Заказали перезапуск контент-маркетинга у самих себя и получили +20% лидов
В 2021 году у нас перестала работать привычная система контент-маркетинга. Все сломалось: KPI не сбывались, на доске в Трелло зависли карточки, не было того, кто бы полностью понимал, как всё работает. У нас упали охваты и трафик на сайт. Перестала достигаться главная цель нашего контент-маркетинга — качественные касания с ЦА. Мы хотели расти, поэтому решили изменить ситуацию.
Цикл сделки в агентстве длинный — от четырёх месяцев, поэтому задача контент-маркетинга — регулярно напоминать об агентстве нашей ЦА. После того как потенциальный заказчик совершает несколько касаний с Академией — блогом на нашем сайте — у него создаётся доверие. Нам становится легче обосновать цену и ценность услуг, и в итоге это ускоряет процесс сделки.
Всеволод Устинов, сооснователь IT-Agency
За историю агентства мы уже три-четыре раза видели эту взаимосвязь: публикуем меньше контента, через три месяца получаем меньше обращений.
Контент-маркетинг не даёт качественные лиды сам по себе, но увеличивает количество рекомендаций и повышает конверсию в продажи. Я вижу прямую связь между контент-активностью и количеством качественных лидов через несколько месяцев.
Почему всё сломалось
На то было несколько причин:
— С 2019 года агентство росло и трансформировалось: мы переходили из единой команды в самостоятельные бизнес-юниты. Внимание редакции ушло на то, чтобы строить собственный юнит контент-маркетинга. У нас не получалось параллельно делать проекты для клиентов и то же самое — для агентства.
— Никто не ставил бизнес-цели для редакции, так как у маркетинга не было выделенной команды и лидера. Раньше функции директора по маркетингу выполнял Сева Устинов, сооснователь и Chief Ecosystem Officer, но ему пришлось решать более важные задачи, связанные с трансформацией.
— На тот момент стратегии контент-маркетинга было примерно три года. Мы изменились, а контент-маркетинг продолжал ехать по старым рельсам.
— Зимой 2021 года из редакции ушёл редактор, отвечавший за маркетинговые задачи.
Начинаем чинить
— За неделю заново придумали стратегию контент-маркетинга и договорились со всеми направлениями: что делаем, зачем и в каком порядке.
— Наладили процесс выпуска от заявки на материал до аналитики. Обкатали на нескольких направлениях.
— Сократили среднее время подготовки материала с четырёх месяцев до двух.
— Ввели новые форматы в виде «срочной работы».
Всего выделили на проект 2 млн, мы уложились в 1,8 млн. Это бюджет на стратегию, внедрение и весь контент. Дополнительно привлекали дизайнеров и тратили на продвижение — на это уходило 80 000–90 000 ₽ в месяц. Несмотря на то что агентство выступило реальным заказчиком, а направление контент-маркетинга — подрядчиком, бюджет считали по внутренним ставкам. Для внешних клиентов подобный проект обошёлся бы в 1,5–2 раза дороже.
Результат: стали делать до 17 касаний с ЦА в месяц → поток лидов вырос на 20%
Проект от стратегии до окончания внедрения длился полгода. К шестому месяцу выполнили 82% от нового контент-плана: в среднем это 14 публикаций в месяц, целились в 17. Площадки: блог (Академия) , рассылка, соцсети, СМИ.
За осенне-зимний период 2021–2022 годов мы получили +20% лидов (без апсейлов и допродаж) . Мы знаем, что это результат многих усилий, не только контент-маркетинга. Тем не менее это косвенно подтвердило, что наша стратегия работает.
Как пересобрать и внедрить новый контент-маркетинг за 6 месяцев
Для себя мы вынесли семь принципов, которые помогли результату случиться. Они учитывают прошлые промахи и наш успешный опыт как внутри агентства, так и на клиентских проектах.
Подходить к перезапуску как к внешнему проекту со сроками и KPI
Было. Занимаемся контент-маркетингом по остаточному принципу, в приоритете — клиентские проекты.
Стало. Агентство — заказчик для редакции, оно закладывает траты на контент-маркетинг в бюджет. В проекте есть несдвигаемые сроки и ответственный за результат.
Что это дало. Появились ресурсы и прогноз загрузки команды — смогли дособрать редакцию, нанять новых людей. Появились чёткие договорённости — значит, тратим меньше времени на менеджмент (нельзя пойти «не по процессу») . Изменилось психологическое восприятие внутреннего маркетинга: это проект, приоритет которого нельзя понизить.
Сначала найти слабые места и пофиксить критическое
Было. Всё сломалось, но непонятно, в каких именно местах.
Стало. Видим точки процесса, где всё ломается, придумали, как это исправить.
Что это дало. Готовый план, что делать и чего не делать. Исключили риск, что снова упрёмся в старые ошибки.
Люба Мамаева, директор по развитию, экс-руководитель направления контент-маркетинга
Важной проблемой редакции были сроки: материалы готовились долго и могли проходить несколько итераций у автора и главреда. В качестве одного из решений мы вернули классическую заявку на кейс. Автор подробно описывает нашу задачу как бизнеса, задачу клиента, результат, фактуру и иллюстрации, которые будем использовать. Мы согласовываем всё это в начале и исключаем ситуацию, когда важные детали или ограничения по НДА «всплывают» на поздних этапах и влияют на сроки.
Строить контент-маркетинг через MVP
Было. 1–3 месяца разрабатываем стратегию, ещё 3–5 месяцев внедряем.
Стало. За неделю придумали экспресс-стратегию и защитили внутри. Обкатывали площадки по одной и сразу передавали ответственным на внедрение.
Стратегия — то, с чего начинается системный контент-маркетинг в компании. Обычно этап разработки занимает от месяца до трёх. Мы составляем портреты ЦА, изучаем конкурентов, смотрим на Customer Journey Map, строим матрицу контента и так далее.
В нашем случае нужно было сделать ещё быстрее, так что мы пошли через тестирование и MVP. Что конкретно мы сделали:
- Создали экспресс-стратегию на базе знаний, которые уже были у команды.
- Заручились поддержкой команды, чтобы участники меньше сопротивлялись изменениям: защитили стратегию перед Советом агентства, а затем показали всем бизнес-юнитами.
- Вручную управляли выпуском каждого материала.
- Нашли ответственных за каждую площадку — Академию, внешние ресурсы, соцсети, рассылку. Передавали на ответственных кусочки, как только они были более-менее обкатаны
- Придумали, как будем измерять результаты.
Что это дало. Выиграли три недели на старте и быстро понимали, туда ли идём, не дожидаясь полного внедрения.
Найти лидера, чтобы появились бизнес-цели и KPI
Было. Никто не ставит KPI для редакции. Редакция сохраняет планку качества материалов, но иногда теряет фокус на бизнес-цели.
Стало. Наняли директора по маркетингу. Она ставит верхнеуровневую задачу: о чём пишем, сколько и в каком порядке, что должны получить.
Что это дало. Появилось чёткое понимание, сколько материалов и где надо выпустить. Неэффективные статьи «отстреливаются» на этапе темы. Редакторы не бегают за экспертами из разных направлений за кейсами и комментариями. Наоборот, руководители осмысленно планируют количество и форматы материалов своего бизнес-юнита, понимая, что это поможет получить лиды.
Назначить ответственных за площадки вместо одного руководителя всем выпуском
Было. Выделенный под контент-маркетинг редактор, у которого нет команды и падает мотивация.
Стало. Появились ответственные за разные площадки: Академию, внешние ресурсы, соцсети, рассылку.
В какой-то момент управление выпуском перешло от главреда к отдельному редактору, которая практически в одиночку занималась контент-маркетингом IT-Agency. Остальная редакция вела клиентские проекты, а маркетинговые задачи делала по остаточному принципу. В итоге наш редактор потеряла мотивацию и уволилась.
Мы сделали вывод, что нельзя оставлять одного сотрудника на целое направление, ему нужна команда.
В новой схеме у нас появились ответственные за разные площадки. Они отвечают за количество выпуска, а главред отвечает за качество.
Что это дало. Балансирующую систему, в которой одни участники «болеют» за количество, а другие — за качество, при этом не происходит перекоса в какую-то одну сторону.
Оцифровать редакционный процесс
Было. Доска в Трелло, которая отражала процесс старой команды.
Стало. Переехали в Kaiten и настроили пространство под новые процессы.
Сейчас рабочее пространство редакции используют 12 человек с разными ролями, каждый из которых может получить ту информацию, которая нужна. Например, если ответственный за выпуск в Академии видит, что много материалов зависло на согласовании, он приходит и разбирается, как можно ускориться.
Что это дало. Порядок в редакции. Мы понимаем, сколько задач в работе и на каком этапе каждая из них. Статистика Kaiten позволяет получить данные о скорости выпуска и, например, показывает, на каком этапе чаще всего зависают карточки.
Придумать аналитику под задачи нашего контент-маркетинга
Было. Перестали следить за аналитикой.
Стало. Система отчётности, которая показывает эффективность материалов и их дистрибуции и позволяет делать выводы об интересе аудитории на уровне отдельной статьи или поста.
Люба Мамаева, директор по развитию, экс-руководитель направления контент-маркетинга
Обязательная часть нашего контент-маркетинга — платная дистрибуция. Чтобы измерять эффективность продвижения контента, мы следим за единой метрикой, которая учитывает охваты, комментарии и репосты со всех площадок. Наша цель — чтобы эта цифра росла.
Отчёт позволяет понять, насколько аудитории понравились конкретные темы, форматы и какое количество постов нужно написать и прорекламировать. Например, в апреле люди больше реагировали на вебинары, чем консультации от наших экспертов.
Что это дало. Простой и понятный способ следить за результатами контент-маркетинга, выраженными в цифрах.
Что нам дал перезапуск внутреннего контент-маркетинга
Во-первых, новое видение собственных процессов. Мы поняли, на каких именно этапах работ падала эффективность отдела и как это можно починить. Теперь мы получаем на 20% больше лидов за счёт более быстрого и натренированного продакшена. Новые руководители помогают команде не наступать на старые грабли за счёт свежего взгляда.
Во-вторых, с новой стратегией теперь не страшно расти. Проблема того, что всё развалится, ушла после налаживания выпуска материалов в срок и переключения на срочные задачи.
А как вы решаете задачу дистрибуции контента без таргета в Facebook? Покупаете посевы?
Спасибо, что делитесь внутренними процессами!
Спасибо за полезный материал, всегда интересно читать такие кейсы. Оцифровка контент-маркетинга - больная тема для многих. Подскажите, как вы понимаете, что именно с контент-маркетинга увеличились лиды на 20%?
Спасибо за материал! А как считаете коэффициент эффективности материала?