Интеллектуальная собственность как источник дохода для бизнеса

Совсем недавно понятие «интеллектуальная собственность» вызывало у предпринимателей недоумение или ассоциации с патентами, лежащими «мертвым грузом». Многие компании уделяли внимание материальным активам, а нематериальные оказывались не то что на втором плане, в некоторых случаях про них или не знали, или не хотели знать.

Интеллектуальная собственность как источник дохода для бизнеса

Однако сегодня все изменилось. Отныне интеллектуальная собственность – это не сложные юридические термины, а инструмент стратегического роста.

От патентов и авторских прав до товарных знаков и секретов производства – как интеллектуальная собственность превращается в мощный рычаг для конкурентного преимущества, привлечения инвестиций и масштабирования бизнеса – читайте в нашей статье.

Что относится к объектам интеллектуальной собственности бизнеса?

Начнем с матчасти – а что такое объекты интеллектуальной собственности? В Гражданском кодексе РФ указано сразу 16 таких категорий – от произведений науки до географических указаний. С точки зрения технологического бизнеса важны, как правило, следующие:

– программы для электронных вычислительных машин

– изобретения

– полезные модели

– промышленные образцы

– ноу-хау

– товарные знаки

– коммерческие обозначения

– базы данных

Все эти объекты охраняются законом. И надо сказать, что российские предприниматели действительно все больше заботятся о своей интеллектуальной собственности. От «Это дорого», «Это сложно», «Это не работает» компании перешли к конкретным мерам по охране результатов интеллектуальной деятельности.

Это подтверждается статистикой: ежегодно количество судебных дел в сфере интеллектуальных прав растет на 20%. Причем увеличивается не только количество юридических кейсов, но и программ, которые помогают предпринимателям разобраться во всех тонкостях правовой охраны интеллектуальной собственности.

Например, Московский инновационный кластер предоставляет доступ к комплексу образовательных программ по интеллектуальной собственности. Среди них на постоянной основе доступен онлайн-курс «Интеллектуальная собственность: от идеи до коммерциализации». С его помощью предприниматели изучают основы и базовые принципы работы с интеллектуальной собственностью, учатся не только выявлять и оформлять её, но и правильно выбирать способы охраны, защиты и коммерциализации своих интеллектуальных прав. Программа доступна для всех зарегистрировавшихся пользователей на платформе i.moscow.

От барьера для копирования до повышения капитализации

Глядя на статистику, возникает вопрос: «А почему растет интерес к этому бизнес-активу?» В действительности рост коррелирует с теми возможностями, которые открываются перед компаниями, которые активно занимаются интеллектуальной собственностью.

Интеллектуальная собственность как источник дохода для бизнеса

Это больше не инструмент с одной функцией – защищать бизнес от копирования. Хотя именно это во многом сегодня движет технологическими предпринимателями при охране интеллектуальной собственности – обезопасить идеи и разработки от кражи. И в этом отлично помогает другой сервис Московского инновационного кластера для регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Он позволяет в несколько кликов охранять и безопасно управлять нематериальными активами.

Теперь интеллектуальная собственность решает и другие важные задачи. Например, повышение капитализации: ИС становится активом, который можно не только продать, но и заложить или использовать для привлечения средств. Причем речь идет не только про прямые инвестиции, но и про кредитные инструменты.

Например, льготное кредитование под залог интеллектуальной собственности. За время существования программы ей воспользовались около 20 компаний, а общая сумма выданных средств превысила 600 млн рублей. Льготная ставка по кредиту – от 5 до 8,5% годовых, а максимальный размер составляет 50 млн рублей.

Еще одна причина, по которой сегодня мы наблюдаем переход от пассивного владения ИС к активному управлению, – это стремление выйти на международные рынки. Сегодня многие российские технологические решения находят своих клиентов по всему миру – от стран Азии до Африки и Латинской Америки.

С точки зрения зарубежной экспансии охрана интеллектуальной собственности решает две задачи: традиционную – защититься от недобросовестных конкурентов, которые хотят «своровать» инновационные решения. Вторая – имиджевая: если у компании все хорошо с ИС и она под надежной охраной, то такой бизнес в глазах иностранных инвесторов и партнеров выглядит более надежным.

При этом патентование за рубежом – удовольствие не из самых дешевых. Затраты на эту процедуру могут достигать сотней тысяч, а иногда и миллионов рублей. А зачастую таких патентов нужно несколько, что делает выход на международные рынки вызовом для отечественных компаний.

Но и в этом случае есть решение: проектам, которые регистрируют международные патентов, Москва протягивают руку помощи и выделяет до 5 млн рублей в год. С помощью этой меры поддержки российские компании уже получили почти 70 зарубежных патентов.

От хаотичного управления к устойчивой системе

Параллельно с ростом интереса российских предпринимателей к интеллектуальной собственности наблюдается еще один важный для рынка тренд: бизнес осознал необходимость системного подхода к управлению интеллектуальной собственностью.

В чем это выражается? Если раньше компании часто действовали хаотично — регистрировали права только по мере возникновения угроз или потребностей, — то сейчас все больше предпринимателей внедряет стратегическое управление ИС. Оно включает в себя сразу несколько элементов:

  • определение основного продукта, его узлов и элементов, оптимальной формы охраны для них
  • патентование, регистрация или обеспечение необходимой правовой охраны (формирование портфеля прав)
  • регулярный мониторинг рисков в части интеллектуальной собственности и актуализация портфеля
  • регулярный мониторинг рынка на предмет нарушений

Системный подход позволяет не только минимизировать риски, но и максимально использовать потенциал ИС как источника дохода и стратегического инструмента роста. Преимущества очевидны: компании лучше защищены, эффективнее используют свои активы и готовы к конкурентной борьбе.

Появление системного подхода – это адаптация рынка под меняющуюся конъюнктуру. Предпринимателям (и читателям этой статьи, надеемся, тоже) стало очевидно, что ИС – это больше не просто регистрация патентов и товарных знаков. Теперь правовая охрана продуктов компании интегрируется в бизнес-стратегию компании, становится ее составной частью.

Компании начали на собственном опыте учиться идентифицировать объекты интеллектуальных прав в продукте, формировать IP-портфель для достижения бизнес-целей компании, обеспечивать правовую охрану основного продукта бизнеса. А те, кому нужна была профессиональная поддержка в этом вопросе, начали отправлять своих сотрудников на специализированные программы, которые помогают выстроить систему управления интеллектуальной собственностью в компании.

Таким образом, ИС уже стал стратегическим активом, способным менять рынок и формировать новые бизнес-модели. Те компании, которые научатся эффективно управлять этим активом, смогут не только повысить свою капитализацию, но и занять лидирующие позиции как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Начать дискуссию