Говорим с директором по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение», который недавно возобновил свою программу инвестиций по модели Media for Equity.Задавал вопросыДмитрий Беговатов – ИТ-обозреватель, автор подкаста «Стартап-секреты», создатель площадки для стартапов Product Radar.ГостьМаксим Барсамян – заместитель генерального директора, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение».Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» — лидер на рынке платного тематического телевидения в России с долей 30,4% от тематического ТВ в городах России с населением более 100 тыс. человек, аудитория старше 4 лет. Среднемесячный охват сети вещания превышает 80 млн человек.В сентябре медиахолдинг возобновил инвестиции в формате Media for Equity (медиаинвестиции), и теперь компании B2C-сегмента могут получить рекламную и маркетинговую поддержку в эквиваленте до 500 млн рублей. Что такое Media for Equity. Как появился этот термин и первые сделкиMedia for Equity (M4E) — это форма инвестиций, при которой стартап получает рекламные ресурсы от медиахолдинга взамен на долю в компании, поэтому данный формат финансирования растущих компаний также называют медиаинвестициями.Термин появился в начале нулевых, когда европейские медиагруппы начали искать способы эффективного взаимодействия со стартапами, предлагая рекламу в обмен на акции вместо денежных инвестиций. В 2011 году SevenVentures – венчурное подразделение немецкой телевизионной группы ProSiebenSat.1 – применили модель Media for Equity, инвестировав в онлайн-ритейлера обуви Zalando. Модель позволила Zalando сократить затраты на маркетинг и сосредоточиться на других аспектах бизнеса, таких как улучшение продукта и масштабированиеВпоследствии по тому же пути пошли и другие европейские компании, среди которых онлайн-сервис аренды жилья 9flats.com (немецкий аналог Airbnb), шопинг-клуб для мужчин Paul Direkt и международный сайт знакомств eDarling. За три года SevenVentures реализовал около 40 подобных сделок.В России самым известным примером медиаинвестиций является сделка 2013 года между «Газпром-медиа» и сервисом по доставке продуктов Instamart, который позже стал частью совместного предприятия Сбербанка и VK, получил название «СберМаркет», а уже в 2024 году был переименован в «Купер».По информации в СМИ Instamart получил приблизительно 20 млн рублей на рекламу в медиа-сети «Газпром-медиа».Media for Equity – это не самая распространенная, но рабочая модель, с помощью которой стартапы могут значительно увеличить свою аудиторию и рыночную стоимость, не затрачивая усилий на маркетинг.Почему сейчас формат Media for Equity снова актуален в РоссииВ последние годы объем инвестиций в стартапы живыми деньгами сильно сократился, а банковская ставка по кредитам только растет. Как онлайн, так и офлайн реклама также дорожает.Классическая ТВ реклама, например, становится еще менее доступной для небольших компаний из-за высокой медиаинфляции (20%+). Для B2C стартапов охватный рекламный бюджет является одной из ключевой статьей расходов.В то же время, медиахолдинги стремятся диверсифицировать источники доходов, чтобы снижать долю рекламной выручки. Media for Equity позволяет стартапам сократить рекламные расходы, одновременно усиливая позиции медиахолдингов на рынке инноваций и новых технологий.Лидер по сделкам в Европе – Германия, а в мире – Индия. С большим отрывом.Чем модель Media for Equity отличается от традиционного венчурного финансированияВ отличие от венчурного финансирования, где стартапы получают cash in, Media for Equity позволяет стартапам приобретать медийные ресурсы, что помогает снизить их затраты на продвижение и ускорить рост. Медиахолдинг становится медиа партнером стартапа и занимается повышением узнаваемости бренда и привлечение пользователей.Media for Equity можно отчасти считать «продюсированием стартапа», так как медиа-компания вносит значительный вклад в развитие бренда, обеспечивая масштабное рекламное продвижение и доступ к своей аудитории. Однако, в отличие от классического продюсирования, она не участвует напрямую в операционном управлении стартапом, а лишь предоставляет медийные ресурсы в обмен на долю. Это больше похоже на «продюсирование» с акцентом на маркетинг и узнаваемость, чем на комплексное сопровождение бизнеса.Медиахолдинг оценивают свои рекламные ресурсы и инвестируют их эквивалентом акций стартапа. Это позволяет компаниям увеличивать свою узнаваемость и привлекать клиентов, не затрачивая на это денежные средства, и сфокусироваться на качестве продукта и сервиса.«Тем не менее, мы готовы рассматривать такие варианты, как cash in или привлечение внешнего финансирования, если мы понимаем, что стартап финансово не справится с ростом операционной нагрузки на проект при большом количестве клиентов».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Почему ТВ-реклама особенно выгодна стартапам«Ни один федеральный бренд не выводится на рынок без ТВ-рекламы, так как это самый охватный вид рекламы, при этом небольшие стартапы, не могут инвестировать финансовые ресурсы в ТВ-рекламу, так как она сейчас на пике своей стоимости.»– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение» ТВ реклама остается самой охватной и дешевой с точки зрения стоимости контакта, но по абсолютной величине бывает непосильной для небольших компаний.Но нужна ли стартапам реклама на ТВ?В 2010 году на телевидении стартовала масштабная рекламная кампания Avito со слоганом «Сколько стоит ваш беспорядок?». Она шла на крупных телеканалах, таких как ТНТ, СТС и «Первый», с бюджетом около 116 млн рублей. Это резко повысило узнаваемость бренда, а осенью того же года кампания расширилась на печатные издания, радио и наружную рекламу. Результат был впечатляющим: аудитория Avito выросла до 6 млн человек, сервис стал лидером рынка, обогнав «Из рук в руки», и увеличил количество просмотров в 16 раз.Кадр из рекламы Avito на ТВ: https://vk.com/video110975365_171703740«Цифровое Телевидение» уже начинало поиски проектов для инвестиций по модели Media for Equity в 2019 году, но в 2020 году пандемия повлияла на планы потенциальных партнеров: «Стратегия о развитии медиаинвестиций была принята в 2019 году, а в 2020 году пандемия повлияла на потенциальное партнерство и развитие направления».«Media for Equity дает возможность использовать рекламные ресурсы медиахолдинга для ускоренного роста перспективных компаний, а для нас это возможность получить долю в бизнесах с высоким потенциалом».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Как поживает рынок платного цифрового ТВ в РоссииПо данным TMT Consulting, объем рынка платного ТВ по итогам 2023 года составил 106 млрд рублей.2024 год обещает стать рекордным для ТВ-рекламного рынка. Прогноз НРА +22-28%, в 2025 году ждем рост +15-23% по рынку. В целом, можно констатировать стабилизацию рынка платного ТВ: после ухода крупных производителей международного контента: Sony, Paramount, Disney и прочих, ниши основательно заняли отечественные вещатели. Количество новых платных каналов растет: в 2024 году медиахолдинг «Цифровое Телевидение» вывел на рынок телеканал для семейной аудитории «КиноМульт», есть планы и по другим проектам.Каким стартапам и на каких стадиях развития подходит модель Media for EquityМедиахолдинг рассматривает компании, работающие в области цифровых образовательных и медицинских услуг, фудтеха, электронной торговли, лайфстайла, развлечений, игровой индустрии, потребительских товаров и других областях. У медиахолдинга «Цифровое Телевидение» – 20 тематических каналов с разной аудиторией, поэтому они ищут стартапы релевантные каждой аудитории.Реклама на ТВ это прежде всего охваты миллионов потребителей товаров / услуг, что применимо прежде всего к B2C стартапам.Важно, чтобы стартап был готов к масштабированию: имел работающую бизнес-модель, завершенную стадию разработки продукта, понятную целевую аудиторию и настроенные бизнес-процессы. «Реклама на ТВ как лавина, которая моментально набирает обороты, а ее эффект становится необратимым. Именно поэтому стартап как соискатель Media for Equity уже должен уметь обрабатывать не менее 1000 заявок от пользователей единовременно».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Работа с медийным инвестором налагает ответственность на стартап в части выполнения медиапоказателей. Если стартап недостаточно готов к управлению масштабной рекламной кампанией и обработке полученных от рекламы заказов – это негативно скажется на его бизнесе и нашем сотрудничестве. «Мы оцениваем не только продукт, но и команду, их готовность к развитию, потенциальный рынок и перспективу роста. Охваты и маркетинг мы берем на себя, а со стартапа необходимы настроенные бизнес-процессы для обработки входящих заказов: воронки, колл-центр, отдел продаж».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Условия в Media for Equity сделкахОбъем медиаинвестиций рассчитывается индивидуально, он зависит от размера капитализации и прогноза, отражающего маркетинговые потребности на каждом этапе развития компании. «Мы ищем баланс между вложенными ресурсами и перспективой роста стартапа. Важно, чтобы обе стороны оценили потенциальные выгоды от сделки».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Юрлицом стартапа может быть АО или ООО. К каждому проекту прикрепляется свой инвестменеджер.Как формат Media for Equity помогает стартапам быстро растиMedia for Equity предоставил стартапам доступ к масштабным рекламным ресурсам, которые иначе потребовали бы значительных финансовых вложений. Это позволило им быстро охватить большую аудиторию, укрепить бренд и значительно ускорить рост на конкурентном рынке. Для стартапов, особенно в B2C-сегменте, где узнаваемость бренда и доверие пользователей играют первостепенную роль, медийные инвестиции стали важным катализатором роста. Присутствие на крупных медийных площадках позволило быстрее сформировать широкую клиентскую базу и занять место в сегменте до того, как на рынок вышли сильные конкуренты.Могли ли они взять обычные инвестиции и достигнуть тех же результатов?Теоретически, компании могли бы привлечь традиционные венчурные инвестиции и направить полученные средства на маркетинг и рекламу. Однако у этого подхода есть свои ограничения. Во-первых, привлечение крупного рекламного бюджета через денежные инвестиции требует значительных ресурсов и более длительного процесса подготовки и тестирования рекламных каналов. Модель Media for Equity предполагает четкий бюджет на привлечение пользователей, с понятной стратегий для медиахолдинга, так как он владелец рекламного времени и прекрасно понимает эффективность от рекламных кампаний. Привлечение классических денежных инвестиций на маркетинг предполагает более длительное и детальное изучение всех рекламных каналов, на которые планируются использоваться денежные средства, так как риски неэффективного использования финансовых средств повышается, что удлиняет сам процесс сделки.Во-вторых, расходы на рекламу продукта могут ограничивать возможности для других стратегических направлений, таких как развитие продукта или улучшение инфраструктуры.Модель Media for Equity позволила стартапам быстрее и эффективнее использовать рекламные ресурсы, не отвлекая средства из собственного бюджета и минимизируя риски. Медийные компании, в свою очередь, обладали экспертизой и могли предложить лучшее понимание рекламных стратегий, что сделало рекламные кампании более целенаправленными и результативными«Мы видим большие перспективы для этой модели. Планируем расширять её применение и искать стартапы, которые готовы к росту и развитию. Media for Equity — это не просто инвестиции, но и способ построить экосистему для поддержки молодых бизнесов».– Максим Барсамян, директор по стратегии и развитию медиахолдинга «Цифровое Телевидение»Три основных совета стартапам, которые хотят использовать формат Media for Equity для развития1. Подготовьте четкий бизнес-план и стратегию масштабирования — медиахолдинг должен видеть перспективу вашего роста.2. Будьте готовы к медийному сопровождению — оцените, как реклама поможет вашему продукту, и просчитайте возможные показатели и метрики. Четко понимайте, кто ваша аудитория, это важно для построения эффективной медийной кампании.3. Покажите уникальность и потенциал своего продукта, — это повысит шансы на успешное партнерство.Делитесь своим мнением в комментариях, рекомендуйте новых гостей, и, конечно, подписывайтесь на телеграм-канал подкаста «Стартап-секреты», чтобы узнавать больше об ИТ-бизнесе в России и за ее пределами.На сайте подкаста «Стартап-секреты» вы найдете все выпуски с возможностью фильтровать по интересующей вас теме, например, «Запуск стартапа», «B2B-проекты», «Инвестиции» или «Глобальные рынки».
Прикольно)