Город-сказка, город-мечта: почему современный мегаполис немыслим без качественного дизайна

На сегодняшний день Москва действительно один из ведущих дизайн-мегаполисов мира. В подтверждение этому 18−19 апреля в отеле The Carlton прошел Российский форум дизайна и моды, где состоялась сессия «Москва — мировая столица дизайна».

Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий
Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий

То, как меняется дизайн-инфраструктура города, проекты поддержки и стратегии дальнейшего развития обсудили представители Агентства креативных индустрий, Союза Дизайнеров России, а также ведущие игроки отрасли. Модератором выступила Дария Женихова, CEO компании «Культура потребления», куратор бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

В мировом пространстве дизайна существует своего рода Олимпиада World Design Capital, за победу в которой из года в год бьются разные города и страны. Выбирается мировая столица дизайна раз в два года. Присваивает этот почетный статус Всемирная организация дизайна. Основной критерий отбора — эффективное использование дизайна в сфере стимулирования экономического, социального, культурного и экологического развития города. В 2022 году Москва вошла в шорт-лист городов — претендентов на звание мировой столицы дизайна 2024. В формировании заявки на конкурс активное участие принимали как Агентство креативных индустрий, так и Союз Дизайнеров России. Благодаря этому появилось масштабное исследование, которое показало, что же такое московский дизайн, как он влияет на бизнес-сообщество и какие тренды задает. Так, например, эксперты выяснили, что москвичи очень требовательны к дизайну и сервису, жителям столицы важно не только то, какую функцию выполняет то или иное помещение, но и его концептуальная продуманность, интерьер и смысловая наполненность. Соответственно первый вопрос перед собравшимися модератор поставила следующим образом: «А что все-таки дает дизайн городу?»

Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий
Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий

— Если посмотреть на Москву, то нет такой сферы, которая не была бы связана с дизайном, — считает генеральный директор АКИ Гюльнара Агамова. — С точки зрения инфраструктуры это и то, как Москва выглядит, и то, какие в городе сервисы, и то, какие меры поддержки реализует правительство Москвы. Если говорить с точки зрения жителей, то это все, что нас окружает, — от станций и вестибюлей метро до того, как летают самолеты над городом. Дизайн — это про всё. Мы как Агентство креативных индустрий города Москвы приоритизировали для себя индустрию дизайна, чтобы интегрировать в нее как можно больше различных направлений. Например, для нас важно добиться, чтобы каждое предприятие, когда стартовало или начинало менять что-то в своей бизнес-модели, привлекало к этой работе дизайнеров. Для чего? Чтобы бизнес был конкурентоспособен. Особенно это важно в настоящее время, когда у нас появилась возможность совершить большой шаг вперед. И дизайн будет играть в этом ведущую роль.

Агамова отметила, что в Москве существует ряд инвестиционных проектов на «территории дизайна». Одним из главных стала «Фабрика дизайна», которая уже заходит на новый этап.

— Мы выстраиваем мостик между бизнесом и дизайнерами. С одной стороны, мы показываем предпринимателям и промышленникам, что дизайн им жизненно необходим, а с другой — формируем для индустрии спрос и продвижение. Тем самым мы хотим показать, как много у нас талантливых людей в этой сфере, как много специалистов с мировым именем и насколько большего они могут достичь, объединив свои усилия, — подчеркнула Агамова.

В топ городских проектов также вошли ART Фабрика — программа переосмысления городской среды и общественных пространств с помощью современного искусства с целью повышениях их общественной значимости и инвестиционной привлекательности, и «Дизайн-цех», направленный на производство сувенирной продукции для крупных компаний и культурных институций. Так, в первом креатоне «Дизайн-цеха» приняли участие Третьяковская галерея, музей-заповедник «Царицыно», «Московский спорт», 1С Game Studios и Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы.

— Когда мы формировали заявку на конкурс World Design Capital, то провели большое количество интервью и огромную аналитическую работу, благодаря чему удалось систематизировать все, что было сделано за последние годы, — сказал президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий. — Москва — это признанный трендсеттер в сфере дизайна. И хотя конкурс сильно политизирован, нам удалось поразить выездную комиссию, показать, что Москва — это реально инновационный город. Но, самое важное, нам удалось вывести дискуссию об индустрии на качественно иной уровень. Москва сегодня реально конкурентоспособна в области формирования дизайн-проектов и их реализации. Нам важно в первую очередь показать наши возможности и потенциал для российской экономики.

Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий
Фото пресс-службы Агентства креативных индустрий

По мнению члена Союза Дизайнеров России, графического дизайнера Алексея Баранова, очень важно задавать планку. И участие в конкурсе World Design Capital как раз позволило Москве это сделать.

— Дизайн — это манифест, отражение всей жизни города, он не существует в отрыве от реальности. Если мы видим, что Москва меняется, то за этим стоят люди, которые это реализуют, соответствующие технологии и образовательные практики, которые позволяют это делать, — сказал Баранов. — Мы освоили междисциплинарный подход к дизайну — от среды, fashion-дизайна до различный digital-историй, и очень хочется это дальше развивать, конкурировать с ведущими городами мира, делиться опытом с другими странами.

Говоря о digital-составляющей, основатель компании Radugadesign Иван Нефедкин подчеркнул, что пришла пора начать более тесное взаимодействие с цифровым миром, будь то экраны дополненной или виртуальной реальности либо те, что установлены в разных уголках города. В качестве примера он привел результат программы медиаарта, совместного проекта креативной платформы «Простор» от VK при поддержке Generative Gallery, агентства-оператора цифровых медиаформатов INTENTION и Министерства культуры Мурманской области. Участники программы — художники съездили в Мурманск и переосмыслили в цифровом формате легенды коренных народов Севера, а также феномен северного сияния. 12 лучших работ были представлены в проекте Aurora, который с 17 февраля по 3 марта демонстрировался на фасаде ТЦ «Рио» на Ленинском проспекте. Этот проект, по мнению Нефедкина, расширил представление о городских медианосителях, показав, что привычные рекламные билборды могут становиться арт-объектами, нести культуртрегерскую и образовательную миссию и создавать качественно иной облик города. Команда Нефедкина готовит еще несколько таких проектов, где медиаслои проникают в тело города, формируя его лицо.

Во многом именно дизайн позволяет менять среду и формировать как можно больше привлекательных точек, причем не только в центре, но и в отдаленных районах. Об этом говорил партнер архитектурного бюро Megabudka Кирилл Губернаторов. При этом, по его словам, угадать тренды развития города достаточно сложно, так как среда меняется не так быстро, как нам бы того хотелось, это процесс долгий, требующий серьезного осмысления. Важным шагом в этом направлении является тот факт, что архитекторы вышли из своей обособленной среды и превратились в «средовых людей», которые формируют тренды, помогают воплощать их в жизнь.

— Москва — это идеальная площадка для опробования новых трендов, ее опыт отлично экспортируется по всей России, — отметил Губернаторов.

При этом он подчеркнул, что нужно тщательнее работать с населением, разъяснять все изменения как в архитектуре, так и в средовом дизайне, повышать вовлеченность людей во все процессы.

Одним из центров вовлечения людей может стать музей, что отлично показывает пример музея-заповедника «Царицыно».

— У нас последнее время много коллабораций, в том числе благодаря АКИ. Мы привлекаем к сотрудничеству студентов, которые благодаря свежему взгляду предлагают неординарные решения для коммуникации с посетителями. Ярко, живо, необычно, привлекательно, — отметил арт-директор музея-заповедника «Царицыно» Игорь Макеев-Лосев.

По мнению участников, если бы сегодня Москва вновь заполняла заявку на участие в World Design Capital, то ее портфолио стало значительно тяжелее и ярче, так как дизайн занял свое законное стратегическое место.

А требовательность москвичей мотивирует правительство Москвы на дальнейшие улучшения города, дизайна и его экосистемы, призналась Гюльнара Агамова.

То есть можно с уверенностью сказать, что впереди нас ждет еще много всего интересного.

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Начать дискуссию