Онлайн-образование: ожидания, реальность, прогнозы

Пандемия стала мощным толчком для роста индустрии онлайн-образования, которая и прежде развивалась высокими темпами.

Онлайн-образование: ожидания, реальность, прогнозы

Сразу определим: онлайн-образование — это не только вебинары по SMM, лекции по искусству или курсы программирования. Один из важных сегментов сейчас — это интернет-ресурсы для школьного образования. InternetUrok.ru предлагает различные сервисы именно в этом сегменте, и сейчас, когда вся система в растерянности, мы наблюдаем огромный рост интереса к нашим площадкам. Мы начали создавать InternetUrok.ru в 2009 году и были готовы к резкому увеличению спроса. Делимся наблюдениями и прогнозами.

Ожидания

Рынок EdTech в последние годы отличался хорошими показателями роста: по данным исследования «Интерфакс Академии», на которое ссылается «КоммерсантЪ», рынок онлайн-образования в России растет на 20–25 % в год и по итогам 2020 года может достичь 60 миллиардов рублей. То есть мог бы — все-таки отчет основывается на данных, полученных до пандемии и введения режима самоизоляции.

Что касается нас, количество учеников Домашней школы InternetUrok.ru ежегодно увеличивается вдвое, мы постоянно набираем новых учителей, методистов, сотрудников поддержки, наставников, etc.

Не все идет по плану

В середине марта стало понятно, что школы закроют и вряд ли двух- или даже трехнедельных «карантикул» хватит, чтобы ситуация с распространением коронавируса стабилизировалась. InternetUrok — это библиотека видеоуроков и домашняя школа. Когда все перешли на дистанционное обучение, резко возрос спрос на контент библиотеки: видеоуроки, конспекты, тесты и тренажеры. Надо сказать, что мы заранее озаботились усилением стабильности: подтянули мощности систем, сайта. И нам приятно сообщить, что даже при резком, шестикратном, росте посещаемости (в карантин суточное количество уникальных посетителей нашей библиотеки видеоуроков выросло со 130 до 600–700 тыс.) за все время карантина не было ни одного сбоя. Поэтому когда говорят, что все образовательные платформы не были готовы к наплыву школьников и постоянно падали, это не совсем так: мы выстояли.

Стоит отметить, что спрос на продукты с преимущественно сервисной составляющей — различные форматы обучения в Домашней школе — вырос незаметно. Наибольшей популярностью в данный момент пользуется обучение в формате «Самостоятельный», на который мы снизили цену в 2 раза — в нем есть все необходимое, включая полный доступ в библиотеку и видеозаписи консультаций. Менее востребован формат «С учителем», поскольку, видимо, ресурсов школьного учителя все же хватает, и формат «С зачислением», ориентированный на тех, кто выбрал семейное образование и принял решение не ходить в школу рядом с домом.

Онлайн-образование: ожидания, реальность, прогнозы

Такой спрос на разные продукты объясняется просто. Большинство российских школьников не привыкли учиться самостоятельно и уже давно воспринимают учителя как говорящий учебник. Сейчас же школьники просто выполняют указания учителя, который ведет предмет в Zoom, задает что-то прочитать в учебнике, выполнить домашнее задание и прислать его на почту, а то и загрузить в электронный дневник, который едва справляется с нагрузкой. Главная же проблема в том, что далеко не все в курсе, как работает дистанционное обучение и с чем его едят. Поэтому многие учителя просто пытались вести те же 45-минутные уроки по видеосвязи, хотя высидеть такой урок за экраном компьютера еще сложнее, чем в классе.

На самом же деле, урок в интернете — это далеко не то же самое, что и урок в классе. И когда учитель ведет урок в скайпе или зуме, это выглядит примерно как трансляция театрального спектакля: какой-то эффект, несомненно, есть, но он ни в какое сравнение не идет с художественным фильмом, снятым специально для демонстрации на экране, с профессиональными спецэффектами, с выстроенным кадром, освещением и т. п.

Онлайн-образование: ожидания, реальность, прогнозы

Кто-то из учителей понял, что в этих условиях процесс выстраивается эффективнее, если ученики самостоятельно изучают тему по учебникам и видеоурокам, а потом учитель дает обратную связь и ответы на вопросы о том, что осталось непонятым. Это так называемая система «перевернутого класса» (flipped classroom), которая завоевала популярность в некоторых школах США. Центром этой модели является ученик, изучение материала проходит самостоятельно, а обсуждение и практика — в классе с учителем. В дистанционном обучении это работает примерно так же.

Проблемы

Вся структура образования не адаптирована к занятиям дома изначально. Первые недели учителя ничего не понимали, потом они стали давать ссылки на разные интернет-ресурсы, некоторые предлагали использовать сразу несколько платформ для разных целей, а кто-то испытывал разные сайты по очереди. И сейчас к нам приходят растерянные школьники и их родители, которые устали бегать с платформы на платформу и просто хотят на чем-то остановиться.

К тому же все надеются, что карантин не будет длиться вечно и следующий учебный год будет привычным. Это значит, что тот приток новых пользователей, который мы наблюдаем сейчас, — это в большинстве своем нецелевые посетители, которые приходят переждать бурю и просто хотят, «чтобы это все поскорее закончилось».

Изменили свое поведение и наши целевые клиенты: многие не решаются заранее вносить плату за обучение на следующий год. Из-за пандемии кому-то пришлось сократить расходы, а кому-то просто кажется нерациональным совершать большие траты. Поэтому некоторые родители, планирующие продолжать обучение своих детей у нас, предпочитают игнорировать текущие скидки, а оплатить следующий год уже потом, когда ситуация стабилизируется.

Выводы и прогнозы

Общая картина такова: система образования инертна и плохо адаптируется к новым обстоятельствам. Образовательный процесс опирается на очное посещение школы, присутствие учеников в классе с учителем, использование традиционных, «аналоговых» средств обучения — учебников и тетрадей. Но современный мир меняется очень быстро, и важно обрести гибкость.

Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение. Страдала организация процесса, школьники и учителя не знали, как учиться и чем пользоваться. Многие ресурсы из-за резко возросшей нагрузки испытали серьезные технические проблемы, что, конечно, не могло не разочаровать родителей, детей и учителей. К тому же, когда ситуация нормализуется, дети вернутся в школы, а родители — на работу, востребованность образовательных интернет-ресурсов снизится.

Однако индустрия однозначно шагнет вперед и популярность онлайн-образования будет существенно выше, чем до пандемии. Мы верим, что за цифровизацией — будущее не только образования, но и многих других ключевых сфер жизни. И потому, несмотря на любые препятствия, онлайн-образование стоит на пороге золотого века. В новый мир без пандемии люди войдут с пониманием, что оно собой представляет, и с новым стремлением использовать современные технологии даже в такой традиционной и строго регулируемой государством сфере, как общее образование.

22
Начать дискуссию