Людмила Никитина: «Нет ничего страшнее, чем взрослый без воображения»

Самый увлеченный слушатель и читатель — это ребенок. Сегодня в создание детских книг вовлечены люди различных профессий: иллюстраторы, музыканты, писатели и, конечно же, книгоиздатели. О том, как в России развивается рынок литературы для детей и подростков, о конкурентной среде и правовой стороне издательского бизнеса рассказала директор и главный редактор ИД «Абрикобукс» Людмила Никитина.

Книги пришли в мою жизнь очень давно! С четырех лет я много времени проводила в редакции большого российского издательства, где работала моя мама. С 1996 года я начала работать в издательском бизнесе: начинала как корректор, позже работала в газете The Moscow Times, журнале Robb Report, кулинарных журналах. В какой-то момент жизни поняла, что постоянно перечитываю детские книги, несмотря на то что давно повзрослела. К этому времени было накоплено достаточно опыта, и мы с партнером приняли решение создать собственный издательский проект — «Абрикобукс».

Не соперники, а единомышленники

Наша бизнес-среда характеризуется высокой конкурентностью. Во многом именно крупные игроки определяют значимые и важные тенденции книжного рынка. Но нельзя не упомянуть роль независимых издательств. У каждого издательства есть своя специализация: у «Абрикобукс» это подростковое фэнтези, «Самокат» работает с актуальными проблемами, у издательства «ЭНАС-КНИГА» много книг для младшего школьного возраста. Издательства иногда объединяются для создания чего-то большего. Если раньше мы были каждый сам по себе, то сейчас у нас есть свой неформальный профсоюз. В это непростое время издатели обмениваются информацией: рассказывают друг другу о грантах, зовут коллег на конференции, фестивали, реализуют совместные проекты на выставках и стараются помогать друг другу.

Нет ничего страшнее, чем взрослый без воображения

Работа в сегменте детской и подростковой литературы отличается от работы в сфере издания книг для аудитории постарше. Взрослые все реже покупают бумажные издания. Читающие люди регистрируются на сервисах и по подписке приобретают контент. В нише детского книгоиздания работают более тонкие настройки. Увлечь детей электронной книгой намного сложнее, чем бумажной. Для детских книг крайне важны иллюстрации, шрифт, кегль, оформление. Мы также используем визуальные и тактильные приемы, например овальные окошки-вырубки, софт-тач покрытие, голографическую фольгу. В своей работе мы не делаем акцент только на печатной литературе. Есть дети-визуалы, и есть дети, которые слушают аудиокниги, подкасты, спектакли. Мы за то, чтобы ребенок взаимодействовал с книгой в любом формате. Сейчас по двум произведениям нашего издательства создаются мультфильмы в крупных студиях. По «Зверскому детективу» скоро выйдет постановка в Российском академическом молодежном театре. Еще у нас есть аудиоспектакли и настольные игры. Наша задача — пробудить у ребенка фантазию всеми доступными способами. Ведь дети вырастают, а взрослый без воображения — это очень страшно.

Мы продаем не помидоры, а книги

Издательский рынок в последние годы пребывает в состоянии турбулентности. Сегодня мы столкнулись с новым вызовом: в России перестали работать некоторые социальные сети. Мы ищем новые форматы общения и выстраиваем коммуникационные стратегии. Есть люди, которые идут в независимые авторские книжные, например в магазин Пархоменко, чтобы лично встретиться и пообщаться с владельцем, получить рекомендацию и обсудить прочитанную книгу. Другие же ищут нужное на маркетплейсах, чтобы потратить поменьше денег и купить заодно еще и стиральный порошок. Это разные типы потребительского поведения, в каждом случае мы ищем свой подход, ведь мы продаем не помидоры, а книги.

Первостепенно — доверие авторов

В издательском деле крайне важно, чтобы авторы нам доверяли. Именно поэтому необходимо знать законодательную базу и вовремя платить роялти. Сферу издательского бизнеса регулирует множество законов, которые постоянно обновляются. В первую очередь это Гражданский кодекс, содержащий нормы о договорах в сфере интеллектуального права.

Знание основ интеллектуального права открывает для издателей те направления в их профессии, которые они еще не пробовали. Когда наше издательство работает с аудиоспектаклями, то возникают вопросы по поводу использования песен: когда их можно использовать, а когда нельзя. Или, например, приходит к нам мультипликационная студия, и необходимо решить, на каком правовом основании будут перерабатываться персонажи. Важные знания в области интеллектуального права я почерпнула в школе «Креатус», организаторами которой выступают Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Спикеры освещают темы из таких областей, как авторское и патентное право, рассказывают о правовом регулировании средств индивидуализации и прочих объектов. «Абрикобукс» сталкивается в работе с узкоспециализированными правовыми вопросами, которые сложно решать без помощи юриста. Чтобы к этому самому юристу прийти с грамотно сформулированным запросом, нужно так или иначе ориентироваться в праве интеллектуальной собственности. Как раз на предпринимателей и креаторов рассчитан курс «Креатуса», где специалисты из творческих сфер делятся знаниями и своим личным опытом управления интеллектуальными правами.

Кроме того, для сегмента детской литературы немаловажным выступает знание Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также поправок в него относительно пропаганды и правовых актов, регулирующих торговлю и взаимодействие с маркетплейсами.

VC.ru и первая в России школа интеллектуального права «Креатус» запустили спецпроект для представителей креативных индустрий. «Креатус» — программа дополнительного образования, ориентированная на представителей арт-индустрии, исполнительских искусств, музыки, кино, анимации, рекламы, дизайна, архитектуры, моды, издательского дела, создателей компьютерных игр и программного обеспечения.

Проект запущен Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Партнер проекта — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet.

Лекторы и ученики школы, юристы и креативные предприниматели расскажут читателям VC.ru о своем бизнесе и о том, как знания в сфере интеллектуального права помогают в работе.

1
Начать дискуссию