Малайзия становится точкой притяжения иностранных студентов в Юго-Восточной Азии
Австралийский Monash University вкладывает $660 млн в новый мегакампус. Эти инвестиции – явный признак того, что Малайзия не просто альтернативный вариант для студентов, а основная локация для получения качественного высшего образования. В Малайзии уже открыто 11 кампусов международных университетов из Ирландии, Великобритании, Австралии, Китая и Японии. Сегодня в стране учится 155 000 иностранных студентов. В 2023 году таких было 130 000. Британский University of Nottingham открыл первый свой зарубежный филиал в Малайзии в 2000. Государство со-финансирует кампусы иностранных вузов в стране. Всплеск иностранных инвестиций в образование Малайзии совпал с нападками на миграцию в США и Великобритании и кризисом стоимости жизни, которые делают западное образование все более недоступным для многих семей из развивающихся стран. Неопределенность толкает многие англоязычные образовательные системы открывать кампусы в Малайзии. Малайзия привлекает студентов не только из региона АСЕАН, но и из Ближнего Востока, Центральной Азии, Индийского субконтинента и Китая. Студенты ожидают увидеть доступное жилье, быстрый и прозрачный процесс получения визы, сильный преподавательский состав, социальную поддержку, когда они прибывают в страну. Государство упрощает процессы получение виз.
О проекте нового кампуса объявили в октябре. Monash построит новый научно-исследовательский кампус в финансовом районе Tun Razak Exchange к 2032 году. Кампус будет специализироваться на здравоохранении, ИИ, энергетическом переходе и науке о данных. В Monash Malaysia уже учится более 11 000 студентов из 85 стран. К 2040 году таких студентов будет 22 000.
Иностранные вузы расширяют свое присутствие в Малайзии
Инвестиции в Monash – часть большого движения экспансии иностранных вузов в Малайзию. Государственная служба Education Malaysia Global Services (EMGS) выдает визы иностранным студентам. По данным службы, в Малайзии открыто 11 кампусов международных университетов из Ирландии, Великобритании, Австралии, Китая и Японии. Cross-Border Education Research Team (C-BERT): в Сингапуре, крупнейшем образовательном хабе Юго-Восточной Азии, всего на пять кампусов больше.
Novie Tajuddin, глава EMGS: «Мы уже не просто привлекаем студентов, мы привлекаем долгосрочный институциональный капитал». Последние три года наблюдается рост заявок от студентов на обучение в Малайзии: в 2022 году их было 81 992, а в 2024 – 81 992, на ноябрь 2025 – 87 206.
Многие студенты выбрали Малайзию для учебы, где сегодня учится 155 000 иностранных студентов. В 2023 году таких было 130 000.
Novie Tajuddin: «Увеличение количества студентов не связано с одним или двумя странами. Китай остается главным источников студентов, но мы видим прирост студентов из Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной Азии и Ближнего Востока».
Малайзия предлагает обучение STEAM предметам
Иностранные студенты предпочитают такие предметы, как бизнес, компьютерные науки, инженерные специальности и здравоохранение. Такое предпочтение отражает региональные потребности в кадрах. Малайзия укрепляет позиции в STEAM (science, technology, engineering, arts and mathematics) и ИИ.
Vincent Lee, глава Curtin University Малайзии: «Международные студенты особенно фокусируются на STEAM и коммерции». Curtin University – подразделение Западно-Австралийского института- отмечает резкий спрос на образование из Южной Азии, Восточной Азии и Африки. Студенты приходят за первоклассным образованием из Австралии, которое стоит меньше, чем в других локациях.
В Малайзии представлены кампусы таких вузов, как Nottingham и Southampton из Великобритании, Xiamen из Китая, Swinburne из Австралии и Tsukuba из Японии. Fudan University из Китая также откроет свой кампус в восточном штате Малайзии Sarawak, а также откроет Школу медицины в городе Miri.
Несколько британских вузов, уже представленных в Малайзии, намереваются расширить свое присутствие в Юго-Восточной Азии.
В Восточной Малайзии иностранные кампусы строятся с поддержкой государства. Swinburne University of Technology и Curtin University Malaysia были построены с поддержкой от штата Sarawak. Штат позиционирует эти институты как место привлечения молодых талантов. Swinburne обещал инвестировать 50 млн ринггит ( $12,2 млн) с 2019 по 2022 года, чтобы обновить инфраструктуру кампуса Kuching. Curtin University – часть большой стратегии Sarawak по развитию нефте-газовой и цифровой стратегии региона Miri.
Британский University of Nottingham открыл свой первый зарубежный филиал в Малайзии в 2000
University of Nottingham открыл первый свой зарубежный филиал в Малайзии в 2000 в Semenyih (40 минут от Куала Лампу). Университет был открыт с помощью СП, в который инвестировали 120 млн ринггит британский университет University of Nottingham и Boustead Holdings- компания, связанная с Министерством обороны Малайзии. Сегодня в кампусе вуза обучается более 5 000 студентов, проводятся исследования в области инженерных наук, фармацевтики и устойчивого развития, а также биомедицины.
В 2021 году Boustead продал 66% акций СП University of Nottingham в рамках стратегии реструктуризации.
Китайский Xiamen University Malaysia, филиал самого известного университета в Юго-Восточной Азии, открылся в Sepang в 2016. Китай инвестировал 1,3 млрд ринггит в строительство своего первого зарубежного кампуса. В университете учится более 800 000 студентов. В кампусе работает исследовательская лаборатория, лаборатории для бизнес исследований, подразделения компьютерных наук, китайской медицины и факультета гуманитарных наук.
Китайские государственные институты финансируют образовательный ландшафт Малайзии
China Development Bank выдал займ в размере $170 млн на строительство и инфраструктуру китайских университетов в Малайзии. Размер поддержки показывает, что Малайзия – стратегическая локация для китайских образовательных инициатив и долгосрочной «мягкой силы» в Юго-Восточной Азии.
Monash University Malaysia пошел по тому же пути. Изначально кампус отстроили в партнерстве с малазийской Sunway Group, которая оплатила землю, инфраструктуру и выделил капитал на развитие, чтобы австралийский вуз открыл филиал в стране. Позже партнерство перешло в форму полного владения университетом иностранным вузом, когда в 2020 году Monash завершил приобретение активов Sunway. Такие проекты говорят о долгосрочных инвестициях в Малайзию.
Всплеск иностранных инвестиций совпал с нападками на миграцию в США и Великобритании и кризисом стоимости жизни, которые делают западное образование все более недоступным для многих семей из развивающихся стран. Австралия и Великобритания все еще агрессивно рекрутируют студентов из Азии, но неопределенность толкает многие англоязычные образовательные системы в Малайзию.
Samirul Ariff Othman, приглашенный преподаватель в Universiti Teknologi Petronas: «Эта неопределенность особенно в части китайских виз STEM заставляет все больше азиатских студентов искать более безопасные локации».
Создание образовательного хаба в регионе- стратегия Малайзии
Доступность и государственные политики – еще одна история системы привлекательности Малайзии. Проживание и стоимость обучения гораздо ниже, чем в так называемых "Big Four" странах рынка образования: США, Великобритания, Канада и Австралия. В тоже время правительство ослабило требования к аспирантам из 32 стран. Они могут оставаться в Малайзии до года для завершения своих исследовательских задач.
Частные вузы в стране также имеют совместные программы обучения с вузами из США и Великобритании. Они предлагают партнерские программы, и студенты могут пройти часть курсов или всю программу для получения степени.
Novie Tajuddin: «Для многих семей появляется возможность получить хорошее образование за меньшие деньги. Правительство утвердило 10-летнюю стратегию образования с фокусом на международных студентах. Это дает уверенность».
Khairuddin Abdul Hamid, вице-президент University of Technology Sarawak: Малайзия пользуется преимуществами из-за сочетания таких факторов, как запретительные мера для мигрантов на Западе, возрастающая стоимость жизни и увеличение среднего класса в Азии.
Малайзия привлекает студентов не только из региона АСЕАН, но и из Ближнего Востока, Центральной Азии, Индийского субконтинента и Китая
Khairuddin Abdul Hamid: «Малайзия может привлекать студентов не только из региона АСЕАН, но и из Ближнего Востока, Центральной Азии, Индийского субконтинента и Китая благодаря современному обществу, невысокой стоимости жизни, развитой транспортной системе и множеству культур».
Местные академики считают, что большое количество иностранных вузов усиливает предпочтения работодателей. Mohd Noor Yazid, эксперт по международным отношениям в University Malaysia Sabah: «Работодатели считают, что западные системы образования более престижные». Он считает, что выпускники иностранных вузов находят работы довольно быстро.
Но быстрый рост рынка открывает структурные ограничения. Получение виз - основное узкое место отрасли. В пиковые периоды EMGS обрабатывает до 15 00 заявок на визу в месяц, а бывают дни, когда каждый день прибывает 1 000 студентов. Служба обрабатывает также заявки от миграционных властей и университетов, решает сложные вопросы и отвечает на вопросы по телефону горячей линии.
Виза обрабатывается от 10 до 14 дней, и правительство открыло Международный центр для студентов в Международном аэропорту Куала Лампу. В этом Центре работает отдельная группа сотрудников и отдельный вход.
Студенческое жилье и жилье на территории кампуса сокращаются по мере прибывания все большего количества студентов. Adeeba Kamarulzaman, президент и про-ректор Monash University Malaysia: «Это системные вызовы». Жилье, выдача виз и благополучие студентов – центральные вопросы для амбициозных целей Малайзии стать образовательным хабом в регионе. Adeeba Kamarulzaman подчеркивает, что студенты ожидают увидеть доступное жилье, быстрый и прозрачный процесс получения визы, сильный преподавательский состав, социальную поддержку, когда они прибывают в страну.
«Образование сегодня – не просто студенты. Это про таланты, инновации, исследования и долгосрочную промышленную стратегию. АСЕАН – это то место, где формируется будущее и глобальное влияние».
Ссылка на статью: