{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Deeptech-стартапы и эпоха корпоративных акселераторов

Вчера аналитики платформы Dsight при поддержке центра инноваций «Лаборатории Касперского», а также Crunchbase, DS Law, EY и НАУРАН представили отчёт о развитии венчурного рынка России в 2019 году. Среди основных трендов эксперты отмечают рекордный объём сделок, рост среднего чека, развитие узкоспециализированных стартапов и движение венчурного рынка в сторону корпоративных инвестиций.

На вопросы основателя Dsight Арсения Даббаха отвечает Виталий Мзоков, руководитель центра инноваций «Лаборатории Касперского».

Виталий Мзоков

Арсений Даббах (АД): Почему открытые инновации и технорынок вам интересны?

Виталий Мзоков (ВМ): Открытые инновации дают возможность ускорить продвижение наших решений на рынок. Реализовывать продуктовые концепции можно и с помощью собственной разработки внутри компании, однако это гораздо более длительный процесс. Другой путь – это привлечение стартапов, у которых уже есть готовый продукт, клиенты, продажи и так далее. В таком случае результатом партнерства корпорации и стартапа становятся интересные технологические решения.

Как мы видим на практике, зарубежные и российские стартапы различаются. Как правило, первые лучше позиционируют свой продукт на глобальном рынке, а у вторых хорошо развиты технологии. В России очень сильная инженерная школа и много технологических стартапов, но проблема заключается в том, что они плохо умеют себя продавать, тем более на зарубежных рынках (при этом не всегда и не всем стартапам обязательно сразу выходить на международный рынок). Мы как глобальная технологическая компания предлагаем стартапам обширную экспертизу в сфере бизнеса и можем обеспечить их экспансию на глобальный рынок на базе нашей инфраструктуры.

АД: Что было уже сделано вами в области «инкубации» стартапов?

ВМ: Мы уже несколько лет развиваем стартапы внутри «Лаборатории Касперского». Все они так или иначе связаны с нашей основной специализацией – информационной безопасностью. В 2017 году на рынок вышел первый проект Polys – система электронного голосования на базе блокчейн-технологий. Чуть позже – линейка продуктов для повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness. С тех пор проекты вышли не только на российский, но и на международный рынок, они приносят солидную прибыль.

Раньше мы работали с сотрудниками компании, у которых была идея продукта и базовый бизнес-план. Мы помогали им создать команду, доработать решение, использовать каналы маркетингового продвижения и продаж «Лаборатории Касперского».

Сегодня в центре инноваций «Лаборатории Касперского» (Kaspersky iHub) развиваются уже несколько проектов, в том числе защита гражданских объектов от вторжения дронов Kaspersky Antidrone и блокчейн-платформа Verisium для сканирования защищённых NFC-чипов с целью проверки товаров на контрафакт или общения с клиентами. Все эти проекты имеют российские корни, то есть создатели проектов, команда разработки и даже маркетинговой поддержки родом из России.

АД: То есть вам интересны только российские проекты? Или иностранные стартапы тоже?

ВМ: Несомненно, зарубежные стартапы крайне важны для нас. Поэтому в 2019 году мы запустили международную инициативу Kaspersky Open Innovation Program. В ее рамках Kaspersky iHub ищет по всему миру интересные стартапы с MVP и первой выручкой, с которыми мы могли бы вывести на рынок инновационные продукты и услуги. Помимо дополнительной выручки и новых решений, мы также формируем deal flow с перспективой начать совместную работу на выгодных условиях со стартапами, показавшими хорошие результаты.

В процессе отбора мы проводим скаутинг подходящих стартапов на рынке, проверяем технологический базис и бизнес-перспективы, отсеиваем и выбираем лучших из них для пилотирования и масштабирования.

В октябре 2019 года мы анонсировали итоги первого отбора. Всего к нам поступило 258 заявок со всего мира по четырем направлениям: инновации в транспорте, блокчейн, антифрод (борьбе с интернет-мошенничеством) и промышленный интернет вещей. В финал вышли 12 лучших проектов, которые были представлены в Милане в рамках организованного нами Demo Day. Жюри, состоящее из топ-менеджеров «Лаборатории Касперского» и независимых экспертов, выбрало четырех победителей, с которыми мы выстраиваем совместную работу.

АД: Как дальше будут развиваться новые стартапы?

ВМ: С каждым из них мы провели пилот, сейчас разрабатывается концепция новых продуктов. Есть два возможных сценария дальнейшего совместного развития.

Первый сценарий предполагает развитие стартапа в рамках партнерства по модели White label. Это означает, что технологии стартапа внедряются в готовый продукт «Лаборатории Касперского» для того, чтобы улучшить этот продукт с помощью решения стартапа. Естественно, в этом случае продвижение стартапа возможно только по нашим каналам.

Второй сценарий предполагает партнерство, которое также делится на два блока: создание совместного продукта под брендом «Лаборатории Касперского» и его продвижение на наш существующий рынок или создание совместного решения и его продвижение в рамках кобрендинга. В этом случае оба бренда продвигают продукт, причем каждый – с помощью своих каналов.

АД: Считаете ли свой опыт привлечения стартапов успешным? Планируете ли продолжать?

ВМ: Первый отбор стартапов считаем успешным, поэтому собираемся провести еще несколько таких мероприятий в будущем, два – уже в первом полугодии 2020 года. Каждый отбор будет посвящен отдельной теме или аудитории, при этом связан с кибербезопасностью. На этот год запланированы такие темы, как «Цифровая защита для семьи и дома» и «Информационная безопасность для малого и среднего бизнеса».

АД: Как ты оцениваешь тренды развития венчурного рынка в России?

ВМ: Заметно снижается количество инвестиций в стартапы на ранних этапах, стабильно мало «ангельских» инвестиций. Кроме того, в России венчурный рынок движется в сторону корпоративных инвестиций. Большие компании стали развивать венчурные фонды как свои отдельные подразделения. Стартапам, в свою очередь, интересна совместная работа с корпорациями, поскольку большие компании представляют собой не только соинвесторов, но и потенциальных заказчиков. Помимо этого, стартапы, если они планируют продавать свой продукт, видят в коллаборации с корпорациями потенциальную возможность выхода проекта на рынок.

Сегодня корпорации имеют достаточно финансовых средств, чтобы инвестировать в уже состоявшиеся стартапы – технологии, вокруг которых можно строить бизнес.

Еще один примечательный тренд заключается в том, что государственные корпорации создают собственные венчурные фонды, зачастую совместно с государственными фондами. Этот тренд наблюдается в последние два года и, по нашим прогнозам, будет развиваться в будущем.

АД: На твой взгляд, какие отрасли станут самыми привлекательными для вложений в 2020 году?

ВМ: В начале 2010-х годов очень популярными были стартапы типа маркетплейс и различные агрегаторы. Но эта эпоха прошла. Сегодня мы видим перспективу у проектов, ориентированных на глубокие технологии и обладающих достаточно узкой специализацией, – так называемые deeptech-стартапы. Сейчас они становятся все более востребованными. Среди областей их работы такие перспективные направления, как машинное обучение, сети 5G, интернет вещей (IoT), медицинские технологии, промышленная безопасность и защита персональных данных.

С полной версией отчёта можно ознакомиться на сайте www.dsight.ru.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда