СберМаркет
2950

Cвобода действий и космическая скорость принятия решений. Сотрудники СберМаркета — о работе в компании

Какие профессионалы работают в СберМаркете и почему они пришли к нам в команду? Рассказываем несколько историй наших сотрудников.

В закладки
Команда СберМаркета​

Ещё недавно большинство успешных специалистов мечтали работать только в крупных корпорациях. Однако в последнее время всё больше профессионалов отказываются от удобных гамаков и бесплатных обедов в пользу того, чтобы самостоятельно решать сложные задачи в небольших командах единомышленников.

Четыре специалиста, выбравших свободу от корпоративных рамок, рассказали о том, как они работали в больших компаниях и почему амбиции привели их в СберМаркет.

Антикультура корпорации

Дмитрий, директор по аналитике компании СберМаркет​

После выпуска из МФТИ Дмитрий два с половиной года проработал консультантом в McKinsey. Оттуда он перешёл на работу в Gett, который в то время только начинал свою активную экспансию по миру.

Всего за четыре месяца в Gett он вырос с позиции проектного менеджера до руководителя отдела эффективности платформы.

«Продвижение было достаточно быстрое, мне сразу очень многое доверили, возложили большую ответственность. Это было здорово. Мы сделали много крутейших проектов, и в какой-то момент я понял, что уже что-то умею, знаю рынок, — и захотелось попробовать поработать в другом масштабе», — рассказывает Дмитрий.

Как раз в это время ему позвонили из «Яндекс.Такси» и дали карт-бланш, предложив заниматься чем угодно. «Это было как раз в период слияния Uber и "Яндекс.Такси", я застал самое начало интеграции. Занимался много чем. В итоге сформировал проектный офис, отвечающий за качество и безопасность. Мы успешно внедряли различные алгоритмы машинного обучения: компьютерное зрение, аналитику телеметрии и прочее», — поясняет он.

Однако, проработав меньше года, Дмитрий понял, что в «Яндекс.Такси» из-за слияния с командой другого сервиса стало слишком много людей и начались сложные внутренние процессы, борьба за проекты. В такой обстановке было непросто выбраться из огромного числа рутинных задач и сделать что-то по-настоящему прорывное в сервисе. Он начал думать о том, что хотел бы найти такую работу, где смог бы полностью раскрыть свой потенциал. И тут ему позвонил бывший коллега по McKinsey и Gett Асан Курмангужин, тогда уже возглавивший Instamart (сейчас — СберМаркет), и предложил стать его правой рукой и отвечать за все данные и цифры сервиса.

По словам Дмитрия, при принятии решения о переходе из корпорации в стартап сталкиваешься с опасениями и даже страхами по поводу определённых трудностей. «В „Яндексе“, очевидно, у тебя большие риски отсутствуют. Ты в супершоколадных условиях, имеешь невероятный корпоративный пакет: массажисты в офисах, гамаки, капсулы для сна. Но за это ты платишь отсутствием сильной подвижности и свободы в выборе проектов, необходимостью перепрыгивать через бюрократические препятствия», — говорит Дмитрий. Впрочем, ему самому было очевидно, что опасения минимальны — он знал, с какими людьми ему предстоит взаимодействовать.

Работа в СберМаркете вдохновляет Дмитрия тем, что можно быстро придумать и внедрить какую-то вещь, которая, например, поднимет прибыль в два раза. И пусть цифры в абсолютном выражении будут незначительными по сравнению с оборотами корпорации, но удовлетворение от того, что это полностью твоя личная заслуга, всё равно будет больше. Дмитрию нравится иметь возможность активно влиять на результат в компании.

Кроме того, ему очень нравится отсутствие иерархии в общении коллег, которое позволяет значительно повысить производительность и скорость работы.

В маленьких компаниях здорово то, что все сидят близко друг к другу, можно пройти пару шагов до человека и продумать с ним какой-то проект буквально на коленках. При всем моём уважении к „Яндексу“, в котором скорость принятия решений по сравнению с другими отечественными корпорациями, наверное, колоссальная, у нас она просто космическая.

Дмитрий

Он одобряет складывающуюся в СберМаркете антикультуру корпорации, которую формируют люди, добившиеся успеха в больших компаниях и ушедшие оттуда, чтобы организовать свою работу по-иному.

«Мне кажется, в стартапах часто собираются люди, уставшие от корпораций. Это по определению более интересные люди, потому что они как минимум ушли оттуда и делают что-то своё, имеют другое видение и мнение. Это классно», — считает Дмитрий.

«Я только что пнул ногой CEO»

Ришат, руководитель бизнес-аналитики компании СберМаркет

Учась на втором курсе МФТИ, Ришат начал искать стажировку. Воспользовавшись списком на сайте агентства Changellenge, он отправил своё резюме в 50 крупнейших компаний, работающих в России. «Тогда, в 2017 году, о стартапах ещё мало говорили, и я решил, что в крупной компании будет интереснее работать и можно получить больше опыта», — говорит он.

В итоге Ришат получил оффер в трёх корпорациях: Mars, Procter&Gamble и L’Oréal — и устроился на оплачиваемую стажировку в ИТ-отдел P&G, так как офис этой компании был наиболее удобен с точки зрения месторасположения.

«Сначала я занимался только project management, а потом где-то в середине стажировки кто-то крикнул в офисе: „Кто знает, что такое сингулярное разложение?“ Я сказал, что знаю, и меня позвали посмотреть код на Python от китайского офиса. Я сделал так, чтобы он заработал, и меня стали привлекать к решению других аналитических задач», — рассказывает Ришат.

Потом была вторая стажировка в P&G, в рамках которой Ришат уже занимался промопрогнозированием. Через некоторое время он попал в штат, но не в ИТ-департамент, куда хотел, а в product supply. В этот момент Ришат начал думать о поиске нового места работы и решил устроиться в какой-нибудь стартап, где было бы больше свободы для развития.

«Первая стажировка мне очень понравилась, а затем, глубже погрузившись в корпоративную политику, я понял, что есть много вещей, ограничивающих мой личный рост», — отметил он, добавив, что хотел на данном жизненном этапе больше развивать hard skills

Брат Ришата, тогда работавший в «Яндекс.Еде», посоветовал ему связаться с Дмитрием Зборовским, главой аналитического отдела в СберМаркете, который как раз набирал команду.

Разницу в работе в корпорации и стартапе Ришат заметил ещё в первый рабочий день, когда его посадили за стол прямо перед Асаном Курмангужиным, управляющим директором сервиса.

Я пару раз случайно задел его ногой и даже кому-то из друзей написал: «ЛОЛ, я только что CEO ногой пнул», — шутит Ришат. При этом в P&G он видел главу российского офиса за все время работы всего один раз.

По его мнению, в СберМаркете больше нагрузки и ответственности, но есть возможность быстрее развиваться. «Мы быстрее переходим к действиям. В корпорациях, прежде чем что-то решить, сначала проведут 10–12 встреч», — считает Ришат.

Работа в нашей команде интересует его, в первую очередь, с точки зрения возможности решать интересные задачи, за которые до него никто не брался. Кроме того, ему приятно находиться в кругу единомышленников.

«Чем круче команда, тем быстрее растёт проект. В корпорации же достаточно много внешних ограничителей», — отмечает Ришат.

С другой стороны, финансовый вопрос играет для Ришата второстепенную роль, а всевозможные «плюшки» от корпорации вообще немного пугают.

«Всё это сделано для заманухи. Я даже рад, что здесь этого нет, потому что это тебя психологически связывает, когда ты хочешь уйти. Лучше в такую ловушку не попадать», — говорит он.

«Построить всё с нуля своими силами»

Аяна, ​руководитель FMCG-направления компании СберМаркет

В команде СберМаркета Аяна отвечает за развитие FMCG-направления и совместные трейд-маркетинговые активации на платформах СберМаркета. До того, как прийти в нашу команду, она работала в корпорации Mars. «Я пришла в Mars в Иркутске на 4-м курсе как стажёр, ещё совсем ничего не понимая ни в FMCG, ни в ретейле. И представить не могла, как всё круто развернётся».

Через несколько месяцев она переехала в Москву и стала участником лидерской программы Mars для выпускников — при успешном прохождении это открывало возможность получения менеджерской роли (на языке FMCG это управление командой или ведение отдельного направления бизнеса). В компании Аяна поработала в отделе продаж сегмента кормов для животных с ритейлером О’Кей. Затем перешла в e-commerce сегмента Mars Wrigley. Отвечала за направление построения и развития отношений с интернет-магазинами национальных сетей (click & collect), с сервисами доставки и с маркетплейсами.

После работы в Mars Аяна перешла в СберМаркет — это был переход от стабильности большой корпорации к построению абсолютного нового направления FMCG в СберМаркете. «Уже после первых дней работы мне были видны отличия между корпорацией и растущим стартапом:

  • В корпорации больше всего фокусируются на продукте и бренде, а в стартапе — на потребителях и их желаниях.
  • Корпорация обучает потребителей, как и почему нужно потреблять. Стартап слушает и выстраивает диалоги с каждым клиентом.
  • В большой компании делают выводы на основе исследований рынков и трендов, в стартапе — на основе собственных тестов на сегментах покупателей.
  • В корпорациях ошибки рассматривают как зону для развития или урок (но далеко не всегда), в стартапах — как возможность быстро проверить гипотезу».

Сейчас Аяна работает над тем, как превратить платформу СберМаркет в самый ROI-эффективный инструмент для FMCG-производителей. «Сегодня на рынке e-commerce FMCG выбирают партнёров с большим охватом, а мы хотим это изменить, так как e-commerce — это в первую очередь про продажи», — отмечает она.

«Мы можем запустить новый рабочий процесс за один день и одно письмо»

​Алексей, заместитель финансового директора компании СберМаркет

Алексей начинал работу в финансах ещё студентом и видел перед собой только два варианта развития карьеры — инвестиционный банкинг или консалтинг. До СберМаркета он поработал в Deloitte и ВТБ, а сейчас занимает должность заместителя финансового директора в нашей команде.

Во время обучения в вузе Алексей активно участвовал в различных соревнованиях и конференциях по бизнес-кейсам. Его студенческая команда выиграла одно из соревнований по решению бизнес-кейсов, где главным спонсором выступал банк ВТБ. В качестве приза они получили неформальный ужин с топ-менеджерами банка. «Один из вице-президентов отговорил меня от карьеры в консалтинге, а в ВТБ предложили ускоренную процедуру отбора. После нескольких перелётов на собеседования (я жил и учился в Новосибирске) я получил предложение о работе в банке и выбрал подразделение Structuring», — говорит Алексей.

Structuring — это подразделение, которое отвечает за структурирование сделок банка. ВТБ финансирует и покупает многие компании, и задача подразделения — правильно оформить то, как деньги должны «ходить» при заключении сделок, как правильно найти финансирование.

Корпоративная культура и принятие решений в госбанке именно такая, какую ожидает обычный человек от государственной компании, — говорит Алексей. — В них есть много бюрократических процедур, для любого решения необходимо написать служебную записку — например, для проверки договора юристами. В таких структурах принятие решений зависит от небольшого количества людей, а все остальные „саппортят“ их. Не скажу, что меня сильно разочаровала такая культура — я получил отличный опыт в сопровождении сделок.

Алексей

В СберМаркете для Алексея были неожиданными многие вещи. «Хотя компания всё ещё считает себя стартапом, но в действительности здесь строят крупнейшую компанию на огромном рынке eGrocery. Однако в любой большой компании всегда нужны люди, которые выстраивают процессы. А чтобы выстраивать сложные процессы, потребуется щепотка бюрократии. Сотрудники могут рассматривать данный фактор как дополнительную нагрузку, но это неизбежно».

«В работе в СберМаркете меня удивляет, как мы можем запустить любой новый процесс буквально одним письмом. Недавно мы решили отказаться от приёма наличных: это исключает риски мошенничества, уменьшает шанс ошибок из-за человеческого фактора, высвобождает время курьеров. Мы перешли на этот процесс всего лишь за один день».

Алексей отмечает, что в СберМаркете собралась лучшая команда на рынке доставки и онлайн-торговли, с визионерским видением. Для себя он выделил три главных фактора:

  • Скорость принятия решений — космическая.
  • Огромный опыт команды.
  • Атмосфера внутри — позитивный настрой, визионерство, желание решать проблемы вместе без конфликтов.
{ "author_name": "СберМаркет", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 10, "likes": 9, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "instamart", "id": 115041, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 26 Mar 2020 19:22:01 +0300", "is_special": false }
0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Отличная статья!
А вообще, каждый выбирает для себя сам, стабильность стабильная и корпоративное размытие ответственности, либо драйв и максимальная корреляция результата с собственными действиями.   
Пока есть амбиции и страсть, более разумным выглядит не держать всё это в оковах корпорации.
Хотя с другой стороны посмотрим, сколько стартапов и с какими потерями смогут пережить  2020 год :)

Ответить
0

Правда когда я обратился с просьбой расширить зону доставки - получил стандартную отписку. При том что другие службы доставки к нам возят и магазины в пределах 15-20 минут на автомобиле.

Ответить
0

напишите ваш адрес в личные сообщения, пожалуйста. Посмотрим, в чём дело

Ответить

Комментарий удален

0

Статья отличная, атмосфера правильная и боевая. 

Ответить
0

Крутая статья! Интересно, сколько сотрудников останется после кризиса и сокращений?

Ответить
0

Мы планируем только расти :)

Ответить
0

Среди всех приведенных примеров - только топы. Было бы неплохо разбавить текст и рядовыми сотрудниками)

Ответить
0

спасибо, поработаем над этим

Ответить
0

Не соглашусь. Ведь тогда нарушится формат статьи. В статье автор хотел показать путь сотрудников и сделать акцент на том, что когда они достигли топовой позиций в одной компании не боятся уйти в стартап. Истории рядовых сотрудников здесь были бы не так уместны...с чем им сравнивать? 

Ответить

Прямой эфир