Топ-5 ошибок начинающих предпринимателей в социально ориентированном бизнесе

Топ-5 ошибок начинающих предпринимателей в социально ориентированном бизнесе

Все начинающие предприниматели совершают ошибки. И лучше, конечно, учиться на чужих, а не терять деньги, команду или даже целый бизнес из-за собственных. Impact Hub Moscow в партнерстве с Росбанком уже пять лет проводит акселерационную программу для социальных предпринимателей “Начни иначе”. За это время команда проекта выявила топ самых часто встречающихся ошибок у основателей социального и инклюзивного бизнеса, вот они:

1. Не думать про прибыль

Главное отличие социального предприятия от обычного бизнеса заключается в глобальной цели проектов. Основной критерий успешности таких компаний — не прибыль, а социальный эффект, его еще называют "импактом". К примеру, улучшение качества жизни людей с ограничениями по зрению с помощью умной трости. Но при том это все же бизнес, и он, в отличие от благотворительных фондов, может и должен получать прибыль от своей деятельности. Многие начинающие соцпредприниматели часто прикладывают все усилия именно к достижению высокого уровня импакта: стараются обеспечить работой большое количество людей с инвалидностью, предоставлять свои услуги бесплатно для большинства или даже для всех. Но бизнес так существовать не может. В таком случае стоило регистрировать фонд и собирать пожертвования. Существуют разные бизнес-модели социальных предприятий, которые следуют изучить прежде, чем открывать собственное дело. И, возможно, стоит хорошенько обдумать, что вам больше по душе — фонд или социальный бизнес.

2. Не делегировать

На старте проекта редко кто имеет большую профессиональную команду. Более реалистична ситуация, когда в команде вместе с основателем проекта всего 2-5 человек. В этом случае руководитель и другие члены команды могут выполнять сразу несколько функций, причем больше всего нагрузки, как правило, берет на себя именно лидер. Но когда проект растет и развивается, а ситуация не меняется — это тревожный знак. Эксперты акселератора год за годом отмечают, что у новых участников программы одна и та же проблема — их лидеры не умеют или не хотят делегировать. Они "тушат пожары" вместо того, чтобы выстраивать систему, и передают коллегам мелкие задачи вместо того, чтобы разделять с ними ответственность. Поэтому такие руководители оказываются в постоянном стрессе и цейтноте из задач, продолжая самостоятельно закрывать все проблемные места бизнеса — от продаж до операционной деятельности.

3. Не платить за профессионалов

Эта ошибка вытекает из предыдущих пунктов. “Зачем платить дорогому проектному менеджеру, если я и так со всем сам(а) справлюсь? Лучше на эти деньги выпустить еще одну партию нашей продукции”, — примерно такой логикой часто руководствуются основатели социальных предприятий.

Случается и так, что у проекта нет средств на хорошего профессионального менеджера, потому что его основатель не думает о прибыли. Или думает о том, что ему страшно или некомфортно доверить задачи по ведению проекта кому-то другому, кроме себя, ведь лучше него самого никто не справится. Но это логика, которая приводит в тупик. Заваленный мелкими задачами директор, не может мыслить стратегически — ему просто некогда. А хороший специалист в команде не только сохранит нервы своему руководителю, но и, скорее всего, средства проекта.

4. Не планировать

Многие начинающие социальные предприниматели не планируют свою финансовую деятельность, поэтому живут от одного кассового разрыва к другому. Грамотное планирование, а не решение сиюминутных задач и проблем, не только благотворно скажется на прибыльности вашего проекта, но и избавит команду от постоянного стресса. Кроме того, планирование позволяет предпринимателям наиболее выигрышно проводить переговоры со своими партнерами, показывая, что проект не собирается закрываться завтра, а имеет планы на полгода, год или несколько лет. На помощь с этим лидерам проектов могут прийти, например, разнообразные таск-трекеры.

5. Не верить в себя и свой продукт

Очень многие социальные предприниматели недооценивают ценность своих услуг и вообще не верят в себя и коммерческий успех своего проекта, поэтому ставят себе совсем не амбициозные цели и устанавливают цену ниже себестоимости. Например, "выйти на выручку 50 тысяч рублей в месяц".

Идти к большой цели маленькими шагами — это правильно, но если не ставить себе эту цель, то бизнес будет стагнировать, а не развиваться. Социальное предпринимательство в России может быть успешным, доказательство тому — выпускники программы “Начни Иначе”.

Общайтесь с коллегами, изучайте их опыт, обменивайтесь успешными практиками и не стесняйтесь прорабатывать с психологом или коучем уверенность в собственных силах.

Начать дискуссию