролями в сообществе.

Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Senior / Head of Community. На этом уровне к задачам уже подключаются разработка стратегий развития сообщества, управление командой комьюнити-менеджеров, интеграция сообщества в бизнес-процессы компании и финансовые результаты комьюнити.

Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход
Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход
Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Возможности роста

Владея навыками комьюнити-менеджмента, вы не обязаны создавать свой клуб или работать в бизнесе, который строит сообщество внутри компании или для клиентов. Скиллы тех, кто умеет вовлекать и удерживать клиентов или сотрудников, сейчас востребованы в маркетинге, PR, HR, работе с продуктом или управлении брендом. Все зависит от того, какие еще у вас есть компетенции и в какой нише вы хотите развиваться.

Как составить резюме и пройти собеседование

Резюме комьюнити-менеджера должно отражать ваши реальные достижения. Но необязательно включать в него только работу с аналогичным названием роли. Например, в рамках нашего обучения по программе «Карьерный буст» эксперт Карьерного центра Community University Галина Циряниди рекомендовала включать в резюме свой опыт в таких задачах, как:

  • организация мероприятий в онлайне и офлайне;
  • создание и модерация чатов;
  • внедрение геймификации или похожих активностей;
  • тимбилдинг, онбординг и мотивация сотрудников.

Вот еще несколько советов, которые помогут усилить резюме, даже если вы новичок или у вас небольшой опыт:

  • Покажите, что умеете: если вы вели сообщество, опишите задачи и результаты (рост активности, количество мероприятий, решение конфликтов).
  • Ключевые навыки: важно отразить, что ваши суперсилы — это коммуникация, модерация, аналитика, организация мероприятий.
  • Цифры и факты: написать «Рост активности на 30% за три месяца благодаря созданию регулярных дискуссионных встреч» эффективнее, чем то же самое, но без рассчитанных цифр.
  • Работайте над кейсами: на собеседовании могут спросить, как вы решили конкретную проблему. Приведите примеры конфликтов, которые удалось уладить, или задач, которые вы успешно решили.
Карьерный путь комьюнити-менеджера, развитие и доход

Как получать от работы комьюнити-менеджером удовольствие и не выгорать?

Работа комьюнити-менеджера — это постоянное взаимодействие с людьми, и, конечно, это может забирать много ресурса. Чтобы эффективно работать с сообществами и не выгорать, важно не только развивать навыки комьюнити-менеджмента, но и выстраивать баланс.

  • Поддержка. Регулярное общение с коллегами по цеху — это не только обмен опытом, но и иногда крайне нужное «совместное нытье» или просто эмоциональное подкрепление. Это помогает снижать эмоциональную нагрузку, заряжаться. В нашем сообществе выпускников более 800 комьюнити-менеджеров, которые могут обсуждать сложные кейсы и искать совместные решения, но еще вместе занимаются спортом, встречаются офлайн и делают локальные мемы по пятницам.
  • Время для себя. Если вы постоянно на связи, отвечаете на вопросы участников и решаете конфликты, то велика вероятность, что скоро каждый звук уведомления будет вызывать нервный тик. Устанавливайте рабочие границы: выделяйте время на отдых и ставьте чаты на паузу в личные часы. Ваш ресурс ценен и важен.
  • Здоровая печень. И это я не только об избавлении от вредных привычек или жирной пищи. Больше всего на здоровье печени влияет стресс. Так что, если вы выполняете в сообществе роль «консьерж-сервиса», постоянно решаете конфликты или выполняете задачи, которые не в вашей зоне ответственности, самое время пересмотреть свою стратегию.

Как прокачаться: где учиться и что практиковать

Комьюнити-менеджмент — профессия, которая требует постоянного обучения и практики. Чтобы успешно развиваться, нужно использовать разные форматы обучения и постоянно закреплять знания на практике.

  • Образование. Чтобы строить и развивать комьюнити системно, лучше всего изучить технологии сообществ в Community University. Я заложила в курс весь свой 15-летний опыт по работе над сообществами: от идеи, стратегии и форматов до коммуникации, маркетинга и монетизации.
  • Практика на реальных проектах. Даже небольшое сообщество — это ценный опыт. Попробуйте вести локальные чаты, организуйте мероприятия в своих кругах (на работе, в ЖК, среди друзей), помогайте в общественных инициативах. Это поможет отточить навыки модерации, вовлечения и создания контента.
  • Сообщество коллег. У нас есть комьюнити выпускников, которое эффективно «прокачивает» за счет обмена опытом. Это знания на практике, которые можно получать каждый день (и сколько угодно долго), постепенно вырастая из новичка в опытного архитектора сообществ.
  • Портфолио. Документируйте успехи, собирайте отзывы и кейсы с примерами ваших достижений. Даже небольшие проекты — ценный вклад в вашу профессиональную копилку.

Кстати, мы даже помогаем найти проекты для стажировок и работы. Выпускники часто приглашают в свои клубы или сообщества, где они работают, «своих», потому что знают: у них мощная база знаний и навыков в комьюнити-менеджменте. А еще у нас есть канал, где мы бесплатно публикуем актуальные вакансии.

Комьюнити-менеджмент позволяет не только развиваться в профессиональном плане, но и получать удовольствие от работы с людьми. Приходите в мой телеграм-канал, чтобы увидеть жизнь нашего сообщества изнутри и подробнее познакомиться с миром сообществ. А если хочется узнать о курсе «Технологии сообществ», напишите нашей команде ;)

Начать дискуссию