Deeptech-стартапы и эпоха корпоративных акселераторов

Вчера аналитики платформы Dsight при поддержке центра инноваций «Лаборатории Касперского», а также Crunchbase, DS Law, EY и НАУРАН представили отчёт о развитии венчурного рынка России в 2019 году. Среди основных трендов эксперты отмечают рекордный объём сделок, рост среднего чека, развитие узкоспециализированных стартапов и движение венчурного рынка в сторону корпоративных инвестиций.

На вопросы основателя Dsight Арсения Даббаха отвечает Виталий Мзоков, руководитель центра инноваций «Лаборатории Касперского».

Виталий Мзоков

Арсений Даббах (АД): Почему открытые инновации и технорынок вам интересны?

Виталий Мзоков (ВМ): Открытые инновации дают возможность ускорить продвижение наших решений на рынок. Реализовывать продуктовые концепции можно и с помощью собственной разработки внутри компании, однако это гораздо более длительный процесс. Другой путь – это привлечение стартапов, у которых уже есть готовый продукт, клиенты, продажи и так далее. В таком случае результатом партнерства корпорации и стартапа становятся интересные технологические решения.

Как мы видим на практике, зарубежные и российские стартапы различаются. Как правило, первые лучше позиционируют свой продукт на глобальном рынке, а у вторых хорошо развиты технологии. В России очень сильная инженерная школа и много технологических стартапов, но проблема заключается в том, что они плохо умеют себя продавать, тем более на зарубежных рынках (при этом не всегда и не всем стартапам обязательно сразу выходить на международный рынок). Мы как глобальная технологическая компания предлагаем стартапам обширную экспертизу в сфере бизнеса и можем обеспечить их экспансию на глобальный рынок на базе нашей инфраструктуры.

АД: Что было уже сделано вами в области «инкубации» стартапов?

ВМ: Мы уже несколько лет развиваем стартапы внутри «Лаборатории Касперского». Все они так или иначе связаны с нашей основной специализацией – информационной безопасностью. В 2017 году на рынок вышел первый проект Polys – система электронного голосования на базе блокчейн-технологий. Чуть позже – линейка продуктов для повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness. С тех пор проекты вышли не только на российский, но и на международный рынок, они приносят солидную прибыль.

Раньше мы работали с сотрудниками компании, у которых была идея продукта и базовый бизнес-план. Мы помогали им создать команду, доработать решение, использовать каналы маркетингового продвижения и продаж «Лаборатории Касперского».

Сегодня в центре инноваций «Лаборатории Касперского» (Kaspersky iHub) развиваются уже несколько проектов, в том числе защита гражданских объектов от вторжения дронов Kaspersky Antidrone и блокчейн-платформа Verisium для сканирования защищённых NFC-чипов с целью проверки товаров на контрафакт или общения с клиентами. Все эти проекты имеют российские корни, то есть создатели проектов, команда разработки и даже маркетинговой поддержки родом из России.

АД: То есть вам интересны только российские проекты? Или иностранные стартапы тоже?

ВМ: Несомненно, зарубежные стартапы крайне важны для нас. Поэтому в 2019 году мы запустили международную инициативу Kaspersky Open Innovation Program. В ее рамках Kaspersky iHub ищет по всему миру интересные стартапы с MVP и первой выручкой, с которыми мы могли бы вывести на рынок инновационные продукты и услуги. Помимо дополнительной выручки и новых решений, мы также формируем deal flow с перспективой начать совместную работу на выгодных условиях со стартапами, показавшими хорошие результаты.

В процессе отбора мы проводим скаутинг подходящих стартапов на рынке, проверяем технологический базис и бизнес-перспективы, отсеиваем и выбираем лучших из них для пилотирования и масштабирования.

В октябре 2019 года мы анонсировали итоги первого отбора. Всего к нам поступило 258 заявок со всего мира по четырем направлениям: инновации в транспорте, блокчейн, антифрод (борьбе с интернет-мошенничеством) и промышленный интернет вещей. В финал вышли 12 лучших проектов, которые были представлены в Милане в рамках организованного нами Demo Day. Жюри, состоящее из топ-менеджеров «Лаборатории Касперского» и независимых экспертов, выбрало четырех победителей, с которыми мы выстраиваем совместную работу.

АД: Как дальше будут развиваться новые стартапы?

ВМ: С каждым из них мы провели пилот, сейчас разрабатывается концепция новых продуктов. Есть два возможных сценария дальнейшего совместного развития.

Первый сценарий предполагает развитие стартапа в рамках партнерства по модели White label. Это означает, что технологии стартапа внедряются в готовый продукт «Лаборатории Касперского» для того, чтобы улучшить этот продукт с помощью решения стартапа. Естественно, в этом случае продвижение стартапа возможно только по нашим каналам.

Второй сценарий предполагает партнерство, которое также делится на два блока: создание совместного продукта под брендом «Лаборатории Касперского» и его продвижение на наш существующий рынок или создание совместного решения и его продвижение в рамках кобрендинга. В этом случае оба бренда продвигают продукт, причем каждый – с помощью своих каналов.

АД: Считаете ли свой опыт привлечения стартапов успешным? Планируете ли продолжать?

ВМ: Первый отбор стартапов считаем успешным, поэтому собираемся провести еще несколько таких мероприятий в будущем, два – уже в первом полугодии 2020 года. Каждый отбор будет посвящен отдельной теме или аудитории, при этом связан с кибербезопасностью. На этот год запланированы такие темы, как «Цифровая защита для семьи и дома» и «Информационная безопасность для малого и среднего бизнеса».

АД: Как ты оцениваешь тренды развития венчурного рынка в России?

ВМ: Заметно снижается количество инвестиций в стартапы на ранних этапах, стабильно мало «ангельских» инвестиций. Кроме того, в России венчурный рынок движется в сторону корпоративных инвестиций. Большие компании стали развивать венчурные фонды как свои отдельные подразделения. Стартапам, в свою очередь, интересна совместная работа с корпорациями, поскольку большие компании представляют собой не только соинвесторов, но и потенциальных заказчиков. Помимо этого, стартапы, если они планируют продавать свой продукт, видят в коллаборации с корпорациями потенциальную возможность выхода проекта на рынок.

Сегодня корпорации имеют достаточно финансовых средств, чтобы инвестировать в уже состоявшиеся стартапы – технологии, вокруг которых можно строить бизнес.

Еще один примечательный тренд заключается в том, что государственные корпорации создают собственные венчурные фонды, зачастую совместно с государственными фондами. Этот тренд наблюдается в последние два года и, по нашим прогнозам, будет развиваться в будущем.

АД: На твой взгляд, какие отрасли станут самыми привлекательными для вложений в 2020 году?

ВМ: В начале 2010-х годов очень популярными были стартапы типа маркетплейс и различные агрегаторы. Но эта эпоха прошла. Сегодня мы видим перспективу у проектов, ориентированных на глубокие технологии и обладающих достаточно узкой специализацией, – так называемые deeptech-стартапы. Сейчас они становятся все более востребованными. Среди областей их работы такие перспективные направления, как машинное обучение, сети 5G, интернет вещей (IoT), медицинские технологии, промышленная безопасность и защита персональных данных.

С полной версией отчёта можно ознакомиться на сайте www.dsight.ru.

{ "author_name": "Лаборатория Касперского", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "kaspersky", "id": 108359, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 21 Feb 2020 12:26:22 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Мне было скучно осваивать четвёртый иностранный язык и я создала CrossLingo — кроссворды для изучения английских слов

Привет! Меня зовут Екатерина и у меня есть три страсти: программирование, изучение языков и головоломки. Однажды я решила их объединить и так возникло CrossLingo — приложение для изучения иностранных слов по кроссвордам. Оно умеет генерировать англо-русские кроссворды на лету по заданным уровням и темам.

Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Статьи редакции

Ежегодные продажи компании достигают $50 млрд, большая часть которых приходится на незапланированные покупки посетителей, рассказал журналист The Hustle Трунг Фан.

Покупательница магазина Campaignasia
Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
Госдеп США рекомендовал россиянам подавать документы на американскую иммиграционную визу в Варшаве Статьи редакции

Неиммиграционные визы можно подавать в любых посольствах и консульствах США.

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

Geforce Now. Очереди более 30 минут, лаги и тормоза на платном тарифе

GeForce Now Russia не выдерживает никакой критики как платный сервис. При стоимости 999р/месяц вы получаете очереди из таких же "счастливчиков", постоянные лаги видео и аудиопотоков и неадекватно высокую нагрузку десктопного приложения при запуске игры.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

null