Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика

ITI world/ Мир ITI.

Что стоимость бургеров в разных странах может сказать о «силе» их национальных валют, и как использовать это для инвестиций? Рассказываем об индексе Биг Мака, его плюсах и ограничениях.

Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика

Немного истории

Индекс «Биг Мака» впервые был опубликован в 1986 году в статье журнала The Economist. Ее автор Пэм Вудалл (Pam Woodall) хотел как можно доступнее объяснить читателям аспекты рынка валют и в итоге придумал такой шутливый пример инструмента для его оценки.

Аналог индекса – расчет покупательной способности людей в разных странах, когда аналитики сравнивают стоимость какой-то корзины продуктов для жителей целевых регионов. Скажем, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 10 евро, а в Великобритании – 5 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1. Получается, «справедливый» курс валюты будет два евро за один фунт.

Если в реальности ситуация иная – значит, курс определенной валюты завышен или занижен. Здесь для простоты расчета пропускают некоторые детали вроде стоимости транспортировки товаров и т. п.

Вудалл просто заменил корзину продуктов на бургер. Его логика заключалась в том, что McDonald's есть почти во всех странах мира, а «Биг Мак» готовят из вполне универсальных продуктов. Эта идея оказалась сверхудачной, и с 1986 года индекс «Биг Мака» публикуют ежегодно.

Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика

Как работает индекс

Рассмотрим как работает индекс на примере. В шестидесятых годах в США «Биг Мак» стоил 47-49 центов. В 1986 году, когда появился индекс «Биг Мака», бургер стоил в Америке уже $1,6.

В России (тогда еще СССР) первый McDonald's открылся в 1990 году. Там «Биг Мак» можно было купить за 3 рубля 75 копеек. Официальный («коммерческий») курс тогда составлял 1 рубль 60 копеек за доллар, то есть «Биг Мак» стоил в Москве больше шести долларов ($6,18). В США же в тот момент его можно было купить за два. То есть реальный курс рубля должен был составить более 3 рублей за доллар.

В начале 2019 года «Биг Мак» стоит в Америке пять с половиной долларов, а в России – 130 рублей. Учитывая, что за один доллар дают примерно 67 рублей, «справедливым» был бы курс около 23-24 рублей за доллар.

Что такое бургерономика

Популярность индекса «Биг Мака» привела к тому, что некоторые аналитики стали использовать его в качестве одного из инструментов оценки ВВП разных стран. Так появился целый – конечно, шутливый – раздел экономики под названием «бургерономика».

Составители индекса публикуют списки самых переоцененных и недооцененных мировых валют, и по результатам расчетов рубль оказывается в лидерах второго списка.

Верхние строчки списка стран с переоцененными валютами занимают Швейцария со своим франком, Швеция с кроной и США с долларом.

Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика

Минусы индекса

Индекс «Биг Мака» нельзя использовать в качестве точного средства оценки, потому что у него есть несколько существенных минусов.

Прежде всего, в индексе могут участвовать только те страны, где есть McDonald’s. Например, в Африке существует индекс KFC, его используют для стран, где сеть McDonald’s не представлена, но можно приобрести фирменное ведерко курицы от конкурента.

В некоторых развивающихся странах McDonald's может оказаться довольно дорогим заведением, особенно по сравнению с местными кафе, а большой сэндвич может стоить дороже других продуктов. Поэтому именно «Биг Мак» может пользоваться небольшим спросом.

Кроме того, на стоимость меню McDonald’s влияет множество факторов: от расходов на производство, доставку и аренду до затрат на рекламу, поэтому такой индекс не подойдет для оценки экономики всех стран в мире. Не стоит забывать и о том, что на протяжении своего существования «Биг Мак» неоднократно менялся в размере и весе.

До 2011 года существовала проблема с расчетом индекса для Индии. Дело в том, что в состав бургера входит говяжья котлета, а для граждан Индии корова – священное животное. В итоге составители индекса высчитали, что цена мяса не превышает 10% общей стоимости «Биг Мака», поэтому смогли подобрать ему замену в виде бургера «Махараджа Мак».

Заключение

Важно понимать, что индекс «Биг Мака» – полушутливый инструмент для облегчения понимания, что такое паритет покупательной способности. Он стал очень популярным, рассчитывается десятилетиями, его упоминают даже в научных работах, но его идея от этого не изменилась.

2.8K2.8K открытий
4 комментария

У вас либо опечатка где-то, либо ошибка в простейших подсчетах. Итак, вы утверждаете:
"В России (тогда еще СССР) первый McDonald's открылся в 1990 году. Там «Биг Мак» можно было купить за 3 рубля 75 копеек. Официальный («коммерческий») курс тогда составлял 1 рубль 60 копеек за доллар, то есть «Биг Мак» стоил в Москве больше шести долларов ($6,18). В США же в тот момент его можно было купить за два. То есть реальный курс рубля должен был составить более 3 рублей за доллар"
$1 = 1 руб 60 коп., если биг мак стоил 3,75, то используя математику это $2,35. Откуда $6,18?

Ответить

Индекс «Биг Мака» нельзя использован в качестве точного средства оценки, потому что у него есть несколько существенных минусов.)

Ответить

индекс «Биг Мака» – полушутливый инструмент для облегчения понимания, что такое паритет покупательной способности.

Индекс Биг-Мака достаточно серьезный инструмент измерения экономик мира:
1) присутствует во многих регионах и готовится по одному рецепту (распространенность и эталонность)
2) включает в себя большое количество ингредиентов локального производства (овощи, приправы, мясо, хлеб, сыр).
3) в цену продукта также включены расходы на логистику и сбыт.

По сути мы имеем дело с обычным набором экономических показателей в удобной упаковке. Отличий от NASDAQ или DJTA практически нет)

Ответить

В азии был шокирован местными кфц и макдаком. Там еда вообще не похожа. В КФЦ курица жарится без присыпки, в фольге с соусом, к ней подается рис с приправой ну и т.д. Макдак не настолько отличается, но тоже сидьно другой. Другие специи типа карри, другие размеры, в сетах есть рис, бульон.

Ответить