Стоит ли покупать франшизу в 2025-м и к чему должен быть готов предприниматель

Вот именно с этим вопросом чаще всего ко мне обращаются знакомые предприниматели на фоне последних событий на рынке франчайзинга. Не стану слишком много времени посвящать историям о том, как РАФ (Российская Ассоциация Франчайзинга) и крупные франчайзеры начали "зачистку" рынка (если будет интересно посвящу этому отдельную статью). Сейчас же хочется больше рассказать о том, стоит ли вообще входить в этот сегмент начинающим предпринимателям.
Спойлер - стоит: ниша до сих пор не слишком перегружена, плюс госсподдержка франчайзинга усиливается. В 2025 году у нас в России работают программы субсидирования, по которым предприниматели при соответствии определенным требованиям могут получить до 2 млн. на открытие бизнеса по франшизе. А это, на секундочку, до 50% первоначальных расходов.
Также планируются нам и налоговые льготы и упрощенный доступ к финансированию через госбанки при участии в РАФ. Так что перспективы неплохие, да и поддержка на старте гарантирована. Но нужно изначально оценить свои возможности, способность быстро адаптироваться к новым для себя бизнес-моделям и проанализировать все плюсы-минусы франчайзинговых предложений, имеющихся сейчас на рынке.
Их (предложений) сейчас реально очень много. Вас может удивить информация о том, кто входит в ТОП-10 лучших франшиз в России:

Фрагмент ТОП-100 с сайта бизнесменс.ру
Фрагмент ТОП-100 с сайта бизнесменс.ру

Но прежде, чем выходить на этих и других гигантов франчайзинга с предложением о партнерстве, стоит знать, что:
1. Конкуренция в сфере франчайзинга усиливается.
2. Требования к франчайзи растут - франчайзеры безжалостно отсекают тех, кого замечают в малейших нарушениях, низком качестве услуг или недобросовестном исполнении пунктов договора.
3. Из-за жесткой денежно-кредитной политики ЦБ и высокой ключевой ставки усложнился доступ к заемным средствам. И одно временно ужесточился контроль ФНС.
4. Большая часть франшиз стала гибридными - это когда ты должен быть готов работать с клиентами бренда не только офлайн, но и онлайн.
5. Усложнилась ситуация в самом популярном ресторанном сегменте (но зато по-прежнему востребованы ретейл, логистика, гостеприимство, образовательные и медуслуги).
Я подготовил ещё одну небольшую табличку с направлениями, покупка франшизы по которым сейчас наиболее перспективна.

Не самые популярные, но очень перспективные направления франчайзинга. 
Не самые популярные, но очень перспективные направления франчайзинга. 

Как видите, шансы на успех даже сегодня у франчайзи есть. И не только в ретейле и на ПВЗ. Ведь как ни крути, франшиза - это проверенная бизнес-модель, которая уже доказала свою востребованность у клиентов.

Плюс вы на самом старте получаете готовые технологии, поддерживающий маркетинг, стандарты и даже в большинстве случаев проходите бесплатно качественное обучение по ведению бизнеса.

Да - вы все равно сами будете нести ответственность за локальную реализацию задач, за привлечение клиентов и результаты управления. Но в любом случае ваши будут кратно ниже по сравнению с раскруткой с нуля собственного бренда.

К тому же не нужно недооценивать ключевой тренд сегодняшнего времени - крупные игроки вытесняют малый бизнес из своих сегментов. А это значит, что крупные франчайзеры и монополисты вроде Яндекса и Сбера просто не дадут подняться храбрым, но слишком маленьким и нежизнеспособным без поддержки новым игрокам.

И ещё один немаловажный плюс в ближайшем будущем: наши крупные отечественные франшизы готовятся к скорому выходу на международный рынок, и очень важно именно сейчас "попасть в обойму", чтобы не упустить такую шикарную возможность масштабирования.

Вывод

Почему предпринимателю в России сейчас франшиза нужна как никогда:

1) это готовая бизнес-модель с минимальными рисками;

2) нет необходимости "изобретать велосипед";

3) есть возможность быстрой и эффективной самореализации;

4) франчайзер вынужден оказывать тебе поддержку обучением, маркетингом и технологиями, чтобы не уронить престиж своего бренда;

5) тебя будут (хотя бы на первых порах) поддерживать государство и банки.

Главное - выбирайте франшизу с проверенной репутацией и не верьте обещаниям сверхприбыли. На рынке франшиз такие обещания - стопроцентная гарантия обмана.

Нельзя, вложив 100, получить через месяц 500. Пока вы не будете морально готовы к этому, к франшизам лучше не присматриваться.

Как только поймете, что франчайзинг - это инструмент системный, требует терпения и мудрости, добро пожаловать - рынок уже ваш!

Начать дискуссию