Арт-рынок и финансовый капитал России: Шаги к взаимовыгодному сближению

Спечинская Наталия - «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmyinvest.art%2Fmarketplace%2Fworks%2F7420269%2Finformation&postId=1535779" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дочки - Матери</a>», из проекта «ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ», 2024
Спечинская Наталия - «Дочки - Матери», из проекта «ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ», 2024

В преддверии Cosmoscow, одного из самых значимых событий на российском арт-рынке, платформа для инвестиций в современное искусство MyInvest.Art публикует статью-введение в цикл исследований, посвященных инвестиционному потенциалу российского искусства, а также возможностям его использования как актива. В основе данной статьи лежит одноименная дискуссия прошлой ярмарки.

Ценности арт-рынка и финансового рынка: что у них общего?

Финансовый рынок развивался и развивается, предлагая возможности для сохранения и приумножения капитала. Это всегда обеспечивалось за счет разнообразия финансовых инструментов, начиная с государственных облигаций, акций крупных корпораций и заканчивая более сложными активами — драгоценными металлами, недвижимостью и т.д.

Арт-рынок, в свою очередь, строится на уникальности и эстетической ценности. Искусство становится символом культурной преемственности, носителем социальных и исторических смыслов, способным оставлять след на века. Этот аспект делает искусство значительно более сложным объектом для финансовой оценки и лишает рынок понятности.

Но и в мире финансов далеко не все стабильно и предсказуемо. Как и в искусстве, здесь есть место неожиданным рискам и неопределенностям, способным поставить на карту крупные капиталы. В этом смысле, оба рынка связаны между собой через их основную общую цель — поиск и создание устойчивой ценности.

Связь искусства и финансов: уроки прошлого

Ещё в эпоху Возрождения меценатство сформировало основу для развития искусства как важного элемента социального статуса в настоящем и будущем.

Следующим прорывом для рынка стал XVII век в Нидерландах. В условиях стремительного экономического роста, появления свободных денежных средств, голландцы стали скупать произведения искусства, видя в них не просто украшение своих домов, но и способ конвертировать богатство в символическое и финансовое наследие.

XX век ассоциируется с появлением глобальных аукционных домов, таких как Sotheby’s и Christie’s, которые формализовали процесс покупки и продажи произведений искусства.

В начале 2000-х годов был изобретен индекс Mei Moses. Он позволил впервые количественно оценить рост цен на произведения искусства за продолжительный период, сравнивая его с доходностью традиционных финансовых инструментов, таких как акции и облигации.

В настоящее время новейшим этапом в сближении двух рынков можно считать услугу по кредитованию под залог произведений искусства в ряде крупных международных банков (Bank of America, J.P. Morgan, Deutsche Bank, DHB) а также растущий интерес к долевому владению предметами искусства (Masterworks, MyInvest.Art).

Прозрачность, измеримость и доступность: что нужно финансам?

Финансовые рынки требуют от актива трёх основных характеристик: прозрачности, измеримости и доступности. Эти параметры играют ключевую роль в оценке активов и принятии инвестиционных решений.

Рынок искусства должен предложить возможность вписать свой актив в стандартные финансовые метрики:

1. Доходность - прибыль от продажи произведения искусства по отношению к его первоначальной стоимости;

2. Риск/Доходность - насколько оправдан риск покупки произведения с целью перепродажи;

3. Волатильность;

4. Ликвидность;

5. Среднегодовой темп роста;

Для сближения двух рынков — финансового и арта — уже сделаны значительные шаги. Современные платформы, такие как Artprice, Masterworks, ArtInvestment, MyInvest.Art и др., предоставляют данные по продажам, динамике цен на произведения и рейтинги художников, а еще разрабатывают индексы, которые, структурируют рынок и делают его более доступным для анализа. Однако, искусство всё же остаётся чем-то большим, чем просто инвестиция.

Что нужно арт-рынку?

Арт-рынок нуждается не только в финансах, но и в эмоциональной связи с аудиторией. Деньги, конечно, играют свою роль, но истинная ценность искусства раскрывается через эмоциональный отклик зрителя. Именно он запускает цепную реакцию, которая ведет к признанию автора.

Картина, которая не вызывает эмоционального отклика у зрителей, не взлетит в цене, сколько бы влиятельные критики или галеристы её ни хвалили. Настоящая ценность искусства формируется на тонкой грани двух миров: признания узким кругом экспертов и массового внимания, которое порой даже труднее заслужить.

Корреляция ценностей: как рынки могут дополнять друг друга?

Финансовому капиталу, в свою очередь, следует научиться смотреть на искусство не только через призму цифр. В отличие от традиционных активов, цены на искусство во многом формируются за счет качественных показателей. Культурная значимость, признание экспертами, участие в крупных выставках и ярмарках — всё это факторы, которые не поддаются строгому анализу, но могут оказать огромное влияние на рыночную цену.

Что есть у финансов?

По подсчетам аналитического агентства Frank RG, совокупный размер средств состоятельных граждан в банках к концу первого полугодия 2023 г. достиг 13,1 трлн руб., показав рост на 31% год к году. Одновременно с этим, ВТБ Private Banking сообщает об управлении средствами на общую сумму 5 трлн. рублей, из которых доля инвестиций составляет 1,5 трлн. рублей. Если взять даже 1% от этой суммы, мы получим 15 миллиардов, часть из которых могла бы быть вложена в предметы искусства.

По данным Frank RG, Количество клиентов с финансовым капиталом свыше 100 млн рублей в России увеличилось на 50% в 2023 году.

Источник
Источник

Клиенты стали обращать больше внимания на нефинансовые вопросы при выборе банка (с 4% в 2022 до 11% в 2023). То есть в настоящий момент мы можем наблюдать возросший спрос на альтернативные виды инвестиций (в том числе и на произведения искусства).

МТС Private отмечают рост интереса на цифровые финансовые активы (как ЦФА позволяет инвестировать в искусство будет рассмотрено в следующих статьях). Многие финансовые институты начали развивать этот продукт и активно позиционировать его как один из инструментов инвестирования. Дмитрий Брейтенбихер из ВТБ также позитивно смотрит на перспективы рынка ЦФА. «Я считаю, что будущее за цифровыми активами и с точки зрения повышения прозрачности сделок, и доступности для эмитентов, и доступности для массового сегмента. Я убежден, что этот рынок ждет взрывной рост», — отметил он.

Существуют и клиенты, которые верят в искусство как в актив. Особенно те, кто близки к данной сфере и видят, как предметы искусства могут превращаться в инвестиционные инструменты. «Произведение искусства становится привлекательной инвестицией, когда оно имеет ограниченное предложение, высокий спрос, а также возможность участвовать в крупных выставках, что способствует его популярности и росту цен», - считает вице-президент «МТС банка», Маргарита Васильева.

Что есть у арта?

Данные аукционных продаж. Они являются наиболее значимым источником информации о рынке искусства в целом и о финансовых успехах отдельного автора. Исследования портала ArtInvestment, основанные на аукционных продажах, помогли наглядно изобразить состояние нашего рынка:

- В 2023 году оборот внутреннего рынка искусства превысил 25 млн. USD и показал рост на 125% в сравнении с 2022 годом.

- За 2024 год продажи искусства на внутренних российских аукционах в первом полугодии 2024 составил 13,55 млн. USD, что на 48% выше аналогичных показателей I квартала 2023 года.

- Покупатели, оказавшиеся отрезанными от международных рынков, активно участвуют в российских аукционах, устанавливая ценовые рекорды. Так, в июле 2024 года за 1,1 млн USD ушел «Итальянский альбом» Карла Брюллова.

В рамках внутреннего исследования MyInvest.Art, мы проводили анализ реальной доходности работ Эрика Булатова:

Эрик Булатов. Городская картина. холст, масло. 1966
Эрик Булатов. Городская картина. холст, масло. 1966

1. Городская картина, 1966

28.02.2008, Лондон, цена продажи: 108 500 £

01.12.2021, Лондон, цена продажи: 189 000 £

Реальная годовая доходность: 2.25%

Эрик Булатов. Liberté I, холст, масло, 1990
Эрик Булатов. Liberté I, холст, масло, 1990

2. Свобода, 1990

11.06.2009, Лондон, цена продажи: 21 351 £

28.11.2011, Лондон, цена продажи: 25 000 £

Реальная годовая доходность: 4.78%

Учитывая инфляцию, обе сделки помогли коллекционерам уберечь свои средства.

Технологии. MyInvest.Art использует так же нетранзакционные факторы стоимости в мире искусства. Например, мы разработали показатель цитируемости, который учитывает количество публикаций о художнике и количество сайтов, на которых публикации вышли.

На основе ИИ и машинного обучения мы смогли рассчитать и показатель уникальности каждой работы, выставленной на маркете.

Помимо этого, нам удалось разработать методологию для исчисления инвестиционного класса художника, основываясь на его участии в выставках, ярмарках, биеннале, нахождении его работ в коллекциях и т.д. Данная методология позволила преобразовать качественные факторы стоимости работ в конкретные индексы, для которых мы впоследствии смогли рассчитать доходность. Например, художники blue-chips – наименее рисковый из классов – имеют ожидаемый годовой доход: 9-12 %, а начинающие авторы (emerging) могут принести от 50% годовых при наивысшей степени риска.

Заключение

Есть ли будущее у искусства в качестве финансового актива в нашей стране? Нашим ответом будет – да, оно вполне возможно. Но каким должно быть искусство, чтобы привлечь финансовый капитал?

- Признанным на местном рынке. Художник должен быть узнаваем не только экспертами рынка, но и массовым зрителем. Ему необходимо участие в выставках авторитетных галерей или музеев. Нахождение работ в частных, корпоративных и музейных коллекциях также является ценным показателем.

- Музейного качества. Как известно, у каждого художника есть более и менее благоприятные периоды творчества, есть более и менее востребованные работы. Эти факторы тоже необходимо принимать во внимание, если работа предлагается в качестве инвестиционного актива.

- Имеющим повторные аукционные продажи, доступные для просмотра и анализа. Наличие открытой базы данных могло бы повысить доверие к рынку со стороны инвесторов, так как вопрос ценообразования, например, в таком случае подтверждался бы достоверными аукционными результатами.

66
55
Начать дискуссию