Болезненный урок в ИТ после скандала с Почтой в Великобритании
История провального внедрения новой ИТ системы на Почте Великобритании в 1999-2000м годах напоминает о том, что стоит прислушиваться к тем, кто работает с новой ИТ системой на фронте, а не к тем, кто сидит в бэк офисе. Только в этом году правительство Великобритании поставило точку в ужасающем скандале с внедрением ИТ системы Horizon, за которую компания Fujitsu получила более £1 млрд. Более 700 руководителей отделений оказались в тюрьме по ложным обвинениям из-за ошибок ИТ системы. Руководители Почты постоянно говорили, что подрядчик их уверял, что система работает надежно и безопасно. Постоянные жалобы пользователей игнорировались. Правительство выплатит 3 500 пострадавшим в этом скандале более £148 млн. Кроме того, все пострадавшие будут реабилитированы.
Британское правительство продемонстрировало редкую находчивость и инициативу, когда на международном саммите в ноябре прошлого года рассказало о рисках применения ИИ. Печально, но сменяющие друг друга правительства Великобритании проявили позорную неспособность защитить своих граждан от ошибок более простых технологий, дающих сбои.
Возьмем историю Seema Misra, беременного менеджера почтового отделения, которую в 2010 ошибочно посадили в тюрьму как раз на день рождение ее десятилетнего сына. Ее обвинили в подлоге бухгалтерских документов, которую обнаружила дефектно работающая Ит система Horizon. Спустя 11 лет после обвинения Seema, а также ее 38 коллег, приговор был отменен. Суд постановил, что «расследования и обвинения Почты в отношении сотрудников были настолько вопиющими», что «выставление обвинения менеджерам почты противоречили духу суда».
Душераздирающая драма, которая вышла на прошлой неделе на британском телевидении, проливает свет на одну из самых ужасных ошибок в истории британского правосудия. Эта ошибка подстегнула общественное возмущение и заставила правительство отреагировать. На сегодня были освобождены только 93 человека из 700 обвиняемых по делу Почты.
С опозданием правительство объявило на этой неделе, что планирует выпустить новый закон для реабилитации и выплаты компенсации пострадавшим. Благодаря активным действием заместителей руководителей отделений почты последние два десятилетия, а также разоблачительным репортажам в таких изданиях как Computer Weekly, Private Eye и колумниста Nick Wallis справедливость наконец восторжествовала.
Трагичная история провального управления проектом ИТ автоматизации на Почте Великобритании
В центре скандала находится ужасающе низкое качество управления проектом ИТ автоматизации, которое должно служить предупреждением другим компаниям и государственным службам. Компания Fujitsu получила самый крупный по меркам того времени невоенный контракт на внедрение ИТ системы Horizon. Стоимость контракта - более £1 млрд. Внедрение началось в отделениях британской почты в 1999-2000м годах. Целью проекта было названо повышение эффективности и предотвращение мошенничества. К 2013 году система Horizon была развернута в более чем 11 500 отделений и обрабатывала 6 млн транзакций в день. Жалобы на работу системы возникли с самого начала внедрения.
Как и любое программное обеспечение Horizon содержала ошибки. Благодаря оценке и сфокусированным усилиям большинство ошибок удалось найти и исправить. В индустрии ПО есть так называемая поговорка Линуса*: «при достаточном количестве глаз все баги лежат на поверхности». Однако, если компания, применяющая конкретное ПО, намеренно слепа, то баги она не обнаружит. Баги Horizon были преднамеренно скрыты.
* Линус Торвальдс- финно-американский программист, создавший Linux – ядро операционной системы GNU.Одним из законов Линуса, который окончательно сформулировал американский хакер Эрик Рейдмонд, утверждается, что при достаточном числе глаз все ошибки видны на поверхности. При этом глубокая ошибка – это та, которую сложно отыскать. Однако, если ее будет искать довольно много людей, то такие погрешности с легкостью оказываются на поверхности. Оба программиста разделили идеологию исходного открытого кода, которая была в некоторой степени основана на вере в данный закон. Следует сказать, что их взгляды все-таки расходятся в том, что гораздо важнее – открытость кода или свободный доступ к программам и их распространению.
Руководство Почты не слушало своих работников, а слушало подрядчика Fujitsu
В 2020 году Paula Vennells, CEO Почты с 2012 по 2019 год, написала письмо в Парламентский комитет, где она заявила, что компания Fujitsu постоянно уверяла ее, что программа Horizon была абсолютно надежна и безопасна как крепость Форт-Нокс. Однако, получая постоянные доказательство от сотрудников отделений Почты об ошибках системы, руководители Почты должны были бы провести более тщательное расследование. Защита Paula Vennells не смогла объяснить, почему Почта так яростно преследовала руководителей отделений в суде столь продолжительное время и срывало их апелляции.
Правительство же не справилось с надзором за деятельностью Почты. Хлопающие двери Уайтхолла (улица в Лондоне, где располагаются правительственные здания) гарантировали, что ни один министр не останется в своем кресле достаточно долго, чтобы разобраться в проблеме. Ed Davey, сейчас- лидер Либеральных демократов, был одним из 17ти министров по почтовым делам, разбиравшимся с этим скандалом. Ed Davey теперь обвиняет Почту в «заговоре лжи».
Защита постепенно ослабевает. Edward Henry, юрист, представляющий интересы работников почтовых отделений, заявил в прошлом году: «Правительство похоже на владельца опасной собаки, лающей на беззащитного ребенка. При этом владелец такой собаки говорит: «Простите, я к ней не имею никакого отношения».
Правительство Великобритании наконец взяло на себя ответственность за случившееся и выплачивает компенсации
Вдохновляет, что все же правительство взяло на себя ответственность за окончание этой истории. Kevin Hollinrake, британский министр Почты, заявил BBC, что почти две трети из 3 500 людей, ставших жертвами этого скандала, получили компенсацию в размере £148 млн. В данный момент для правительства главное реабилитировать и выплатить компенсации пострадавшим и провести расследование, каким образом менеджеры компании Fujitsu и руководители Почты нарушили закон.
Горький урок из этой истории звучит таким образом: слушайте то, что говорит персонал, работающий с технологий на самом фронте, а не те, кто сидят в бэк офисе. ПО иногда падает. Управление ИТ имеет значение. Это становится особенно чувствительным, когда речь идет о вторжении ИИ технологий в нашу жизнь.
Ссылка на статью: