Развитие транспортной инфраструктуры России: проекты и перспективы

Новый национальный проект «Развитие транспортной инфраструктуры» взял старт в сентябре 2024 года. Он разработан не в ответ на санкции, а как естественное продолжение предыдущей программы развития транспортной инфраструктуры России.

Минтранс предложил сконцентрироваться на следующем:

  • Расширение и модернизация инфраструктуры центрального транспортного узла.
  • Переход к масштабной цифровизации транспортной сети.
  • Строительство новых железнодорожных путей.
  • Расширение сети автомобильных дорог.
  • Строительство высокоскоростных жд магистралей, в том числе направление Москва–Санкт–Петербург.
  • Модернизация морских портов, отлаживание связок с жд сообщением.
  • Развитие сети внутренних водных дорог.
  • Расширение аэродромной сети.
  • Переоснащение пограничных переходов.
  • Решение проблем с кадрами.

Очередная «шестилетка» 2024–2030 должна объединить отдельные направления из авто, жд, водного и авиатранспорта в общую сеть.

Какие новшества подготовил Минтранс

В отличие от предыдущего проекта периода 2018–2024 новая программа не ограничена исключительно автодорожной сетью. Сюда вошли все типы транспорта, в том числе ж/д, водный и авиасообщение. Кроме того, в программу включены вопросы масштабной цифровизации, переоснащения пунктов пропуска через границу (многие морально устарели) и проблемы с кадрами, часть которых просто не готова к работе в новом цифровом мире. В результате транспортная инфраструктура будет формироваться как единая сеть с хорошим запасом как в плане провозной, так и пропускной способности.

Развитие транспортной инфраструктуры России: проекты и перспективы

Откуда и сколько поступит финансирования

Предыдущий сценарий 2018–2024 можно считать экстенсивным. Реализация нацпроекта выстраивалась точечно за счёт улучшения функционала в слабых местах транспортной системы с неизбежным расширением доли государственных инвестиций. При таком подходе количественные подвижки происходили, а качественные изменения — практически нет.

Новая программа призвана сбалансировать объёмы государственного и частного финансирования. На практике это должно помочь реализации проекта, поскольку частный капитал согласится раскошелиться только в том случае, если вложения точно принесут прибыль. А это значит, что количество недостроев сократится.

В итоге нацпроект, охватывающий проблемы и перспективы транспортной инфраструктуры России, потянул на кругленькую сумму. Хорошо вложиться придётся и государству, и частникам. Общий объём бюджетных и внебюджетных средств до 2030 года запланирован на уровне 10,2 трлн. ₽. Точные источники частных вложений пока не анонсированы. Есть предположения, что в проекте железных дорог внебюджетное финансирование ляжет на инвестпрограмму РЖД.

332,9 млрд в аэропорты

Именно такая сумма выделена на реконструкцию воздушных гаваней. Бюджет передаст 250 млрд. ₽, на внебюджетные средства придётся остаток в 82,9 млрд. ₽. На эти деньги планируется построить аэропорты в Омске и Шерегеше, реконструировать действующие в Калининграде, Сочи, Горно–Алтайске и Владивостоке. Всего программой предусмотрена реконструкция и строительство 75 аэродромов.

Как распределятся затраты на водные пути

Общее финансирование составит 332,8 млрд. ₽. На развитие морских портов отводится 291,7 млрд. ₽ и это будут внебюджетные средства (источник не называется). Остаток в 121,1 млрд. ₽ пойдёт на внутреннюю сеть. Эта часть будет целиком профинансирована из государственного бюджета.

Главным донором для автодорог останется казна

Из общего финансирования в 2,8 трлн. ₽ львиная доля приходится на госбюджет — 2,7 трлн. ₽. На реконструкцию федеральных трасс уйдёт 1,6 трлн. ₽, на строительство и реконструкцию платных дорог 980 млрд. ₽, на расширение региональной сети более 210 млрд. ₽ и ещё 4,8 млрд. ₽ на восстановление путей Министерства обороны.

В ближайшие 3 года финансирование будет выглядеть следующим образом:

  • Расходы на развитие транспортной инфраструктуры России в 2025 году составят 1,49 трлн. ₽.
  • В 2026–м расходы увеличатся до 1,67 трлн. ₽.
  • В 2027–м подрастут ещё немного до 1,68 трлн. ₽.

Всего за первую «трёхлетку» нацпроект получит 4,8 трлн ₽.

Как будет выглядеть обновлённая транспортная сеть

Абстрактное «повышение эффективности» затронет вполне реальные качественные показатели. Для наглядности приведём несколько примеров по направлениям.

К 2030 году провозная способность железных дорог Восточной сети должна увеличиться до 210 млн тонн, а к 2032–му ещё на 60 млн до 270 млн тонн. Для сравнения: по планам на 2024 год совокупная мощность БАМа и Транссиба должна составить 180 млн тонн.

Этапы развития транспортной инфраструктуры России в направлении Север–Юг затронут подходы ж/д к морским портам с увеличением мощностей водных гаваней. Модернизация внутренней речной сети коснётся модернизации уже существующих и строительства новых судоходных гидротехнических сооружений.

Авиационная мобильность за 6 лет должна вырасти на 50% в сравнении с уровнем 2023 года. С этой целью в программе до 2030 года запланированы реконструкция, модернизация и строительство новых аэропортов.

Как вырастет пропускная способность пунктов пропуска

В планах на 2024–2030 годы типовой осмотр грузового транспорта должен занимать не более 10 минут. Сокращение времени должно ускорить прохождение по транспортным коридорам в 1,5 раза. Для того чтобы цифры на бумаге стали реальностью в программе запланирована модернизация погранпереходов на всех ключевых участках границы. Улучшения коснутся как автомобильного, так и жд транспорта.

Что даст цифровизация

В рамках программы создаётся единая система, благодаря которой удастся определять слабые и малоэффективные места инфраструктуры. Актуальные данные о грузо– и пассажиропотоках позволят перераспределять нагрузку на сеть, разгружая одни участки и задействуя другие. Кроме того, за счёт быстрой передачи актуальных данных между транспортными узлами, и это также повысит отдачу от инфраструктуры.

Какая нагрузка ляжет на кадры

Новая сеть не сможет работать по старым правилам, поэтому отдельный раздел нацпроекта посвящён кадровому потенциалу. Для персонала будут созданы условия для обучения и переподготовки, в том числе:

  • Обновят программы в профильных ВУЗах.
  • Установят тренажёры на базе транспортных узлов.
  • Построят исследовательские лаборатории для оценки уровня компетенций и производительности труда.

Для снижения нагрузки на кадры продолжится внедрение пунктов автоматического весогабаритного контроля транспорта, а также интеллектуальных систем наблюдения и координации перевозок.

Как транспортная структура отразится на экономике

По данным на 2023 год доля всего транспорта в ВВП составила 6,3%. В денежном выражении это 10,7 трлн ₽. В сравнении с предыдущим периодом 2012–2022 в среднегодовом выражении грузооборот в 2023 году вырос на 18% (без учёта трубопроводной составляющей). При этом инвестиции оказались ниже среднемировых в 1,4 раза. Финансирование распределялось не самым эффективным образом: 30% тратилось на новые проекты и 70% на поддержание уже существующих объектов.

Стратегия 2024–2030 гг переориентирована в сторону повышения роли транспортной инфраструктуры в развитии экономики России. Распределение затрат поменяло вектор: основной объём финансирования пойдёт на внедрение современных принципов работы, в том числе на цифровизацию, модернизацию пропускных пунктов, подготовку кадров.

Строительство новых объектов также не осталось в стороне. Фокус внимания национальной программы сосредоточен на нескольких мегапроектах:

  • Подготовка направления Северного морского пути к круглогодичной эксплуатации.
  • Расширение транспортной инфраструктуры Восточного полигона.
  • Улучшение взаимодействия между транспортными узлами в связке Север–Юг.
  • Продление магистрали М12 от Казани к Екатеринбургу и далее к границе с Китаем.
  • Расширение транзитного узла аэропорта «Толмачёво» в Новосибирске.

Планы развития транспортной сети не только улучшат её пропускную и и провозную способность. Количественные изменения неизбежно отразятся на качестве. Благодаря реализации нацпроекта появятся новые коридоры и грузы, которые по ним пойдут. Расширение грузопотоков скажется на развитии регионов, а это значит, что инфраструктура будет работать на капитализацию всех активов страны.

Мы будем рады вашим комментариям по этой важной для каждого россиянина теме.

Начать дискуссию