Инвестиции в искусство: проверка подлинности, заключение сделок

Эль Лисицкий
Эль Лисицкий

В условиях снижения активности на рынках акций и облигаций, инвесторы начали искать альтернативные направления для вложений. К таким направлениям относятся криптовалюты, искусство, золото и драгоценные металлы, вина, зарубежная недвижимость. Доля искусства в портфелях альтернативных инвестиций заметно увеличилась.

Компания ArtCollecting опросила более 200 инвесторов, обладающих капиталом свыше 1 млрд рублей. Результат исследования показал, что их вложения в искусство составляют не менее 15% от всего объема альтернативных инвестиций. Ожидается, что к концу 2025 года этот показатель возрастет. Отсюда вопросы, в какие сегменты искусства стоит инвестировать и как правильно организовывать процесс купли-продажи арт-объектов.

Инвесторы проявляют интерес к нескольким направлениям в искусстве: русскому искусству конца XIX и начала XX веков, произведениям звезд современного искусства, таких как Бэнкси, Рефик Анадол или Дэмьен Хёрст, тиражным работам зарубежных звезд XX века, например, Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, фэшн-фотографии Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона. Иногда интересуются советским неофициальным искусством.

Искусство конца XIX – начала XX века

Риски: купить подделки, получить отказ при вывозе из России

Перспективы: быстро продать на аукционах в России и онлайн-платформах за рубежом

Проверка подлинности. Первый вопрос, который нужно решить при инвестирования в искусство конца XIX – начала XX веков, касается аутентификации, то есть выбора подлинных произведений, поскольку арт-рынок изобилует фальсификациями. Для подтверждения подлинности произведений данного периода применяется технико-техническая экспертиза, способная установить реальный возраст артефакта. Следующий шаг – анализ архивных данных, которые могут предоставить информацию о жизни художника и его творчестве в определенный период. Информация о работах, представленных на выставках при жизни автора, обычно фиксируются в каталогах, хранящихся в библиотеках. Для произведений, не включенных в такие каталоги, требуется более глубокий поиск доказательств авторства. Помимо искусствоведческой и технико-технической экспертизы, проводится работа по проверке провенанса — происхождения произведения искусства, истории смены его владельцев.

Оформление сделки. Если вы инвестируете в искусство, то стоит подойти к процессу оформления сделки купли-продажи с такой же скрупулезностью, как при покупке недвижимости. К договору должны быть приложены экспертное заключение и паспорт произведения искусства, содержащий фотографию, характеристики, ссылки на экспертное заключение и основные выводы эксперта. В паспорте должны стоять подписи продавца и покупателя, в некоторых случаях — эксперта, который делает дополнительную проверку во время сделки на предмет соответствия объекта купли-продажи экспертному заключению и исключения возможности покупки копии или подделки.

Работы звезд современного искусства

Риски: подделки, снижение спроса, эмбарго

Перспективы: быстрая продажа арт-дилерам, работающим со звездами, или частным коллекционерам на зарубежных онлайн-платформах

При инвестировании в произведения звезд необходимо учесть, что наложенное развитыми странами эмбарго запрещает торговлю предметами роскоши, включая произведения искусства, с гражданами России и их экспорт в Россию. Однако приобретение произведений возможно через зарубежные галереи, не придерживающиеся эмбарго. Альтернативный вариант — работа с арт-дилерами с двойным гражданством или зарубежными арт-дилерами, например, из Арабских Эмиратов, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана или других стран, откуда возможен вывоз искусства. Инвесторы часто организуют такие сделки через доверенные компании или юрлица за рубежом: произведения, приобретенные за границей, сопровождает собственный отдел поставок. Это позволяет минимизировать риски потери права собственности при сложных дилерских операциях.

Классики фэшн-фотографии

Риски: купить репродукцию вместо экземпляра с подписью автора

Перспективы: быстро продать через галереи в России и за рубежом

Перед тем, как вложить средства в произведения мировых знаменитостей, таких как Хельмут Ньютон или Ричард Аведон, важно изучить материалы о технике создания фотографий XX столетия. Существуют точные данные о тиражах, исторические сведения о подписанных автором экземплярах, а также информация о провенансе произведений. Иностранные галереи и аукционные дома активно используют технологию блокчейна, выпускают RWA с правовыми данными. Доступ к информации о происхождении произведения открыт и может быть проверен. В случае отсутствия провенанса необходима экспертиза.

Неофициальное искусство

Риски: купить подделки, получить отказ при вывозе из России

Перспективы: быстро продать на аукционах в России, а тут — стабильный спрос

Проверка авторства. Главный инвестиционный риск при покупке неофициального искусства — подделки. Внимание фальсификаторов привлекает именно этот рынок. Они осознали, что копирование или имитация работ Шишкина или Айвазовского бесполезны, поскольку эксперты уже хорошо знакомы с всеми методами фальсификаций, а современные технологии позволяют определить реальный возраст произведений.

Другое дело — искусство середины и конца XX века. Технико-технологическая экспертиза бесполезна, когда речь идет о поздних работах «неофициальных» художников, творивших в 90-е и начале 2000-х. Именно они постоянно подвергаются подделкам. Ключевую роль играет не технико-технологическая экспертиза, а изучение архивов, каталогов выставок, интервью художников в СМИ и записей телепередач. Лично я, когда проводила экспертизу, просмотрела все доступные видео с Владимиром Немухиным на YouTube и зафиксировала фрагменты с произведениями на заднем плане.

Важно также взаимодействие с семьями художников, их детьми и внуками, которые могут располагать закрытой информацией и помочь подтвердить или опровергнуть подлинность произведения. Подтверждение может найтись в семейных архивах, на неопубликованных фотографиях.

Проверка продавца. Следует обратить особое внимание на законность происхождения произведения и на то, кто их продает. У художников были друзья, у друзей — дети, решившие как можно скорее распродать наследство. Иногда на аукционах можно наткнуться на работы нонконформистов по смехотворно низким ценам. Но перед покупкой нужно разбираться, в чем дело. Произведение дешевое, потому что кто-то проматывает наследство? Или есть другая причина? Например, неподтвержденная подлинность. Если продажа срочная, важно понимать, осознает ли продавец реальную стоимость и возможные последствия своих действий. Как в случае с недвижимостью.

Начать дискуссию