Спустя год после запуска программы ‘America First’ американские работники остались у разбитого корыта
Колумнист издания FT подводит итоги первых 12 месяцев работы второго срока Трампа. Белый Дом был очень занят последнее время, восхваляя первые 12 месяцев повестки “America First”. Однако, риторика администрации Трампа о рабочих местах для синих воротничков оторвана от реальности. Общая занятость в секторах ручного труда, включая производство, строительство, транспорт, лесозаготовку и коммунальные службы в прошлом году упала. Результаты миграционной политика Трампа: «За последние 12 месяцев уровень безработицы вырос среди работников, родившихся в США, и снизился среди мигрантов». Рост годовой инфляции после введения пошлин загнал слой мало зарабатывающих американцев еще в большую пропасть. Pricing Lab Гарвардской Школы Бизнеса: стоимость самого дешевого импорта в США выросла больше, чем люксовые товары. Доля сбережений в доходе упала в прошлом году до самого низкого уровня с 2008 года, исключая пандемию. Долги по кредитным картам достигли рекорда -$1,2 трлн- в третьем квартале. Трамп в Давосе заявил, что строительство фабрик в США «увеличилось на 41%», но согласно официальным данным, уровень строительства новых частных промышленных объектов упал в 2025 году. BCA Research: рейтинг одобрения экономической политики Трампа падает и повернуть его вспять трудно. «K-образная экономика не ведет к стратегическому успеху, а попытки президента ослабить монетарную и фискальную политику встречают юридические сложности и почти заблокированы Конгрессом».
В конце января Президент США Дональд Трамп праздновал свои «365 побед за 365 дней», отмечая годовщину своего второго срока. Его речь повторяла то, что он говорил в Давосе.
Howard Lutnick, министр торговли, написал колонку в FT. Он заявил, что старая, глобалистская система «оставила работников ни с чем», а новый подход администрации Трампа «восстанавливает локальное производство» и «возрождает идею, что экономическая политика должна служить гражданам Америки».
И как же прошла вторая попытка американского президента «сделать Америку снова великой?»
Колумнист Tej Parikh решил изучить вопрос.
Tej Parikh проанализировал то, о чем писалHoward Lutnick: работающие американцы, производство и в целом американские граждане.
С января 2025 года в США появилось 584 000 новых рабочих мест. В прошлом году недельная заработная плата росла, достигая рекордных показателей.
Однако, эти обобщенные данные вводят нас в заблуждение. Например, более 700 000 рабочих мест было создано в здравоохранении и частном образовании. Синие воротнички, которых Белый Дом называет «работниками», оказались в гораздо удручающем положении.
В обрабатывающей промышленности на 68 000 рабочих мест меньше, чем до прихода Трампа в Белый Дом на второй срок
Общая занятость в секторах ручного труда, включая производство, строительство, транспорт, лесозаготовку и коммунальные службы упала.
Нападки администрации на нелегальных мигрантов не привели к улучшению положению работников, родившихся в США, как обещал Трамп.
Jed Kolko, старший аналитик в Peterson Institute for International Economics: «За последние 12 месяцев уровень безработицы вырос среди работников, родившихся в США, и снизился среди мигрантов».
«Мигранты и работники-американцы не просто конкурируют за определенное количество рабочих мест. Когда компания не может найти достаточно работников, то она иногда сокращает производство и увольняет других работников».
Американцы из сегмента низкооплачиваемых рабочих мест больше пострадали из-за замедления роста зар. плат, чем более высокооплачиваемые работники.
Гарвардская Школа Бизнеса: импорт самых дешевых товаров США стал намного дороже, чем импорт люкса
Рост годовой инфляции после введения пошлин загнал слой мало зарабатывающих американцев еще в большую пропасть. Данные Pricing Lab Гарвардской Школы Бизнеса показывают, что стоимость самого дешевого импорта в США выросла больше, чем люксовые товары.
Кризис стоимости жизни, оказавший помощь Трампу в выборах 2024 года, только усугубился действиями его администрации.
Опрос потребителей, проведенный University of Michigan: сегодня гораздо большая часть домохозяйств любого сегмента (от мало зарабатывающих до богатых) называет повышение цен главной проблемой, чем до выборов президента на второй срок.
Траты домохозяйств остаются стабильными, но основаны они на довольно шатком базисе. Доля сбережений в доходе упала в прошлом году до самого низкого уровня с 2008 года, исключая пандемию. Долги по кредитным картам достигли рекорда -$1,2 трлн- в третьем квартале. Доля просрочек достигла максимума за последние 14 лет.
Получается, что те, кто наиболее тесно связан с лозунгом Трампа “America First” – синие воротнички и мало зарабатывающие американцы, пережили очень тяжелый год.
Scott Lincicome, вице-президент мозгового центра Cato Institute: нет никаких доказательств возрождения американской промышленности
Scott Lincicome: «За последние 10 месяцев общая активность отрасли сократилась, о чем говорит ISM PMI * индекс. Запасы по-прежнему высоки, а загрузка производственных мощностей слабая».
* ISM Manufacturing Purchasing Managers Index (ISM PMI) — это индекс, который отражает активность в производственном секторе США. Если он растёт, это хороший знак для экономики. Если снижается, инвесторы начинают волноваться.
Хотя Трамп в Давосе заявил, что строительство фабрик в США «увеличилось на 41%», согласно официальным данным, уровень строительства новых частных промышленных объектов упал в 2025 году.
С мая работодатели ежемесячно сокращали ФОТ в производственном секторе.
Cato Institute: Попытки изолировать американских производителей от всего мира пошлинами нанесли ущерб отрасли
Это снижение связано с пошлинами, которые увеличили затраты на сырье. Scott Lincicome: «Комментарии Howard Lutnick оторваны от реальности. Попытки изолировать американских производителей от всего мира пошлинами нанесли ущерб отрасли. Американская промышленность до сих пор остается очень тесно связанной с миром».
Национальная Ассоциация промышленников: в прошлом году 91% американских производств использовали импортное сырье.
Если анализировать, как политика Белого Дома служит американцам, то получается, она хороша для одних граждан, и не очень -для других.
Пошлины- это регрессивный налог. Бюджетная служба Конгресса подсчитала, что самые бедные домохозяйства понесут убытки из-за принятых решений по налогам, кредитам и переводам в Законе «One Big Beautiful Bill Act» в следующие десять лет. Наибольшую выгоду получат самые богатые слои населения.
Затем начался бум ИИ. Этот бум администрация поддерживала с помощью исключений из пошлин, дерегулирования и различных сделок. Исследование ФедРезерва St Louis: индекс S&P 500 достиг исторического максимума в прошлом году, а ИИ инвестиции составили 39% ВВП США за первые девять месяцев 2025 года.
Сектор технологий повысил все акции американцев. Но непропорционально обогатились компании в определенном секторе и особенно Силиконовая Долина и финансисты с Уолл Стрит, которые итак относятся к сегменту богатых. Индекс потребительского доверия и индекс S&P 500 двигались в разных направлениях.
Исследование Bridgewater: значительная часть прибыли компаний- производителей чипов вряд ли будет инвестирована в реальную экономику США
Bridgewater: «Трудозатраты на создание и управление дата центрами очень малы по сравнению с капитальными вложениями. Фактически, кап.затраты на ИИ могут создать негативный эффект на рынок труда, так как огромное финансирование, необходимое для ИИ, превышает затраты на капитал и создает препятствие для других секторов, более чувствительных к ставке рефинансирования».
Доля труда в ВВП США заметно снизилась и достигла минимума в третьем квартале 2025 года. Эта статистика совершенно не нравится администрации, чья риторика строится на идеях возвращения производства в страну и создании рабочих мест.
Возможно, пока рано давать оценку проекту Белого Дома. Президент признал, хотя и с опозданием, кризис доступности жилья.
Экономическая модель второго срока Трампа, сформировавшая К-образную экономику, не является успехом, которым можно гордится
Matt Gertken, главный стратег в BCA Research, отметил, что рейтинг одобрения экономической политики Трампа падает и повернуть его вспять трудно.
Matt Gertken: «K-образная экономика* не ведет к стратегическому успеху, а попытки президента ослабить монетарную и фискальную политику встречают юридические сложности и почти заблокированы Конгрессом. У администрации мало инструментов, кроме как снижение пошлин и поддержка нижних социальных слоев населения».
* K-образная экономика описывает расхождение в экономических траекториях разных социальных групп после кризиса. Верхняя ветвь буквы «К» символизирует рост благосостояния высокодоходных групп, чьи доходы и активы увеличиваются, а нижняя ветвь – стагнацию или ухудшение положения среднего и низшего классов на фоне инфляции и сокращения реальных доходов.
Верховный суд США может скоро вынести решение о нелегальности пошлин прошлого года и заставить выплатить компенсации, что вполне возможно запустит экономику.
История первых 365 дней продемонстрировала устойчивость американской экономики не взирая на меры, принятые в рамках повестки “America First”, а не из-за ее успехов. Если первые 12 месяцев работы администрации второго срока Трампа должны отражать успехи его экономической модели, то это была плохая реклама.
Ссылка на статью: