KFC
666

Крылышки и ножки: как KFC превратилась из кафе на автозаправке во всемирную сеть ресторанов

История бренда, построенного полковником Харландом Сандерсом, с момента основания до наших дней

В закладки

Бренд KFC неразрывно связан со своим отцом-основателем — легендарным полковником Харландом Сандерсом, изобретателем фирменного рецепта жареной курицы, чей образ стал одним из самых узнаваемых в мире. Биография полковника, создавшего многомиллионную империю быстрого обслуживания, сильно отличается от классических жизнеописаний успешных предпринимателей. Профессиональным шеф-поваром он стал только в 40 лет, развивать KFC по франшизе начал в 62 года, а всемирную известность получил и вовсе после того, как продал бизнес в возрасте 74 лет. Зато его история — хорошее доказательство того, что при целеустремленности и увлеченности своим делом добиться можно чего угодно.

В поисках призвания

Харланд Сандерс родился в 1890 году на ферме в штате Индиана и рано стал самостоятельным. Когда мальчику было шесть лет, его отец умер, матери пришлось много работать — так что забота о братьях и сестрах пала на плечи маленького Харланда. Он быстро научился готовить, а в 13 лет вынужден был бросить школу и устроиться на работу для обеспечения семьи. Сандерс не боялся тяжелого труда: он был разнорабочим на ферме, кондуктором трамвая, помощником кузнеца, кочегаром паровоза на железной дороге, страховым агентом, грузчиком мебели, капитаном парома, продавцом автомобильных шин, автослесарем. Он даже окончил заочно юридические курсы и выступал адвокатом в суде.

Несмотря на попытки построить карьеру, Сандерс терпел одну неудачу за другой — в США времен Великой Депрессии это было нелегким делом. К 40 годам он не имел ни дома, ни постоянной работы. Тогда он решил, что отныне будет работать на себя, — и вложил все скромные накопления в открытие небольшой автозаправочной станции в городе Корбин штата Кентукки. Место находилось на обочине 25-го федерального шоссе, соединяющего северную часть США с южной: оживленная транспортная магистраль гарантировала постоянный поток клиентов. Харланд с женой и детьми жил там же, в комнатах при заправке. Дела пошли в гору. Вскоре Сандерс оборудовал рядом с заправкой маленькую ремонтную мастерскую и кухню, чтобы готовить еду для проголодавшихся путешественников. За плитой он стоял сам, а основу скромного меню составлял жареный цыпленок — коронное блюдо Сандерса. У заведения появились свои завсегдатаи, а выручка от кафетерия постепенно перекрыла доходы от автозаправки. Поклонников было так много, что в 1935 году губернатор штата Кентукки жаловал Сандерсу звание почетного полковника — с формулировкой «За вклад в развитие придорожного общественного питания».

Секретный рецепт успеха

В 1937 году, теперь уже Полковник, Сандерс открыл на месте заправочной станции Sanders Cafe на 142 посадочных места — прежде за столом умещалось всего шесть человек. Через два года заведение уничтожил пожар, и, спустя короткое время, Сандерс заново начал строительство кафе, по соседству с которым он решил разместить еще и мотель. Комплекс открылся в 1940 году, с обновленным меню. Во время вынужденного простоя полковник много экспериментировал и изобрел секретный рецепт, согласно которому курица панируется в смеси из 11 трав и специй и жарится под давлением в специальной фритюрнице-скороварке. Вскоре этот рецепт станет эталонным и будет использоваться в ресторанах KFC в неизменном виде и по сей день. Находка оказалась настолько удачной, что авторитетный кулинарный критик Дункан Хайнс даже включил Sanders Cafe в свой путеводитель по американским ресторанам. Цыплята полковника там приравнивались к особой достопримечательности Кентукки.

Более десяти лет полковник занимался любимым делом и кормил путешественников, пока в начале 1950-х неподалеку от Корбина не проложили новую автомагистраль. Поток посетителей кафе моментально иссяк. Тогда Сандерс засучил рукава и отправился вместе с женой, скороваркой и своей фирменной смесью специй в рестораны и закусочные по соседству. Он ездил по заведениям, готовил на глазах у их владельцев курицу по своему рецепту, угощал посетителей и убеждал владельцев стать его партнером. За право включить в меню блюдо, придуманное полковником, рестораторы должны были платить роялти — четыре цента с каждой проданной порции. Те, кто соглашались, не жалели о своем решении, ведь слава о потрясающе вкусной курице разошлась далеко за пределы родного штата. В некоторых заведениях выручка после подписания договора с Сандерсом выросла втрое.

К слову, партнеры Сандерса зачастую оказывались большими энтузиастами своего дела и помогали полковнику творческими идеями. Например, первый франчайзи Пит Харман (именно с его подачи был придуман бренд Kentucky Fried Chicken, чтобы посетители не путали его с обжаренным во фритюре «Южным цыплёнком», представленным в других ресторанах) в 1957 году предложил подавать курицу в баскетах — бумажных ведерках, куда складывались жареные ножки или кусочки филе, а также булочки и соус. Идея родилась после того, как Харланд Сандерс рассказал ему о том, что поставщик тары перепутал заказ и по ошибке прислал партию из 500 ведерок. Баскеты с курицей с тех пор стали одной из самых продаваемых позиций в меню ресторанов KFC. К середине 1960-х полковник Сандерс подключил к франшизе Kentucky Fried Chicken 600 ресторанов и кафе по всей территории США. Ему исполнилось 74 года, и заниматься развитием бизнеса становилось все сложнее. Поэтому в 1964 году он продал свою долю за $2 млн группе инвесторов.

Международное признание

Новые владельцы KFC были нацелены превратить успешный бизнес в по-настоящему процветающий. В 1966 году акции компании начали продаваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. К ней продолжали активно подключаться новые партнеры, в том числе и за рубежом — в Австралии, Канаде, Европе. К 1971 году число заведений в сети превысило 3500 точек по всему миру.

Полковник Сандерс по-прежнему оставался лицом компании: летал по странам, где открывались рестораны KFC, участвовал в благотворительных мероприятиях и детских праздниках, постепенно укрепляя статус национальной знаменитости. В 1976 году его даже признали вторым по узнаваемости человеком в мире. Он активно вовлекался в работу вплоть до своей смерти в 1980 году, а большую часть своего состояния завещал передать на благотворительность. Лицо Харланда Сандерса и поныне остается логотипом компании.

В последующие годы бренд KFC несколько раз перепродавали, при этом его рыночная стоимость к 1986 году выросла до $850 млн — ровно столько за него заплатил концерн PepsiCo. В 1990-х компания продолжила международную экспансию, активно завоевывая азиатский рынок: заведения KFC открылись в Сингапуре, Малайзии, Таиланде, Южной Корее, Китае, Индонезии. Параллельно бренд старался разрабатывать новые блюда, чтобы поддерживать интерес гостей ресторанов. Так в меню появились хрустящие куриные стрипсы, острые крылья, попкорн-курица (небольшие кусочки куриного мяса в панировке из кукурузной муки) и сэндвич «Зингер» — бургер с острым куриным филе. В 1997 году, когда PepsiCo решила выделить в независимую структуру весь свой ресторанный бизнес (помимо KFC в него входили бренды Taco Bell и Pizza Hut), который к тому времени оценивался в общей сложности в $4,5 млрд, новая компания стала называться Tricon Global Restaurants, а в 2002-м сменила имя на YUM! Brands, которое носит до сих пор.

KFC в России и мире

В 2005 году компания Yum! Brands Inc вступила в стратегический альянс с российской компанией «Ростик Групп». В результате появился бренд «Ростик’с KFC», под которым сеть развивала свои рестораны вплоть до 2010 года — а затем в ходе ребрендинга сменила название на KFC, как и в других странах мира. Сегодня в России работает более 900 ресторанов KFC более чем в 160 городах, включая все миллионники, а в 2020 году общее количество заведений должно перевалить за 1000. Сеть является национальным лидером индустрии общественного питания по количеству ресторанов и вторым игроком по занимаемой доле рынка в сегменте быстрого питания. С февраля 2019 года она стала еще ближе к российскому потребителю, запустив доставку блюд из своих ресторанов на дом вместе с сервисом Delivery Club.

Всего KFC сегодня представлен более чем в 140 странах мира, где в общей сложности открыто более 23 тыс. ресторанов. Даже спустя 90 лет после того, как полковник Харланд Сандерс начал готовить курицу первым гостям, в каждом ресторане чтят его секретный рецепт и главное правило: подавать вкусные и высококачественные блюда как можно быстрее.

Оставаясь верным традициям, KFC тем не менее постоянно развивает и расширяет ассортимент меню. Этим занимается специальная команда, которая создает и тестирует новые блюда. Например, в 2018 году в России был запущен темный бургер с филе бедра курицы и ржаными булочками, который вызвал высокий интерес потребителей и стал настоящим хитом. В 2019 году в меню появились новые десерты — в том числе рожок в шоколадной глазури, пирожки с необычными вкусами, а также сырные подушечки и барбарисовый лимонад.

{ "author_name": "KFC", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 2, "likes": 2, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "kfc", "id": 106251, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 10 Feb 2020 18:31:20 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Оо, курочка, моя любимая. Вопрос: почему крылья только в острой панировке? :(

Ответить
0

Так исторически сложилось :) Но хотим заверить, крылышки по сей день готовятся по оригинальному рецепту полковника Сандерса!

Ответить

Прямой эфир