Александр Верешкин. Опционный трейдер о биржевой торговле, мечте и удаче

ITI stories. Люди и истории.

Александр Верешкин. Опционный трейдер о биржевой торговле, мечте и удаче

Про мечту

Столько лет занял ваш путь к мечте?

Мне повезло - я сразу получил работу мечты, этому способствовал случай на 3 курсе института. После занятий я сидел в интернете и наткнулся на виртуальную биржу, где можно было торговать акциями, мне это запало в память, хоть и поиграл я в эту биржу пару дней. Когда на 4-м курсе института родители спросили меня, чем я хочу заниматься, ответ был - биржевой торговлей.

Примерно через 8 месяцев, шел 5 курс, декабрь. Мы начали опять говорить с родителями о работе и том, что для начала неплохо бы устроиться на практику. Папин знакомый посоветовал компанию и сказал, пусть напишет туда, и что он знает, что они берут на практику студентов. После этого на собеседование туда я приехал в свой ДР, 5 февраля 2003 года, и тут же вышел в компанию.

Про знакомство

Как вы попали в профессию?

Знакомство с финансовым рынком началось на практике в ИК «ЭЛТРА». Когда я туда шел, мне казалось, что я все знаю, ведь я читал много книг, но на деле все было совсем по-другому )))...

Почему я пошел в биржевую торговлю?

Покупать, продавать акции, мне казалось это круто, интересно, большие мониторы, люди в белых рубашках, как показывали в фильмах.

Что делает трейдер в первый рабочий день. Помните впечатления?

Инвестиционная компания. Собственное здание, два этажа, никаких дорогих машин и небоскребов. Курилка во дворике. Пришел. Коридор, кабинет, в кабинете человек 10. У некоторых были большие мониторы. 4 или сразу 6. Но по первым впечатлениям это было не как показывают в фильмах, когда в небоскребах сидят на телефонах, продают, покупают. Совершенно все не так.

Александр Верешкин. Опционный трейдер о биржевой торговле, мечте и удаче

После прочтения книг про инвестиции, о деривативах я имел только поверхностные знания. Меня определили именно в отдел торговли деривативами. Дальше началось обучение и познание финансового рынка.

Про опыт

Как сложился ваш путь в профессии?

Ну, он был длинный. Во всех компаниях, где я работал, я развивал торговлю деривативами.

Когда я решил заниматься трейдингом, представление было такое: все, что нужно делать - это торговля акциям. Покупаешь дешево, продаешь дорого. Про деривативы я только немного почитал. Представления почти не было.

К чему было сложнее всего привыкнуть?

Огромный объем информации, наверное. Нужно было в кратчайший срок освоить очень много.

Как менялся рынок деривативов, ведь это было на ваших глазах?

Были голосовые брокера. Которые активно торговали с участниками рынка. Висело порядка 20 компаний у них, мы торговали, были интересы. Было 5 тыс.-20 тыс. контрактов, теперь 100-500 тысяч.

Если сравнивать с западным рынком, там все отлично - супер ликвидность по всем контрактам. У нас этого нет.

Главная ваша профессиональная победа?

Я считаю себя профессионалом, потому что пришел в торговлю опционами давно, и тогда о них знали мало. Когда я начал маркет-мейкерство, то тоже развивал это направление одним из первых. Я могу проконсультировать любого клиента. Возможно, подумаю о мастер-классах в будущем. Я многое изучил, чтобы иметь возможность анализировать и понимать опционы.

Я практически не использую специальный софт для анализа. Он у меня собственный - мне достаточно экселя.

Так получилось, что мой начальник, начальник отдела срочного рынка, как раз начинал развитие опционов в компании, маркет-мейкерские операции по договору с биржей. Это 2003 год, самое начало. Никто этим не занимался. Меня определили к нему, сказали, вот тебе практикант, через месяц посмотрим, захочешь - оставишь его, будет тебе помогать.

То есть есть своё знакомство с финансовыми инструментами я сразу начал с производных, а уже после этого изучал остальные рыночные инструменты (акции, облигации). Так все и началось.

Мне сказали, садись, вот тебе методическое пособие, будешь читать. Первую неделю я просто читал и смотрел, что происходит вокруг.

Затем меня определили помощником трейдера, который, я помню, меня посадил и стал объяснять мне самые азы. Что такое опцион-колл, что такое опцион-пут, что будет, если мы купим колл, продадим пут, что мы получим и так далее. Обучали меня потихоньку, час в день, дальше я опять читал. Потом я стал следить, как проходит сделка. Потом началась практика, появилось более глубокое понимание. Ну и уже после этого мне доверили заниматься маркет-мейкерством опционных контрактов.

Я начал заниматься опционами не по системе “купил-продал”, а есть такая деятельность, как маркет-мейкерство, когда работаешь по договору с биржей и поддерживаешь ликвидность, выставляешь котировки на покупку, на продажу, а участники рынка совершают сделки с тобой. Для этого нужно рассчитать довольно много всего.

Маркет-мейкерство тогда выглядело совсем не так, как сейчас. Тогда было так: вот рынок. Есть опционный контракт. Там никого нет, он пустой. Нужно поставить котировку на покупку и на продажу по определенной цене с определенным спредом.

Про побег в Москву

Как вы приняли решение о побеге из Питера, и что повлияло?

Конференции, встречи, семинары, все люди с кем мы торговали, наши контрагенты, сидели в Москве в крупных компаниях. Питер казался какой-то небольшой деревней.

Это был 2006- 2007 год, я уже ездил на собеседования в Москву. Многие мои коллеги к тому времени уже переехали. Все брокера, с кем я сидел на голосе (по телефону проводил сделки) сидели в Москве. Я задумался. В 2008, наконец, переехал в Москву .

Про кризис

Как выглядит работа трейдера в кризис, когда все в панике?

Был мораторий на проведение операций. Никто не понимал, что будет с рынком. Все торговые терминалы были отключены. Через месяц руководство АкбарсБанка посовещалось и решило отправить нас в отпуск за свой счет.

Кто хочет, тот получает два оклада и уходит, кто не хочет - может идти в отпуск и надеяться на сохранение места.

Я уехал обратно в Петербург и отдыхал. Объехал окрестности Петербурга. Жил на небольшие сбережения, которые у меня тогда были. Я был почти уверен, что скоро все как-то решится. Так и получилось.

Через полтора месяца мы почти в старом составе вышла на работу.

С 2009 года мы стали активно развиваться, подобралась отличная команда, мы вышли на западные рынки. Западными рынками занимался мой коллега, а мы покрывали всю Россию.

Про советы

Какие советами о торговле или обучении трейдингу вы бы дали тем, кто читаешь этот текст?

К рынку деривативов нужно подходить с осторожностью, не нужно бросаться, не изучив досконально тему. Очень многие клиенты приходят, даже не зная, что такое опционы. Они где-то слышали, что его можно купить, он подорожает в 50 раз, а когда они покупают, дальше они не знают, что делать с позицией.

Самое главное, когда выстраиваешь позицию, всегда нужно представлять себе сценарии, и что ты будешь делать в конкретных ситуациях. Всегда нужно контролировать риски.

Что вы советуете непрофессионалам?

Выделять такую сумму, которую не страшно потерять.

Самые большие потери, которые вы видели?

Клиенты теряли все. Тут больше уже некуда. Просто все.

Когда в последний раз на ваших глазах действительно много зарабатывали?

Очень много таких историй было в 2014 году во время роста курса доллара. Некоторые клиенты много зарабатывали, некоторые теряли, но, самое главное, понять момент, когда фиксировать прибыль.

Опционы имеют такое свойство, их можно купить и они подорожают в 50 раз или в 10 раз. Но вопрос, когда они подорожали в 10 раз, стоит ли фиксировать прибыль, или нет.

Или, наоборот, стоит увеличить позицию? Любой нормальный человек, наверное, зафиксирует прибыль, из миллиона сделав 10. Ну, а кто-то захочет из 10 сделать 50. Если он не зафиксируется, из 50 они могут за один день превратиться в 20, или в 10.

Были клиенты, которые со 100 тысяч зарабатывали 2 млн., кто-то с 300 тыс. зарабатывал 10 млн. Но потом они могли превратиться в 5 млн или полностью в ноль. Опционы имеют свойство как дорожать, так и быстро дешеветь, в случае обратного движения рынка.

Про ITI Capital

Как вы оказались в ITI Capital, какими были первые задачи?

С приходом нового руководства мне предложили место в брокерском отделе.

До этого с клиентами я очень мало работал и решил, что общение с клиентами, это будет что-то новое, про операции РЕПО. Раньше, если мы сидели в Акбарсе, то мы должны были зарабатывать, и можно делать что угодно, главное - заработать. Здесь появилось общение с клиентами и решение их задач.

Дальше, так как я разбираюсь в деривативах, мне предложили перейти на деск, заниматься структурными продуктами.

Самый странный вопрос, который вам задавали клиенты?

Я проиграл деньги, что мне теперь с этим делать? Просто для примера. Ну, что тут ответить. Мы ничего не можем сделать нужно думать изначально, когда входишь в позицию. Это все.

Если есть 100 процентов средств, нужно входить в позицию максимум на 50 - 60 процентов, может быть - на 70.

Это относится и к опционам, и к фьючерсам, к срочному рынку, к рынку акций, наверное, в какой-то степени тоже должен быть запас.

Еще хороший вопрос. Как сделать так, чтобы заработать в 50 раз. Можно ли это. И как? Да, можно. Как? Случай. Покупать. Ждать, ждать, ждать. Терять. Потому, что опционы могут как дешеветь, так и дорожать в случае резкого, быстрого и сильного движения рынка в нужную сторону.

Еще. Мне не нужна доходность 10%, мне нужно 100%. Но мы хотим 100% защиту, можно ли это. Нет.

Какая у вас профессиональная мечта, планы?

Да, наверное, это консультирование клиентов, инвестиционные консультации по деривативам. Возможно, прочитать мастер-класс, больше выступлений и конференций. И, наверное, возобновить собственную торговлю, в какой-то степени пассивные операции, нужно уделять этому какое-то время в будущем.

Если ли нерушимые законы, от которых вы никогда не отступаете?

Клиент всегда прав. У нас риск-менеджмент на высоте. Мы не портим позиции клиентам, мы стараемся все объяснить, даже если на это уходит несколько часов.

Клиент всегда прав. Два часа на телефоне. Три часа на телефоне. Нам даже клиенты на конференциях всегда говорят спасибо за то, что мы во всех ситуациях готовы консультировать.

Александр Верешкин. Опционный трейдер о биржевой торговле, мечте и удаче

Мы можем всегда сослаться на регламент, как это делают в других компаниях. Там стандартные ответы, у нас так никогда не делают.

Представьте себя в начале карьеры и себя сейчас? Какие бы советы вы себе дали?

Если бы сейчас вернуться обратно… То я бы, возможно, стремился в крупный банк с самого начала. Я работал в относительно небольших компаниях, в одной, второй, третьей, четвертой. Если поработать в иностранном банке, можно получить опыт с экзотическими опционами. Я бы посоветовал сам себе в то время их изучить. Но, думаю, не поздно это сделать и сейчас, что я и делаю. С другой стороны, поработав в разных компаниях, я получил больше опыта.

Быть менее импульсивным. Спокойнее смотреть на вещи, спать ночью, вместо того, чтобы переживать о позициях и смотреть котировки, раньше я так любил делать ☺.

99
Начать дискуссию