Когда в продукт приходит массовая аудитория, он перестаёт быть тем, чем его задумывали
В свежем исследовании NBER про ChatGPT видно, как меняется использование продукта со временем:
📌 В 2024 году около половины сообщений были рабочими. В 2025 — уже только четверть. Сейчас три четверти запросов — для личных задач. Топ-3 сценария (80% всех диалогов): советы, поиск информации, работа с текстами.
📌 Раньше ChatGPT ассоциировался с программистами и офисом. Но продукт вышел за пределы «ранних айтишников». Гендерный разрыв закрылся: от 80% мужчин в начале до паритета и даже лёгкого перевеса женщин.
📌 Женщины чаще используют его для советов, обучения, рецептов и психологии. Например, моя мама обсуждает с ChatGPT психологию и ищет рецепты новых блюд на ужин 🙂
📌 Почти половина всех сообщений — от пользователей до 26 лет.
📌 Быстрее всего аудитория растёт в странах с низким и средним доходом. И это не ценовая политика, OpenAI только недавно начал эксперименты со стоимостью подписки в Индии.
Это классика развития продукта: сначала нишевый продукт для профи → инструмент для работы, потом массовая аудитория → инструмент «для жизни».
Если вы делаете продукт, готовьтесь к тому, что новые пользователи будут использовать его совсем не так, как вы планировали. Экономика тоже сдвигается: от «помочь заработать» к «помочь жить».
Подписывайтесь на Telegram Продукторий Владимира Меркушева.