В США хотят разделить бизнес Amazon, Google и Facebook

Крупнейшие американские технологические компании стали слишком большими, забыли об интересах пользователей и диктуют им свою волю.

В США хотят разделить бизнес Amazon, Google и Facebook

Такова позиция сенатора и кандидата в президенты США Элизабет Уоррен. Недавно она предложила что-то вроде реформы среди американских ИТ-гигантов. Если её план примут, Amazon, Google, Facebook и многие другие компании будут вынуждены разделить бизнес.

Зачем это нужно и к чему приведёт? Разбираемся.

«Они думают, что правят миром»

Сенатор считает, что некоторые области ИТ-индустрии и сервисы стали столь же необходимы, как коммунальные услуги. Как электричество и вода, они должны быть доступны людям по адекватным ценам, которые регулирует государство. При этом Марк Цукерберг и Джефф Безос не хотят столь серьёзного регулирования со стороны государства.

Недавно Уоррен выразила свою позицию на публичном выступлении в Лонг-Айленд-Сити. Этот район Нью-Йорка оказался в эпицентре скандала. Руководство Amazon планировало открыть там новую штаб-квартиру, и власти Нью-Йорка пообещали ИТ-гиганту $3 млрд налоговых льгот. Ряд местных политиков и активистов оказались этим недовольны.

Кроме того, местных жителей возмутило, что теперь в районе станет больше пробок, а стоимость аренды жилья достигнет баснословных чисел.

Компании пришлось отказаться от своих планов, хотя, если бы всё удалось, 25 тысяч специалистов получили бы новые рабочие места. Элизабет Уоррен прокомментировала ситуацию так:

Компания Amazon словно сходила в гости: пришла и ушла. Это проблема сегодняшней Америки. У нас есть огромные технологические компании, которые думают, что правят миром.

Что изменится для ИТ-гигантов

По плану сенатора Уоррен, нужно сделать так: если ежегодная выручка компании превышает $25 млрд, её услуги приравниваются к коммунальным.

Такие организации должны будут разделиться на несколько. Все направления деятельности, которые используют единую инфраструктуру компании, должны стать отдельными.

Им будет запрещено обмениваться данными пользователей, также их обяжут «поддерживать честную конкуренцию» среди участников платформы. Регулирование может затронуть и менее крупные сервисы, но им не обязательно будет продавать целые направления бизнеса.

Вот пример того, как это может работать. Для холдинга Alphabet Google — это и поисковая система, и рекламная биржа. Каждое из этих направлений может быть классифицировано как отдельный сервис.

Более мелкие конкуренты сервисов Google неоднократно жаловались на то, что компания понижает их в своей поисковой выдаче. По новым законам корпорация Google будет обязана разделить поисковый и рекламный бизнес и избавиться от одного из этих направлений.

За нарушение этих правил на компанию можно будет подать в суд. Штрафы могут составить до 5% её годовой выручки.

Обратная сила закона

По мнению сенатора и будущего кандидата в президенты США, новое регулирование может иметь обратную силу. Элизабет Уоррен назвала ряд недавних сделок по слиянию и поглощению, в отношении которых можно будет применить правило о разделении.

В их число вошли покупка Amazon сети супермаркетов Whole Foods, поглощение WhatsApp и Instagram со стороны Facebook, сделки Google по Waze, Nest и DoubleClick.

Аналитики называют предложения сенатора Уоррен отправной точкой в дискуссии о появлении монополий на некоторых рынках.

В ходе этой дискуссии предстоит решить множество вопросов. Например, раньше многие услуги, которые сегодня пользователи ИТ-компаний получают бесплатно, стоили денег. Разделение компаний только из-за того, что они большие, потребителям никак не поможет — наоборот, они столкнутся с неудобствами и, возможно, финансовыми затратами, заявил президент Information Technology and Innovation Foundation Роб Аткинсон в разговоре с Bloomberg.

Критикам Уоррен отвечает, что не пытается создать «социалистическую версию интернета», а заботится о пользователях. Для потребителей работа поисковика Google или маркетплейса Amazon должна выглядеть по-прежнему, но за кулисами государство будет стимулировать конкуренцию и инновации.

По мнению сенатора, в истории уже были примеры того, как жёсткое антимонопольное регулирование стимулировало прогресс. Когда-то объектом такого регулирования стала корпорация Microsoft, и именно тот период пришёлся на расцвет Google.

3636
168 комментариев

Очень правильно! Достаточно посмотреть, к чему привели монополии в России, чтобы понять, что монополизм и олигополизм - это зло.

26
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Популизм чистой воды. Ничего такого не будет.

9
Ответить

Рокфеллер тоже так думал. Но оказалось, что все компании-осколки стандарт оил, дали вместе экономический эффект больше, чем когда были в одной компании. Если америка не разделит этих неповоротливых гигантов, то проиграет в следствии остановки конкуренции.

38
Ответить

Не в первый раз.

2
Ответить

Опять эти левацкие фантазии

8
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить