Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

По данным Art Basel и UBS, в 2023 году глобальный рынок искусства составил $65 миллиардов, причем более 60% продаж пришлось на сегмент работ мирового масштаба и известности стоимостью десятки и сотни миллионов долларов. Такое положение делает рынок искусства недоступным большинству инвесторов.

Но все же некоторым проектам удалось найти решение этой “недоступности” высшего сегмента рынка и позволить инвесторам получать выгоду от искусства всемирно известных мастеров. Речь пойдет о долевом владении предметами искусства, его истории и возможностях на территории России.

Deloitte в своем отчете 2023 года оценивает текущий регулируемый рынок долевого владения произведениями искусства и коллекционными предметами более чем в 1 миллиард долларов США. На зарубежном рынке попытки применения практики долевого владения применяются еще с начала 2000-х годов, но к успеху начали приходить только недавно.

Первая попытка проекции международного опыта долевого владения на Российский рынок была предпринята проектом MyInvest.Art в начале октября этого года. Разберем по порядку существующие зарубежные модели и сравним с российским результатом.

Истоки концепции долевого владения

Изначальная популярность дробного владения предметами роскоши родилась у компании NetJets в 1986 году. Суть концепции состояла в том, что клиенты могли купить часть какого-либо самолета компании, которая приравнивалась к возможному количеству часов полета на этом самолете. Таким образом, она предоставляла возможность владения частным самолетом, без каких-либо эксплуатационных сложностей и скрытых накладных расходов.

Позднее эта концепция была введена на рынок недвижимости в США в начале 1990-х годов. Владельцы могли приобрести часть дома и пользоваться им в определенный сезон. Это лишало их необходимости нести расходы на его содержание в те периоды, когда дом не использовался. Такая модель стала особенно популярна среди покупателей курортных объектов недвижимости.

Долевое владение предметами искусства

В период с 2009 по 2012 год быстрорастущий китайский рынок искусства, подпитываемый политикой правительства, позиционирующего культурную индустрию как один из ключевых двигателей экономического роста в Китае, создал идеальные условия для нового финансового продукта, построенного вокруг раскаленного китайского рынка искусства. Эти ранние модели дробной собственности были известны как Art and Cultural Exchanges и позволяли инвесторам покупать акции произведений искусства, которые затем могли торговаться на этих биржах. Ниже приведена таблица из отчета Deloitte & ArtTactic Art & Finance Report 2011, в которой показаны некоторые из этих бирж, которые были активны осенью 2011 года. Однако большая волатильность цен и спекулятивное поведение привели к тому, что китайские власти ввели ограничения на эти биржи в 2012 году, заставив большинство из них закрыться или трансформироваться во что-то другое.

Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

Только спустя 6 лет, на фоне бума криптовалют, концепция долевого владения искусством вернулась на рынок с небольшими изменениями. В 2018 году компания Masterworks запустила свой первый продукт дробного владения: работу «1 Colored Marilyn (Reversal Series)» Энди Уорхола 1979 года. Проекту потребовалось два года, чтобы набрать обороты, и сейчас он имеет более 120 произведений искусства с оценочной стоимостью более 500 миллионов долларов США, являясь лидером рынка в сфере дробных инвестиций в искусство.

В каких странах развивается рынок долевого владения искусством?

По оценкам ArtTactic, в Южной Корее доля долевого владения составила 8% от общего объема рынка произведений искусства в регионе в первой половине 2022 года. TESSA, ведущая корейская платформа, собрала 129 000 пользователей с 2020 года и имеет в своем портфолио восемь работ Бэнкси помимо других художников.

На Ближнем Востоке опрос финансовых консультантов и управляющих активами, проведенный платформой дробного владения Mintus, показал, что 83% нынешних инвесторов в искусство в ОАЭ вложились в дробное владение. Для сравнения, только 17% инвесторов в искусство в США воспользовались данной услугой, в то время как еще 43% рассматривали эту возможность. Среди инвесторов из Великобритании 68% рассматривали дробное владение.

Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

Механизмы долевого владения искусством:

Их можно условно разделить на две группы: с использованием блокчейн-технологий (большинство существующих проектов) и традиционный вариант через регистрацию компании на картину и выпуск ее акций впоследствии (Masterworks).

• Masterworks покупает произведение искусства и регистрирует компанию, которая владеет этим произведением. После этого Masterworks регистрирует акции этой компании в Комиссии по ценным бумагам США (SEC). Таким образом, долевое владение никак не связано с технологиями блокчейна и токенизацией, а представляет из себя более традиционный подход.

• После регистрации акции становятся доступны для покупки через платформу Masterworks. Эти акции, по сути, представляют собой доли от стоимости произведения искусства, их можно покупать и продавать на площадке.

• Владение этими долями дает инвестору право на часть прибыли, если произведение искусства будет продано с апсайдом. Это похоже на владение акциями компании, однако в отличии от них инвесторы не имеют права управления произведением (например, они не могут принять решение, когда его лучше продать).

Другой пример - Sygnum Bank, который использет блокчейн-токенизацию для создания цифровых активов на основе произведений искусства. В 2021 году совместно с Artemundi они токенизировали работу Пикассо («Филамент», 1964).

Картина Пабло Пикассо 1964 года «Филлетт в берете». Artemundi 
Картина Пабло Пикассо 1964 года «Филлетт в берете». Artemundi 

Это был первый случай, когда права собственности на картину были зарегистрированы в публичном блокчейне регулируемым банком, что позволило инвесторам приобретать и торговать акциями произведения искусства, называемыми Art Security Tokens (AST).

• К физическому произведению привязывается цифровой актив (токен), который можно разделить на множество частей. Каждый токен представляет долю произведения искусства.

• Эти токены могут быть куплены и проданы на блокчейн-платформе, что дает инвесторам возможность владеть фрагментами произведения через цифровые активы. Токены функционируют аналогично криптовалютам, но связаны с конкретным физическим активом (картиной Пикассо).

Большинство современных существующих зарубежных проектов по долевому владению искусством используют именно вторую модель в своей деятельности. Из интересных инициатив, представленных на рынке, можно выделить следующие:

Particle — это фракционная арт-платформа на web3 и блокчейне с сильным акцентом на сообщество и четким пониманием того, что дробные инвестиции в шедевры — это ключ к открытию мира искусства для новых коллекционеров. Она дает инвесторам право голоса по коллекции, например, какие работы покупать, где их выставлять или когда продавать.

Они также активно работают над развитием своего сообщества и предоставлением ему дополнительной ценности. Они организуют онлайн и оффлайн мероприятия для совладельцев коллекций по оживлению их работ.

Проект Tessa фокусирует свою внутреннюю ценность на доступности. Все произведения искусства, приобретенные инвесторами TESSA, экспонируются в музее TESSA в Сеуле. Владельцы долей могут посещать музей, чтобы лично осмотреть свою коллекцию, а также имеют доступ к эксклюзивным мероприятиям и экскурсиям.

Преимущества долевого владения

Одним из главных преимуществ долевого искусства является его доступность. Вам не нужны огромные суммы, чтобы начать коллекционировать. Эта модель открывает многим возможность инвестирования в искусство, устраняя весомый финансовый барьер полного владения.

Искусство обычно мало коррелирует с традиционными финансовыми рынками. Это делает его надежным активом против инфляции и волатильности. Добавление акций произведений искусства в портфель обеспечивает диверсификацию, тем самым увеличивая шанс на более высокую доходность. Инвестируя в различные произведения искусства, коллекционер снижает риски и повышает устойчивость своего портфеля.

Устранение финансовых и логистических проблем, связанных с хранением, обслуживанием, страхованием, целого произведения.

Анализ ArtTactic, в котором анализируются произведения искусства с повторными аукционными продажами, показывает положительную корреляцию между количеством времени, в течение которого произведение искусства не выставлялось на публичный рынок, и доходностью инвестиций. Из 50 лотов, которые не выставлялись на аукционный рынок в течение 10–30 лет, 49 были проданы с положительной средней годовой доходностью 8,8% (без учета инфляции).

Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

А зачем это нужно?

С финансовой точки зрения долевое владение предметами искусства напоминает паевый инвестиционный фонд, и служит для того, чтобы искусство художников, которых принято называть голубыми фишками, и доходность их работ стали доступными более широкому кругу инвесторов. Такой тип инвестирования в искусство не является самым популярным - почти 90% опрошенных в исследовании Deloitte продолжают использовать модель прямого инвестирования (покупки целого произведения).

При этом у дробного владения есть несколько преимуществ, которые, по мнению автора статьи, могут способствовать развитию рынка искусства и культуры в целом:

• Демократизация доступа к искусству. Долевое владение искусством открывает доступ к великим произведениям для более широкой аудитории. Раньше только сверхбогатые коллекционеры могли позволить себе владение шедеврами Уорхола, Пикассо или Бэнкси, но с дробным владением многие инвесторы могут "владеть" частью этих произведений.

• Сохранение культурного наследия. Когда искусство становится доступным большему количеству людей через долевое владение, это также может способствовать его сохранению. Вместо того чтобы картины скрывались в частных коллекциях, дробные владельцы могут содействовать экспонированию произведений в музеях или на публичных площадках. Это может изменить ландшафт культурных институтов, поддерживая доступность искусства для общества и увеличивая его культурную значимость.

• Развитие арт-сообщества. Платформы Tessa или Particle демонстрируют, например, не просто финансовые инструменты, они развивают сообщества вокруг искусства. Вовлекая людей, объединенных страстью к искусству, они создают новые формы культурной коммуникации.

• Трансформация роли коллекционеров. С долевым владением меняется представление о коллекционере. Важным становится не обладание произведением искусства как статусным символом, а возможность быть частью чего-то большего — глобального культурного наследия. Этот новый тип владельца искусства, который даже при отсутствии физического владения, может быть заинтересован в сохранении культурных ценностей и более ответственном отношении к искусству.

Долевое искусство в России: что сделал MyInvest.Art?

11 октября 2024 года платформа MyInvest.Art успешно провела первый в России выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) на произведение современного искусства — работу Юрия Злотникова (1930-2016) из серии «Протосигналы». Объем выпуска составил 900 ЦФА по 1 тыс. руб. за каждый токен с доходностью 22% годовых.

Россия довольно поздно начала законодательно регулировать цифровые активы, внедрив новые сущности на финансовый рынок – цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП), но именно это создает уникальные возможности для апробации новейших технологий и позволяет рассматривать долевое владение искусством на нашем рынке.

Федеральные Законы, регулирующие выпуск и оборот ЦФА и УЦП создают интересные условия для компаний, включая сферу искусства, и позволяют привлекать финансирование через цифровые инструменты.

ЦФА в основном рассматриваются как инструмент привлечения краткосрочной ликвидности. Менее 28% совокупного объема эмиссий в 2024 году приходилось на финансовые инструменты сроком обращения более шести месяцев. Наибольшая доля — 36% — приходится на ЦФА со сроком погашения от трех до шести месяцев.

Токенизация искусства в качестве способа долевого владения арт-активами в России

ЦФА и УЦП открывают двери для совершенно новой категории инвесторов. Раньше покупка искусства требовала значительных вложений и обширных знаний о рынке, доступных лишь ограниченному числу людей. С цифровыми активами инвесторы могут начать с малых сумм, приобретая долю в произведениях искусства и одновременно знакомясь с рынком и принципами его функционирования. Этот процесс также может быть интересен крупным корпорациям, которые смогут использовать ЦФА на основе своих корпоративных коллекций для получения ликвидности. Например, компания-владелец коллекции искусства может с ее помощью разблокировать доступ к капиталу. Она может привлечь средства через выпуск ЦФА на свои произведения. Объем привлеченных средств может составлять 50% от оценочной стоимости коллекции (Такой механизм используют зарубежные банки при кредитовании под залог искусства для страхования риска потери стоимости), а доходность может рассчитываться на базе данных аукционных продаж и других оценочных механизмах.

В настоящий момент, когда мы начинаем говорить о ЦФА и токенизации искусства в России, всплывают сразу несколько вопросов. Во-первых, это отсутствие чёткой законодательной базы. Закон о цифровых финансовых активах формулируется неясно, что создает почву для споров и неопределенности. Инвесторы не всегда понимают, что именно они покупают, как это регулируется и каковы их реальные права на приобретаемую долю.

Во-вторых, после "бума" NFT, который захватил людей несколько лет назад, многие до сих пор воспринимают всё, что связано с токенами, как очередную финансовую махинацию. NFT-проекты ассоциируются с низкокачественными произведениями и непрозрачностью сделок, что порождает скептицизм и недоверие к любой попытке токенизации, включая традиционное искусство.

В итоге, когда люди слышат о том, что токенизация предлагается в России, сразу возникают вопросы: "А что за произведение?", "Почему оно инвестиционно привлекательно?", "Как можно заработать 22% за месяц?". И, самое главное, многие боятся, что они не владеют искусством в буквальном смысле, а получают лишь право на выплату от сделки, которая может быть совершена на неясных условиях. Скептицизм усиливается еще и тем, что рынок искусства в России недостаточно развит, и возникают сомнения в том, что произведение будет продано честно и с прибылью.

Мы понимаем, что российский арт-рынок не может похвастаться тем же уровнем зрелости, как его западные собратья, но это не значит, что у него нет потенциала. Напротив, мы рассматриваем проект по токенизации работы Юрия Злотникова как попытку понять, как можно адаптировать мировые практики долевого владения к российской действительности.

Как и любой новый инструмент, данная практика требует времени, чтобы раскрыть свой потенциал. Проект MyInvest.Art нацелен на то, чтобы предложить не просто цифровую оболочку для произведений искусства, но и начать выстраивать новый рынок, на котором искусство станет доступным для более широкой аудитории инвесторов.

Да, сейчас инвесторы покупают не саму работу, а долю права на прибыль от ее будущей продажи. Но если посмотреть на зарубежный опыт, то такой подход успешно работает.

Мы наблюдаем, как мировой арт-рынок интегрирует блокчейн, как западные коллекционеры и инвесторы используют новые цифровые инструменты для управления своими коллекциями. Россия не должна оставаться в стороне от этих процессов. Это не быстрый путь, но именно такие инициативы формируют будущее рынка. Мы не просто следуем трендам — мы помогаем формировать новый арт-рынок, делая его доступным, прозрачным и конкурентоспособным на мировой арене.

44
Начать дискуссию