Жизненный путь облигации

Жизненный путь облигации

Тут расскажу про то, какой у облигации жизненный путь с точки зрения инвестора и всему, что необходимо знать. Будет много интересных моментов о которых могут не знать даже люди, торгующие облигациями годами.

В самом начале становится известно о том, что эмитент регистрирует программу облигаций на Московской бирже. То есть эмитент прописывает заранее, что планирует занять средств до, условно, 5 миллиардов и в рамках этого он уже размещает выпуски облигаций. Это значит, что он может занимать ровно до этой суммы, но не более, а одним выпуском на 5 млрд или пятидесятью выпусками по 100 миллионов это уже решает эмитент. Также он может занять всего 500 миллионов и больше не занимать. Не обязан всю сумму занимать.

Можно это проследить на примере того как формируется название облигации. Например, есть облигация с названием ДиректЛизинг, 002P-02. 002P означает, что это вторая программа облигаций, а 02 означает, что это вторая облигация в рамках этой программы.Аббревиатуры означают следующее:

  • БО (Б, боб) — биржевые облигации
  • КО — коммерческие облигации
  • ЗО — замещающие облигации
  • П (ПБО) — программа биржевых облигаций
  • Р — стоит после номера программы выпуска облигаций: 001Р, 002Р, или 1Р, 2Р и др

Про конкретную облигацию становится известно, когда публикуется проспект эмиссии где описаны все параметры выпуска: его размер, вид и размер купонов, наличие оферт, амортизаций и так далее.

В проспекте указывается дата сбора заявок. Тут уже подключаются частные инвесторы. Чаще всего за 5-10 дней до даты сбора заявок выпуск появляется в каталоге у всех брокеров (почти). Частный инвестор может подать заявку.Инвестор даёт поручение о том, что он хочет вложить определённую сумму в размещение эмитента и эта сумма + размер комиссии блокируется у инвестора до даты размещения. Почему блокируется, а не списывается? Если вы подали заявку, то в любой момент до даты сбора заявок можете отменить её.

В дату сбора заявок определяется количество желающих купить облигации эмитента и сумма. В эту дату эмитент может оценить ситуацию и внести корректировки в параметры размещения. Для простоты понимания приведу пример в цифрах. Допустим, эмитент хочет разместить 1 миллиард рублей под ставку в диапазоне от 18 до 18,5%. Об этом он пишет в проспекте. Может указать также максимальную сумму займа или же минимальную, например: сбор заявок на выпуск облигаций объёмом от 1-го миллиарда рублей.

Если на этапе сбора заявок выяснится, что их подано на 2 миллиарда, то эмитент может либо снизить ориентир купона до 18%, либо увеличить сумму выпуска до двух миллиардов (Возможность увеличения также прописывается заранее в программе облигаций). Это делается по причине того, что если подаётся очень много людей, то выпуск привлекательный и для сбора необходимой суммы можно и снизить размер купона. Часть сразу отменят заявки, но людей так много, что нужная сумма точно наберётся, компания никогда не захочет переплачивать лишние 0,5% просто так и всегда будет стремиться снизить платежи по долгу.

Ну а если видят, что очень много людей хотят купить выпуск и набирается нужная масса, а бОльшая сумма лишней не будет, то компания может спокойно увеличить выпуск зная, что покупатели уже есть.Бывают ситуации, когда эмитент очень популярный и на этапе сбора заявок и объём выпуска сильно увеличивает, а купон сильно снижает. Так делал например Самолёт. Ну а что? Люди любят Самолёт.

Однако, во время сбора чаще всего мы видим другую ситуацию, когда выясняется, что планировали разместить облигаций на миллиард, а заявок подано на 100 миллионов. В такой ситуации глупо будет увеличивать его объём до двух миллиардов, хотя бывают и такие прецеденты.

Лично моё мнение почему так могут делать: эмитент не смог собрать достаточное количество денег сразу же, но надо постараться завлечь инвесторов любыми способами. В таком случае объём выпуска увеличивается, чтобы инвесторы подумали, что в выпуск идёт много людей, объём же увеличивают, значит и мне надо попробовать. Такая хитрость от эмитента.

После сбора заявок эмитент объявляет окончательный объём выпуска и его купон. После этого проходит несколько дней и выпуск размещается. Деньги инвесторов списываются, а вместо них на брокерском счёте появляются облигации.

Может быть ситуация, которая называется аллокация. Допустим, эмитент хочет разместить облигации на 1 миллиард, а заявок подано на 2 миллиарда, но окончательный объём размещения всё равно остаётся на уровне в 1 миллиард.В таком случае, если вы подавались, например, на 100 000 рублей и аллокация составила 50%, то с вас спишется 50 000 рублей, вместо них появится 50 облигаций, а оставшиеся 50 000 рублей разблокируются и вы сможете спокойно ими распоряжаться.

Отмечу особенность одну. В день размещения облигаций, средства у вас могут разблокироваться, вы сможете на них что-то покупать, но через время у вас спишется нужная сумма.

Моя история:

Я подавался как-то на 50 000 рублей в какой-то выпуск, в день размещения смотрю, что деньги разблокировались, а облигаций нет. Недолго думая я купил на эти деньги облигации, а вечером у меня на балансе было -50 000, хотя маржинальная торговля не подключена, ещё через день у меня принудительно закрылись некоторые позиции в счёт долга. Это такая уязвимость у брокеров, которую почему-то не чинят уже минимум 2 года. По итогу долгих разбирательств брокер начислил мне 2000 рублей компенсации, но это того не стоило. Никому не советую. Если увидели, что деньги разблокировались, а облигаций нет, то просто ждите.

Ну и ещё 1 особенность брокеров. Не редко деньги могут списаться, облигации начислятся, но по номиналу в 0 рублей. Не пугайтесь, это технический момент, просто ждите. Я так как-то участвовал в размещении на 1 миллион рублей и зашёл в приложение во время такого бага. Скажем так, был неприятно удивлён.

Продолжим

Чаще же всего мы наблюдаем ситуации, когда хотят разместиться на 1 миллиард, а собирают всего 100 миллионов или же 10% от выпуска.В таком случае все заявки людей удовлетворяются на 100%, но собрана не вся необходимая сумма. Что делают в таком случае? Деньги же эмитенту нужны.

Тут для большего понимания нужно поговорить немного про организаторов размещения.Эмитент размещается не сам, а при помощи специальных организаций. Этими организациями могут быть банки, брокеры или специализированные организации.

Они ведут эмитента с самого начала, то есть от заполнения всех документов, составления программы облигаций и так далее. Организатор отвечает за пиар облигаций эмитента. За всё это организатор берёт процента 3 от выпуска. То есть, если выпуск на 100 миллионов, то из него эмитент получит только 97 так как 3 миллиона уходят организатору.

В случае, если выпуск не размещается сразу, то облигации появляются на рынке, эмитент получает столько денег, сколько собрали, а всю оставшуюся сумму организатор долями продаёт через рынок. Если вы захотите купить облигацию эмитента, который до сих пор размещается, то при покупке вы скорее всего не купите её у предыдущего владельца, то есть частного инвестора, который участвовал в размещении, а напрямую у организатора.

У ещё не разместившихся полностью выпусков вы можете зайти в стакан (место где собраны актуальные заявки на покупку и продажу этой бумаги) и увидеть, что есть заявка на продажу, например, 40000 бумаг (40 миллионов рублей). Это значит, что организатор через рынок продаёт бумаги в надежде, что найдутся люди, готовые его купить. Такая ситуация может длиться не один месяц.Для эмитента такая ситуация привычна, но крайне опасна если на рынке меняются условия и в среднем по рынку выпуск становится не таким привлекательным. Объясняю.

Размещая облигации на рынке эмитент явно желает получить деньги здесь и сейчас. Если выпуск размещается не сразу, то деньги он получает постепенно, по мере того как организатор распродаст выпуск на рынке.

Если рыночные условия меняются и условия выпуска становятся не такими привлекательными, то организатору будет сложнее продать бумаги через рынок. Таким образом срок набора полной суммы с выпуска сильно задерживается или же вовсе объявляется, что сколько денег собрали на данный момент столько и будет объём выпуска.Вот такой долгий и сложный жизненный путь у облигации, а мы дошли лишь до момента размещения)))

В процессе существования выпуска по нему платятся купоны, проходят амортизации, оферты.

Цена облигации может спокойно ходить вверх и вниз от номинала. То есть облигация размещается по 1000 рублей на 3 года. За эти 3 года она может подняться в стоимости и до 1100, и до 1300, также может упасть в цене хоть до 500 рублей, но в конце своей жизни, перед погашением она в любом случае вернётся к цене в 1000 рублей. То есть номинал это константа, статичное значение с которого облигация начинает и которым заканчивается.

При погашении облигации вам ничего делать не требуется. В назначенную дату облигации в вашем портфеле исчезнут, а взамен появятся деньги. Чаще всего дата последнего купона и дата погашения — это один и тот же день. Например, вы владели десятью облигациями на 10 тысяч рублей и должны получить купон в 100 рублей. В назначенный день вы заметите, что облигаций у вас на счету нет, а в зачислениях увидите отдельно +100 рублей (купоны) и отдельно +10000 рублей (погашение облигаций.Вот как-то так.

Если пост понравился, то ставьте лайк и подписывайтесь на меня. Это мотивирует.

Подписывайтесь на меня в телеграм:

Начать дискуссию