Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?
Читайте до конца – даю как обычно много полезных материалов 🎁
Меня зовут Серёгина Юлия, и сегодня я хочу поговорить на важную тему для дизайнеров. Также не забудь подписаться на мой телеграм-канал, чтобы получать еще больше полезного контента:
Продажа себя через портфолио
Все причины создания портфолио сводятся к двум основным целям: поиск клиентов или трудоустройство.
Портфолио, тем временем, помогает заказчикам и клиентам понять:
- Какой у вас грейд (примерно, так как эта единица измерения очень условная и субъективная)
- Как вы умеете работать с поставленной задачей и с какими типами задач вы работаете (чтобы не было такого, что вы с одними работами исключительно в веб-дизайне подаетесь на продуктового дизайнера)
- Подходите ли вы клиенту/компании по стилю, мышлению, подходу
Достаточно нескольких секунд для того, чтобы понять, что портфолио дизайнера не подходит. Первое впечатление критически важно! Вы буквально можете посмотреть в YouTube разные разборы портфолио и резюме от арт-директоров, чтобы увидеть, насколько быстро принимается решение «остаться, чтобы изучить кандидата подробнее» или «сразу скип».
Перед тем как обсудить какой же вид портфолио все-таки использовать, если вы выбрали веб-дизайн на фрилансе, UX/UI в найме или другие частые пути реализации себя как дизайнера, я бы хотела ответить на частые вопросы, что возникают у новичков в начале пути. Здесь про стереотипы и не только...
Можно ли работать с клиентами и искать их без портфолио?
Да, но это касается только фриланса, и только если вы хорошо умеете продавать, доносить ценность и давать качественную экспертизу в области дизайна. Придется компенсировать отсутствие портфолио сильными навыками переговоров и нетворкинга, и понимать, что вы снижаете свою конверсию в закрытые заявки.
Если вы новичок и не знаете тонкости продаж – я бы не рассчитывала на это. Важно знать как закрыть возражения клиентов, как в таком случае сотрудничать с другими дизайнерами и какие лазейки надо использовать в тех же холодных рассылках, если у вас за спиной ни одной реализованной работы, а учебный проект пока «в процессе».
Врут ли дизайнеры в портфолио?
К сожалению, да. Некоторые дизайнеры приукрашивают свою роль в проектах или добавляют работы, в которых их участие было минимальным, чтобы выглядеть более опытными специалистами. Однако это рискованная стратегия — на собеседовании легко проверить реальный уровень участия в проекте.
Я не говорю уже о присваивании себе чужих работ, что тоже не редко встречается...
Нужно ли обновлять портфолио?
Создание портфолио — это не разовая задача. Его нужно регулярно обновлять и актуализировать.
- Тренды переменчивы и не вечны — то, что было актуально 2-3 года назад, может выглядеть устаревшим сегодня
- Вы и ваши навыки с каждым годом растут — портфолио должно отражать ваш текущий уровень навыков
- Эффект замыленного глаза — со временем вы можете замечать недочеты в старых работах
- Добавление только релевантных кейсов — по мере роста опыта стоит оставлять только те работы, которые соответствуют вашим текущим целям
Пересматривайте свое портфолио минимум раз в 6 месяцев. Удаляйте слабые работы и добавляйте новые, более качественные проекты.
Где можно держать портфолио дизайнера + взаимосвязь с выбранным путем развития
Рассмотрим основные варианты размещения и оформления портфолио от самого простого варианта до самого сложного в реализации:
- Notion или его аналоги
- Площадки для дизайнеров (Behance/Dprofile и т.д.)
- Собственный сайт
- Социальные сети, Figma, облачные диски, Telegram-канал* (просто как отдельный пункт, что не относится к трем вышеперечисленным)
1. Notion
Портфолио в Notion – это структурированная страница или база данных, где собраны ключевые проекты с визуальными примерами, описанием задач, процессов и результатов. Обычно дизайнеры указывают информацию о себе, специализацию (UX/UI, графика, брендинг и т.д.), ссылки на завершённые кейсы, этапы работы над ними и используют визуальные блоки для наглядности. Также часто добавляют резюме, контакты и информацию об образовании/курсах.
Плюсы такого вида портфолио:
- Для трудоустройства в агентства и студии такой вид портфолио стал уже классикой
- Для каждого направления дизайна можно создать свой формат (например, если хотите попробоваться в веб-дизайне и UX/UI дизайне)
- Простота в создании и обновлении (можно вносить изменения в реальном времени)
- Не будет риска оформить непрофессионально, как в случае с собственным сайтом
- Бесплатный инструмент
Минусы такого вида портфолио:
- Для трудоустройства в агентства, связанных с веб-дизайном, может выглядеть не так выигрышно как та же упаковка на Behance и Dprofile (позволяют внедрять прототипы, анимации и показать UI более выигрышно)
- Для фриланса аналогичная ситуация – клиенты на фрилансе чаще всего цепляются за визуал и обращаются к тому дизайнеру, чьи работы им понравились
- Ограниченные возможности кастомизации дизайна, точнее, их почти нет – Notion для этого не предназначен
Не путайте портфолио с CV и резюме (хотя часто дизайнеры включают их в портфолио как дополнительные разделы, а не только дают ссылку на HeadHunter или Google Диск)
Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?
Идеально для тех, кто ищет работу в качестве продуктового дизайнера и UX/UI дизайнера. Также подойдет для тех, кто ищет работу в веб-дизайне. Также забираем один из шаблонов для упаковки в Notion, что я обычно даю своим студентам на обучении:
2. Площадки для дизайнеров (Behance/Dprofile и т.д.)
Портфолио в виде выкладки работ на платформах Behance и Dprofile представляет собой визуально оформленную подборку проектов, демонстрирующих профессиональные навыки и стиль автора. Такие платформы позволяют оформить кейсы в виде подробных презентаций с описанием задач, процессов и результатов, что особенно ценно для дизайнеров, иллюстраторов и креативных специалистов.
Плюсы такого вида портфолио:
- Для трудоустройства в агентства, связанных с веб-дизайном — отличный вариант
- Подойдет для тех, кто выбрал развиваться на фрилансе
- В том числе является отдельным способом поиска клиентов (правда пассивный и неконтролируемый)
- Есть много интересных инструментов и плюшек внутри платформ: поиск работы, создание резюме, комьюнити и т.д.
- Возможность получить признание сообщества и награды
Минусы такого вида портфолио:
- Не подходит для трудоустройства в продукт (в целом, на подобных площадках редко встретишь продуктовые кейсы, так как формат упаковки кейсов не позволяет полностью продемонстрировать вашу работу)
- Более трудоемкая работа по оформлению, нежели в Notion – просто требует дольше времени и больше внимания к визуалу
- Высокая конкуренция — нужно выделяться за счет сильного UI, анимаций и других фишек
Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?
Для веб-дизайнеров, фрилансеров и тех, кто хочет получать входящие заявки от клиентов.
🔗 Шаблон для упаковки кейса в Dprofile/Behance (от Nolim)
3. Создание своего собственного сайта
Такой сайт позволяет не только удобно хранить портфолио, но и формирует профессиональный имидж, делая специалиста более заметным для потенциальных клиентов или работодателей.
Плюсы такого вида портфолио:
- Универсальный в использовании — подходит для любых целей, будь это работа на фрилансе или поиск работы в компании
- Полный контроль над дизайном и функциональностью
- Отдельный канал с поиском клиентов (например, если выделять бюджет на рекламу)
- Демонстрирует ваши навыки дизайна на практике
- Формирует ваш профессиональный имидж
Минусы такого вида портфолио:
- Платный способ (домен, хостинг, возможно, верстка и разработка сайта)
- Создание сайта это более трудоемкая и долгая работа по сравнению с Notion и площадками для дизайнеров (смотря, конечно, какой сайт)
- Требуется техническая поддержка и обновление сайта, которое также делать дольше и сложнее
- Риск: если на сайте клиенту или работодателю что-либо не понравится, это может повлиять его на решение (например, не откликается ваш стиль, подача, возможно, найдут ошибки)
Учтите, что если в вашем сайте-портфолио есть недочеты в дизайне, верстке или UX, это может сыграть против вас. Ваш сайт — это ваша визитная карточка как дизайнера.
Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?
Для всех видов дизайнеров подойдет такой вид портфолио – вопрос только в том: готовы ли вы вкладываться в сайт (домен и хостинг на год/подписка на конструктор)? И готовы ли вы его вообще делать?
4. Другие способы, о которых вы, возможно, слышали или уже применяли на практике
К этим способам можно относиться по разному, они правда спорные, давайте разбираться почему. Способы, что я выделила:
Социальные сети – подходит для фрилансеров, что хотят развивать свой личный бренд. Выкладка портфолио в Инстаграм, Вконтакте, Телеграм и т.д. представляет из себя небольшие посты о работе с описанием. Такой формат не может полноценно рассказать о проекте формата приложения или веб-сайта, однако может отлично продвинуть вас в социальных сетях; будь то пост или рилс.
Фигма (да-да, когда отправляют макеты прямо из Фигмы) – так лучше не делать... Но! Если вам нужно продемонстрировать в резюме и портфолио дизайн-систему, что вы собрали, или проект, что находится в процессе, иные продукты, что будут выигрышно и адекватно смотреться в Фигме, – дерзайте. В остальных случаях, если хотите показать проект в Фигме, (например, у сверстанного сайта истек срок домена и заказчик решил его не продлевать) – то делайте это хотя бы через режим презентации.
⚠ Защита от копирования доступна только на платных тарифах Фигмы!
Облачные диски (Google Drive, Dropbox, Яндекс.Диск) – так лучше не делать х2... Я даже не знаю в каком случае этот способ может быть актуальным для дизайнеров сайтов и приложений. Лучше оформить тот же Notion и туда оформить проекты с ссылками на Фигму, чтобы хотя бы заказчикам это было удобно просматривать.
Портфолио на Тильде и другие подобные площадки – здорово, если, например, Тильда ваша конкретная и единственная специализация.
Какой вид портфолио выбрать?
В зависимости от вашей специализации, рекомендуются разные форматы портфолио:
Веб-дизайнер
- Рекомендуется: Собственный сайт + Behance/Dprofile
- Behance/Dprofile привлекают дополнительных клиентов в данном случае
- Дополнительно: социальные сети, фестивали для дизайнеров и т.д. для большего охвата
UX/UI-дизайнер
- Рекомендуется: Notion/собственный сайт + Behance/Dprofile (опционально)
- Если, например, остановились на Notion, то можно дополнить его упаковками Behance для более визуально приятной презентации (с анимациями, прототипом и т.д.)
- Behance/Dprofile привлекают клиентов на фрилансе , если вам нужны также проекты в свободное от работы время
Продуктовый дизайнер
- Рекомендуется: Notion/собственный сайт
- Behance/Dprofile привлекают клиентов на фрилансе , если вам нужны также проекты в свободное от работы время
Заключение
Портфолио — это ваш главный инструмент продаж себя как дизайнера, как при трудоустройстве, так и на фрилансе. Выбирайте формат в зависимости от ваших целей. А я надеюсь, что дала вам немного ясности в данном вопросе :)
Помните: качество важнее количества. Лучше иметь 3-5 отличных кейсов, чем 20 средних работ.
✨ Главный совет: Регулярно обновляйте портфолио, следите за трендами и не бойтесь удалять старые работы. Ваше портфолио должно отражать ваш текущий уровень мастерства.
Успехов в создании вашего идеального портфолио!
А на этом у меня все. Буду рада любой поддержке статьи!
Следить за мной в социальных сетях можно тут:
Написать по личному или деловому вопросу тут: