Могут ли преференциальные режимы для инвесторов на Дальнем Востоке и Арктике привлечь ответственный бизнес из Китая?

Для связи с автором пишите в тенчат

Стандарты ответственного ведения бизнеса (ОВБ) - это набор норм и рекомендаций, то есть обязательного требования к их выполнению нет. Однако некоторые страны уже сделали отдельные стандарты ОВБ обязательными на законодательном уровне (например, Франция, в США отдельные принципы узаконены), в России же они представляют собой набор добровольных правил, лучших практик и рекомендаций. Но в рамках ведения внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций многие крупные российские компании уже реализуют принципы ответственного бизнеса и мы все их можем изучить, так как в своих годовых отчетах компании представляют, что они реализуют в рамках устойчивого развития.

Разработкой стандартов ОВБ занимались разные крупные международные организации, но наиболее комплексными являются разработки ОЭСР и ООН.

ОЭСР

Для ОЭСР основополагающим документом является Декларация ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям 1976 года. Россия не присоединилась к подписавшим документ странам.

Стандарты ОВБ раскрыты в Руководящих принципах ОЭСР для многонациональных предприятий (2011 год). Также есть отдельные отраслевые руководства, в частности для инвесторов, которые призваны обеспечить контроль за тем, чтобы инвестиции направлялись в компании, соблюдающие принципы ответственного ведения бизнеса.

Принципами руководствуются страны-члены ОЭСР и это может являться институциональным барьером для осуществления внешнеэкономической деятельности странами, не соблюдающими данные стандарты. Российские компании, активно ведущие внешнеэкономическую деятельность, уже внедряют данные стандарты в свою деятельность.

Минэкономразвития России подготовил адаптацию данных принципов и организует обучение по стандартам ОВБ.

ООН

ООН разработал 10 принципов ответственного ведения бизнеса, которые зафиксированы инициативой Глобального договора ООН.

В сети Глобального договора компании из 160 стран.

От России там представлено 74 компании, а от Китая – 1229.

Сферы применения принципов ОВБ

Принципы ответственного ведения бизнеса, заложенные ОЭСР и ООН, разработаны на базе основополагающих международных документов, например, Всеобщей декларации прав человека, Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию и Конвенции ООН против коррупции.

Основные сферы применения принципов ответственного бизнеса у ОЭСР и ООН совпадают. Это:

права человека;

трудовые отношения;

охрана окружающей среды;

противодействие коррупции.

Дополнительно Руководящие принципы ОЭСР включают следующие сферы:

интересы потребителя – справедливая деловая, маркетинговая и рекламная практики и обеспечение качества и надежности продукции;

наука и технологии - трансграничный трансфер технологий;

конкуренция – соблюдение принципов честной рыночной конкуренции;

налогообложение – налоговый комплаенс.

Ответственное ведение бизнеса и принципы ESG в Китае

В Китае также пока законодательно не установлено соблюдение стандартов ответственного ведения бизнеса, однако с 2016 года активно ведется работа над подготовкой базы к внедрению данных принципов.

Причины такого ускоренного внедрения могут быть следующими:

  • привлечение иностранных инвестиций (по которым сейчас наблюдается отток)

  • экологизация экономики (цель добиться углеродной нейтральности к 2060 году)

  • обеспечение социального равенства

Концепция ответственного ведения бизнеса и принципов ESG в Китае сильно сфокусирована на «зеленых» инвестициях и «зеленом» финансировании - поддержке проектов, которые способствуют снижению влияния на окружающую среду, уменьшению выбросов парниковых газов, повышению энергоэффективности, развитию возобновляемых источников энергии, и в целом способствуют созданию более устойчивой и экологически ответственной экономики. Поэтому и обязательная отчетность сначала коснулась раскрытия экологической информации - в конце 2021 года Министерство экологии и окружающей среды КНР ввело данные требования для ряда компаний (лидеров по выбросам; зарегистрированных на бирже; имеющих в прошлом нарушения экологического законодательства и т.д.) и 8 февраля 2022 года они вступили в силу.

В 2022 году вступил в силу перечень добровольных руководящих принципов по отчетности об экологических, социальных и управленческих показателях, который включает более 100 отчетных индикаторов, которые разделены по ESG принципу:

1) окружающая среда: индикаторы рационального использования ресурсов, предотвращение загрязнений окружающей среды, мониторинг климатических изменений;

2) общество: соблюдение прав сотрудников, ответственность за качество продукции, управление цепочками поставок, общественное мнение;

3) управление: структура, механизмы и эффективность управления

Индикаторы отчетности откликаются принципам, закладываемым ОЭСР.

В 2024 году для публичного обсуждения был опубликован проект правил раскрытия ESG-информации для крупнейших компаний, который усложняет процесс отчетности, превращая его непосредственно в процесс ответственного ведения бизнеса – компании должны не просто отчитываться ESG индикаторами, но и разрабатывать стратегию устойчивого развития компании с внедрением мониторинговых процессов по выявлению и предотвращению рисков устойчивого развития.

Какие принципы ответственного ведения бизнеса (как мировой практики, так и концепции КНР) могут быть развиты в рамках различных преференциальных режимов, действующих на Дальнем Востоке и в Арктике:

‒ облегчить налоговый комплаенс призваны все преференциальные режимы, а мониторинг за налоговым исполнением осуществляется дополнительно управляющими компаниями;

‒ принцип трансграничного трансфера технологий может в полной мере реализоваться в рамках ИНТЦ «Русский», тем более, что данная площадка обладает также и прочими преференциями (налоговыми, административными, инфраструктурными);

‒ принципы рационального использования природных ресурсов, в частности энергии и земли, могут быть раскрыты в рамках процедур предоставления в пользование земель, а также инфраструктуры. Здесь также можно задействовать инструменты дальневосточной концессии и завлечь иностранные инвестиции «зелеными» инициативами;

‒ концепция международной территории опережающего развития, предполагающая использование зарубежного законодательства и свободное перемещение трудовых ресурсов, обеспечит защиту трудовых отношений и инвестиций;

‒ непосредственная близость всех территорий с действием преференциальных режимов к транспортно-логистическим узлам призвана оптимизировать цепочки поставок.

Подробнее по истории внедрения ОВБ и ESG и карту действующих префрежимов на территории Дальнего Востока и Арктики смотрите в инфографике

Начать дискуссию