Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?

Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?

Читайте до конца – даю как обычно много полезных материалов 🎁

Меня зовут Серёгина Юлия, и сегодня я хочу поговорить на важную тему для дизайнеров. Также не забудь подписаться на мой телеграм-канал, чтобы получать еще больше полезного контента:

Продажа себя через портфолио

Все причины создания портфолио сводятся к двум основным целям: поиск клиентов или трудоустройство.

Портфолио, тем временем, помогает заказчикам и клиентам понять:

  • Какой у вас грейд (примерно, так как эта единица измерения очень условная и субъективная)
  • Как вы умеете работать с поставленной задачей и с какими типами задач вы работаете (чтобы не было такого, что вы с одними работами исключительно в веб-дизайне подаетесь на продуктового дизайнера)
  • Подходите ли вы клиенту/компании по стилю, мышлению, подходу

Достаточно нескольких секунд для того, чтобы понять, что портфолио дизайнера не подходит. Первое впечатление критически важно! Вы буквально можете посмотреть в YouTube разные разборы портфолио и резюме от арт-директоров, чтобы увидеть, насколько быстро принимается решение «остаться, чтобы изучить кандидата подробнее»‎ или «сразу скип‎»‎.

Перед тем как обсудить какой же вид портфолио все-таки использовать, если вы выбрали веб-дизайн на фрилансе, UX/UI в найме или другие частые пути реализации себя как дизайнера, я бы хотела ответить на частые вопросы, что возникают у новичков в начале пути. Здесь про стереотипы и не только...

Можно ли работать с клиентами и искать их без портфолио?

Да, но это касается только фриланса, и только если вы хорошо умеете продавать, доносить ценность и давать качественную экспертизу в области дизайна. Придется компенсировать отсутствие портфолио сильными навыками переговоров и нетворкинга, и понимать, что вы снижаете свою конверсию в закрытые заявки.

Если вы новичок и не знаете тонкости продаж – я бы не рассчитывала на это. Важно знать как закрыть возражения клиентов, как в таком случае сотрудничать с другими дизайнерами и какие лазейки надо использовать в тех же холодных рассылках, если у вас за спиной ни одной реализованной работы, а учебный проект пока «в процессе».

Врут ли дизайнеры в портфолио?

К сожалению, да. Некоторые дизайнеры приукрашивают свою роль в проектах или добавляют работы, в которых их участие было минимальным, чтобы выглядеть более опытными специалистами. Однако это рискованная стратегия — на собеседовании легко проверить реальный уровень участия в проекте.

Я не говорю уже о присваивании себе чужих работ, что тоже не редко встречается...

Нужно ли обновлять портфолио?

Создание портфолио — это не разовая задача. Его нужно регулярно обновлять и актуализировать.

  • Тренды переменчивы и не вечны — то, что было актуально 2-3 года назад, может выглядеть устаревшим сегодня
  • Вы и ваши навыки с каждым годом растут — портфолио должно отражать ваш текущий уровень навыков
  • Эффект замыленного глаза — со временем вы можете замечать недочеты в старых работах
  • Добавление только релевантных кейсов — по мере роста опыта стоит оставлять только те работы, которые соответствуют вашим текущим целям

Пересматривайте свое портфолио минимум раз в 6 месяцев. Удаляйте слабые работы и добавляйте новые, более качественные проекты.

Где можно держать портфолио дизайнера + взаимосвязь с выбранным путем развития

Рассмотрим основные варианты размещения и оформления портфолио от самого простого варианта до самого сложного в реализации:

  1. Notion или его аналоги
  2. Площадки для дизайнеров (Behance/Dprofile и т.д.)
  3. Собственный сайт
  4. Социальные сети, Figma, облачные диски, Telegram-канал* (просто как отдельный пункт, что не относится к трем вышеперечисленным)

1. Notion

Портфолио в Notion – это структурированная страница или база данных, где собраны ключевые проекты с визуальными примерами, описанием задач, процессов и результатов. Обычно дизайнеры указывают информацию о себе, специализацию (UX/UI, графика, брендинг и т.д.), ссылки на завершённые кейсы, этапы работы над ними и используют визуальные блоки для наглядности. Также часто добавляют резюме, контакты и информацию об образовании/курсах.

Пример портфолио в Notion
Пример портфолио в Notion

Плюсы такого вида портфолио:

  • Для трудоустройства в агентства и студии такой вид портфолио стал уже классикой
  • Для каждого направления дизайна можно создать свой формат (например, если хотите попробоваться в веб-дизайне и UX/UI дизайне)
  • Простота в создании и обновлении (можно вносить изменения в реальном времени)
  • Не будет риска оформить непрофессионально, как в случае с собственным сайтом
  • Бесплатный инструмент

Минусы такого вида портфолио:

  • Для трудоустройства в агентства, связанных с веб-дизайном, может выглядеть не так выигрышно как та же упаковка на Behance и Dprofile (позволяют внедрять прототипы, анимации и показать UI более выигрышно)
  • Для фриланса аналогичная ситуация – клиенты на фрилансе чаще всего цепляются за визуал и обращаются к тому дизайнеру, чьи работы им понравились
  • Ограниченные возможности кастомизации дизайна, точнее, их почти нет – Notion для этого не предназначен

Не путайте портфолио с CV и резюме (хотя часто дизайнеры включают их в портфолио как дополнительные разделы, а не только дают ссылку на HeadHunter или Google Диск)

Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?

Идеально для тех, кто ищет работу в качестве продуктового дизайнера и UX/UI дизайнера. Также подойдет для тех, кто ищет работу в веб-дизайне. Также забираем один из шаблонов для упаковки в Notion, что я обычно даю своим студентам на обучении:

Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?

2. Площадки для дизайнеров (Behance/Dprofile и т.д.)

Портфолио в виде выкладки работ на платформах Behance и Dprofile представляет собой визуально оформленную подборку проектов, демонстрирующих профессиональные навыки и стиль автора. Такие платформы позволяют оформить кейсы в виде подробных презентаций с описанием задач, процессов и результатов, что особенно ценно для дизайнеров, иллюстраторов и креативных специалистов.

Пример упакованного Behance
Пример упакованного Behance

Плюсы такого вида портфолио:

  • Для трудоустройства в агентства, связанных с веб-дизайном — отличный вариант
  • Подойдет для тех, кто выбрал развиваться на фрилансе
  • В том числе является отдельным способом поиска клиентов (правда пассивный и неконтролируемый)
  • Есть много интересных инструментов и плюшек внутри платформ: поиск работы, создание резюме, комьюнити и т.д.
  • Возможность получить признание сообщества и награды

Минусы такого вида портфолио:

  • Не подходит для трудоустройства в продукт (в целом, на подобных площадках редко встретишь продуктовые кейсы, так как формат упаковки кейсов не позволяет полностью продемонстрировать вашу работу)
  • Более трудоемкая работа по оформлению, нежели в Notion – просто требует дольше времени и больше внимания к визуалу
  • Высокая конкуренция — нужно выделяться за счет сильного UI, анимаций и других фишек

Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?

Для веб-дизайнеров, фрилансеров и тех, кто хочет получать входящие заявки от клиентов.

Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?

3. Создание своего собственного сайта

Пример того, как может выглядеть собственный сайт
Пример того, как может выглядеть собственный сайт

Такой сайт позволяет не только удобно хранить портфолио, но и формирует профессиональный имидж, делая специалиста более заметным для потенциальных клиентов или работодателей.

Плюсы такого вида портфолио:

  • Универсальный в использовании — подходит для любых целей, будь это работа на фрилансе или поиск работы в компании
  • Полный контроль над дизайном и функциональностью
  • Отдельный канал с поиском клиентов (например, если выделять бюджет на рекламу)
  • Демонстрирует ваши навыки дизайна на практике
  • Формирует ваш профессиональный имидж

Минусы такого вида портфолио:

  • Платный способ (домен, хостинг, возможно, верстка и разработка сайта)
  • Создание сайта это более трудоемкая и долгая работа по сравнению с Notion и площадками для дизайнеров (смотря, конечно, какой сайт)
  • Требуется техническая поддержка и обновление сайта, которое также делать дольше и сложнее
  • Риск: если на сайте клиенту или работодателю что-либо не понравится, это может повлиять его на решение (например, не откликается ваш стиль, подача, возможно, найдут ошибки)

Учтите, что если в вашем сайте-портфолио есть недочеты в дизайне, верстке или UX, это может сыграть против вас. Ваш сайт — это ваша визитная карточка как дизайнера.

Итого, для кого подойдет такой вид портфолио?

Для всех видов дизайнеров подойдет такой вид портфолио – вопрос только в том: готовы ли вы вкладываться в сайт (домен и хостинг на год/подписка на конструктор)? И готовы ли вы его вообще делать?

Дизайнеры и вид портфолио. Как выбранный путь заработка влияет на формат портфолио?

4. Другие способы, о которых вы, возможно, слышали или уже применяли на практике

К этим способам можно относиться по разному, они правда спорные, давайте разбираться почему. Способы, что я выделила:

Социальные сети – подходит для фрилансеров, что хотят развивать свой личный бренд. Выкладка портфолио в Инстаграм, Вконтакте, Телеграм и т.д. представляет из себя небольшие посты о работе с описанием. Такой формат не может полноценно рассказать о проекте формата приложения или веб-сайта, однако может отлично продвинуть вас в социальных сетях; будь то пост или рилс.

Фигма (да-да, когда отправляют макеты прямо из Фигмы) – так лучше не делать... Но! Если вам нужно продемонстрировать в резюме и портфолио дизайн-систему, что вы собрали, или проект, что находится в процессе, иные продукты, что будут выигрышно и адекватно смотреться в Фигме, – дерзайте. В остальных случаях, если хотите показать проект в Фигме, (например, у сверстанного сайта истек срок домена и заказчик решил его не продлевать) – то делайте это хотя бы через режим презентации.

⚠ Защита от копирования доступна только на платных тарифах Фигмы!

Облачные диски (Google Drive, Dropbox, Яндекс.Диск) – так лучше не делать х2... Я даже не знаю в каком случае этот способ может быть актуальным для дизайнеров сайтов и приложений. Лучше оформить тот же Notion и туда оформить проекты с ссылками на Фигму, чтобы хотя бы заказчикам это было удобно просматривать.

Портфолио на Тильде и другие подобные площадки – здорово, если, например, Тильда ваша конкретная и единственная специализация.

Какой вид портфолио выбрать?

В зависимости от вашей специализации, рекомендуются разные форматы портфолио:

Веб-дизайнер

  • Рекомендуется: Собственный сайт + Behance/Dprofile
  • Behance/Dprofile привлекают дополнительных клиентов в данном случае
  • Дополнительно: социальные сети, фестивали для дизайнеров и т.д. для большего охвата

UX/UI-дизайнер

  • Рекомендуется: Notion/собственный сайт + Behance/Dprofile (опционально)
  • Если, например, остановились на Notion, то можно дополнить его упаковками Behance для более визуально приятной презентации (с анимациями, прототипом и т.д.)
  • Behance/Dprofile привлекают клиентов на фрилансе , если вам нужны также проекты в свободное от работы время

Продуктовый дизайнер

  • Рекомендуется: Notion/собственный сайт
  • Behance/Dprofile привлекают клиентов на фрилансе , если вам нужны также проекты в свободное от работы время

Заключение

Портфолио — это ваш главный инструмент продаж себя как дизайнера, как при трудоустройстве, так и на фрилансе. Выбирайте формат в зависимости от ваших целей. А я надеюсь, что дала вам немного ясности в данном вопросе :)

Помните: качество важнее количества. Лучше иметь 3-5 отличных кейсов, чем 20 средних работ.

✨ Главный совет: Регулярно обновляйте портфолио, следите за трендами и не бойтесь удалять старые работы. Ваше портфолио должно отражать ваш текущий уровень мастерства.

Успехов в создании вашего идеального портфолио!

А на этом у меня все. Буду рада любой поддержке статьи!

Следить за мной в социальных сетях можно тут:

Написать по личному или деловому вопросу тут:

2
Начать дискуссию