M&A и выходы инвесторов

M&A и выходы инвесторов

2020 год довольно сильно ударил по бизнес-активности в России: всемирная пандемия, обвал цен на нефть, резкое ослабление рубля, колебания на сырьевых рынках и напряженные настроения в мировой политике. Все это привело к снижению активности российских инвесторов. Главной трудностью стало определение цены активов в условиях экономической неопределенности. Также ощутимо замедлилась скорость принятия решений по сделкам.

Поэтому в прошлом году рынок M&A в России показал рекордное падение почти в 40% — до $33,5 млрд. Но затем период падения, продолжающийся в течение трех кварталов 2020 года, в четвертом сменился ростом. Суммарный объем сделок составил $13,8 млрд, что на 13,6% больше, чем в том же квартале допандемийного 2019 года.

<i>Изображение взято с сайта медиа «Коммерсантъ»</i>
Изображение взято с сайта медиа «Коммерсантъ»

В 2020 году почти половина от общей суммы сделок приходилась на девелопмент и строительство ($2,28 млрд), заметные поглощения также случились в химической промышленности ($0,9 млрд) и торговле ($0,69 млрд). Также в первой половине прошлого года наблюдались крупные сделки в IT-секторе, машиностроении и ТЭК. Но многие эксперты отмечают, что потенциал IT-индустрии пока остается недооцененным.

Несмотря на патовый 2020 год для сферы M&A в России, уже в мае этого года, по данным «Финмаркета», глобальный объем сделок по слияниям и поглощениям превысил $500 млрд третий месяц подряд. В результате с начала 2021 года показатель достиг $2,4 трлн, а это на 158% превышает показатель за январь-май 2020 года.

Руководитель практики услуг по стратегии и сделкам в СНГ консалтинговой компании Ernst & Young (EY) Алексей Иванов считает, что российский рынок слияний и поглощений переживает период стремительного роста и 2021 год обещает быть крайне удачным с точки зрения сделок.

M&A в России в 2021 году

Сейчас рынок, по мнению многих экспертов, переживает настоящий бум. Поскольку те игроки, которые выжили во время пандемии, и продолжают эффективно развивать свои компании, имеют возможность покупать дистресс-активы или тех конкурентов, которым повезло меньше.

По мнению специалистов консалтинговой компании EY, сейчас повысился спрос на все, связанное с цифровыми технологиями, online и экосистемами. Многие компании берут пример с самых крупных игроков на рынке, типа «Яндекса», Mail.ru и «Сбербанка», и тоже идут по пути создания своих собственных экосистем. Поэтому интерес закономерно будет вызывать все, что касается цифровых активов и экосистем.

На данный момент во всем мире, включая Россию, продолжает увеличиваться общее количество мегасделок, которые превышают $10 млрд. Поэтому многие специалисты предрекают отечественному рынку M&A наличие большого количества крупных сделок в 2021 году.

M&A vs прямые инвестиции

Правильный выбор стратегии M&A позволяет достигать множество различных целей. Это не только рост показателей, но и снижение рисков или вывод бизнеса из сложного положения. Также поглощения — это один из способов выхода из прямых инвестиций.

Сделки M&A целесообразны в том случае, если они дают эффект синергии: капиталы компаний вместе могут принести больше доходность, чем по отдельности (1+1=3). Цели могут быть такими: избавление от неэффективных активов, диверсификация бизнеса, извлечение дополнительной прибыли, приобретение патентов приобретаемой компании для новых продуктов.

Основная цель Kokoc Group — диверсификация продуктов, ведь мы оказываем услуги 360° digital. В случае прямых инвестиций — инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%. Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины дает возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием и влиять на проинвестированный бизнес. Если вам просто нужен капитал для развития бизнеса, но не нужны ресурсы другого участника рынка, имеет смысл выбрать прямые инвестиции.

Александр Шокуров, Управляющий партнер Kokoc Group

Советы эксперта: как создать такую компанию, чтобы достичь M&A

3 основных совета от генерального директора агентства комплексного интернет-маркетинга Profitator Владимира Лоскутова.

Инвесторы покупают будущее, поэтому:

  • У компании должно быть конкурентное преимущество на рынке, которое позволит реализовать возможный потенциал.
  • Реальное наличие этого потенциала.
  • Успешные кейсы решения подобных задач, которые подтверждают экспертизу команды.

M&A в Kokoc Group

Сделки M&A в компании проходят с 2011 года, за этот период было приобретено несколько проектов, создающих продукты. В 2013 была куплена доля в компании Media Guru, в мае 2016 года Kokoc Group вошел инвестором и управляющим партнером в специализированную партнерскую сеть ГдеСлон, в 2018 году Kokoc инвестировал и осуществил вход в управление партнерской программой Get4Click. Из последних сделок M&A (2020 год) — технологическая платформа по продвижению объектов недвижимости na100.pro.

А также с коллегами из агентства по размещению интернет-рекламы Redil сложилось стратегическое партнерство, в котором можно выделить 3 этапа:

1 этап — тестирование команды агентства на предмет экспертизы и масштабирования;

2 этап — интеграция Redil в группу компаний;

3 этап — выход Kokoc Group на рынок Германии с digital-продуктами.

Мы очень довольны сотрудничеством с Kokoc Help в рамках данной программы. Сейчас мы являемся партнерами, входящими в группу компаний Kokoc. Выполняем задачи для клиентов, определенного ценового сегмента. Поток клиентов хороший, проекты интересные и, нужно отметить, что команда просто великолепная. Наше агентство испытывает "вторую молодость" и очень замотивировано на долгосрочное сотрудничество.

Антон Охрименко, CEO агентства Redil

Если вы готовы стать нашим партнером или давно задумываетесь об M&A, то заполните форму на сайте, а затем наши специалисты оперативно свяжутся с вами.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию