Стоит ли компаниям экономить на печеньках и кофе

И какая оптимизация расходов может привести к потере сотрудников.

Стоит ли компаниям экономить на печеньках и кофе

Если вы думали, что со времён пандемии все продолжают работать из дома, то ошибаетесь: в Москве и Санкт-Петербурге это делают лишь около 20% сотрудников, а в небольших городах — всего 6%. Остальные полностью или частично вернулись в офис. Казалось бы, это проблема сотрудников, не работодателей. Но нет — сам бизнес вот уже второй год изнывает от растущих расходов на офисы. Многие пытаются экономить, некоторые — даже слишком увлечённо.

Почитайте, как разные компании режут косты на офисы и что об этом думают сотрудники. И заодно расскажите нам в комментариях о том, как это делают в вашей компании, — нам будет интересно узнать.

Что думают руководители

Ильдар Бяширов

Руководитель рекламного агентства «Эклектика»

Содержать ваш офис — затратно? Да. Но инвестировать в офис и комфорт сотрудников определённо стоит.

На что тратитесь? Около 70% расходов — это аренда, ещё 10–15% — свет, вода, отопление, охрана и интернет. Оставшиеся 15% бюджета уходят на улучшение условий и кофе с печеньками. Меняем сломанные стулья и столы, обновляем технику. Хорошо хоть картриджи заправляем всего раз в полгода: печатаем мало.

Обедами не кормим, поскольку у всех сотрудников разный график и есть удалёнщики. А вот перекусы организуем — за это отвечает моя ассистентка. Она раз в неделю уточняет у сотрудников, что им нужно, и заказывает продукты. В обязательном списке закупок — вода, молоко, чай, конфеты, хлебцы, овощи, соусы, сыр для бутербродов. На это уходит 15–20 тысяч рублей в месяц.

Какие «плюшки» есть у сотрудников? Раз в месяц-полтора проводим мероприятия. Иногда они проходят в офисе — например, мы устраиваем день открытых дверей с барменом и приглашаем клиентов. Порой выбираемся на квиз или в бар.

В офисе предусмотрена зона отдыха, дартс, вокруг которого по вечерам собирается народ. Я против только кальянов, а всё остальное для неформального общения приветствую.

А сотрудникам всё это вообще нужно? Да, людям должно быть комфортно. Какой толк ходить в стильный офис, если сидеть там приходится на неудобных стульях?

Но к тем, кто на собеседовании сразу «клянчит» серьёзные бенефиты вроде ДМС или индивидуального графика, я отношусь с подозрением. Лучше найму человека, который спрашивает про возможности для обучения, карьерный и зарплатный рост.

Если прижмёт — от чего откажетесь в первую очередь? От развлечений: люди поймут, если из-за финансовых трудностей придётся отменить корпоратив. Буду искать поставщиков, которые предлагают те же продукты дешевле.

Михаил Хазов

Руководитель агентства Merex Digital

Содержать ваш офис — затратно? Да. Но если даже взрослые дядьки-программисты счастливы как дети, значит, оно того стоит.

На что тратитесь? 70% бюджета уходит на аренду, 5% — на клининг. Остальные 25% — на канцелярию, еду, напитки. На снек-бар тратим 30–40 тысяч рублей в месяц. Иногда нужно обновить технику или расходники — картриджи, мышки.

Какие «плюшки» есть у сотрудников? Кормим всех желающих за счёт компании. В офисе есть кухонная зона, и некоторые приносят еду с собой, но большинство предпочитает заказывать доставку или обедать в ресторанах или кафе.

Большинство специалистов, особенно молодых, не горит желанием ездить в офис. Но нам важно собирать всех вместе, чтобы сотрудники выстраивали хорошие отношения друг с другом. Оплачиваемые обеды — одна из мотиваций приезжать.

Организуем выездные корпоративы. ДМС у нас нет, но мы частично компенсируем затраты на лечение. Оплачиваем больничный по полной рабочей ставке и без проблем позволяем отлучиться по делам во время рабочего дня.

А сотрудникам всё это вообще нужно? Да. В разумных пределах: если человек захочет личную «плазму» — это перебор, а если нетипичную мышь или клавиатуру — я готов купить.

Самый странный запрос — три маленьких монитора для программиста, чтобы одновременно смотреть статистику, изучать документацию и писать код. Я так и не понял, зачем ему нужны именно маленькие — предлагал варианты побольше. Но он долго об этом просил и был счастлив, когда получил. А для компании так получилось даже дешевле.

На чём можно сэкономить? На развлечениях, которые будут искушать сотрудников.

У нас в офисе нет кофе-машины. На прошлом месте работы я заметил, что люди часто наведываются к ней не ради напитка, а чтобы поболтать. К ней выстраивались целые очереди, это парализовало рабочий процесс.

Стол для пинг-понга тоже подкашивал даже самых ответственных сотрудников. От таких развлечений трудно оторваться вовремя, поэтому у нас их нет.

А вот тренажёрный зал, на мой взгляд, был бы хорошей идеей. Вклад в здоровье, и отвлекать не будет: у человека вряд ли хватит сил заниматься дольше, чем нужно. Но пока, к сожалению, не можем его позволить.

Василий Вишняков

Руководитель диджитал-агентства Bquadro

Содержать ваш офис — затратно? Да, но с тех пор, как перешли на гибридный формат, тратим меньше.

На что приходится тратиться? Без учёта аренды и крупных покупок, на туалетные принадлежности, канцелярию, еду и напитки (печеньки, йогурты и творожки, чай, зерно для кофе-машины) в среднем уходит 15–25 тысяч рублей в месяц. Пока всеми закупками занимается HR-специалист, руководитель отдела маркетинга и я сам. Сейчас как раз ищем офис-менеджера, чтобы делегировать эти обязанности.

Стараемся покупать всегда разное и спрашиваем сотрудников, что понравилось. Иногда люди сами просят что-то конкретное: например, раньше мы не покупали фрукты, а теперь у нас всегда есть яблоки и бананы.

Какие «плюшки» есть у сотрудников? Раз в месяц проводим корпоративы, заказываем для них кейтеринг. Скоро отмечаем сдачу нескольких крупных проектов и будем заказывать еду на теплоход — решили покататься по каналам Питера.

Организовали парковочные места. Сейчас много где платная парковка, поэтому договорились с арендодателем, чтобы упростить жизнь тем, кто приезжает в офис на машине.

А сотрудникам всё это вообще надо? Чем больше в офисе всяких «плюшек», тем лучше. Но они не помогут, если компания платит недостаточно. Ещё важно, чтобы преимущества одних сотрудников не мешали другим и никто не «заигрывался».

На чём можно сэкономить? На курилке — у нас её никогда не будет. В прошлом офисе некурящие коллеги страдали из-за запаха. Поэтому теперь все выходят на улицу: в одиночестве на улице долго не простоишь, а когда много людей собирается в курилке, хочешь не хочешь, а языками зацепишься.

А на чём экономить нельзя? На кофе. Однажды мы решили оптимизировать расходы и предложили сотрудникам скидываться на него.

Поставили рядом с кофемашиной корзинку для денег. Многие были недовольны: мол, начальник жадничает, а кто-то пьёт и не платит. Мы поняли, что занимаемся ерундой: если после чашки кофе сотрудник напишет хороший код, это окупится во много раз быстрее.

Александр Козлов

Директор по развитию фабрики «Петербургский КондитерЪ»

Содержать ваш офис — затратно? Не очень. Для предприятия, которое производит сотню видов зефира, офис — далеко не самая большая статья затрат.

На что приходится тратиться? На аренду и коммунальные платежи уходит 50% бюджета, на канцелярию — 20%, на клининг и продукты — 15% (30 тысяч рублей в месяц). Сладости мы производим сами, так что они всегда есть в офисе.

Обедами кормим сотрудников и на производстве, и в офисе. В целом на питание тратим примерно 200 тысяч рублей в месяц.

Какие «плюшки» есть у сотрудников? Летом у нас тимбилдинг на природе, а зимой устраиваем новогодний корпоратив. Раньше предоставляли ДМС, но им мало кто пользовался, как и развозкой, поэтому решили отказаться. Ещё мы в офисе разместили игровую зону с настольными играми и PlayStation, но в них никто особо не играет. Видимо, потому что профессии у сотрудников не творческие.

А для сотрудников «плюшки» вообще важны? Не уверен. Реальные преимущества вроде развозки и ДМС у нас не зашли. Хотя обеды пользуются спросом на производстве. А вот кофе, печеньки и другие приятные вещи рассматриваю скорее как дополнительное преимущество. Указываем такие условия в вакансии: если человек сравнивает два похожих варианта, это может склонить его в нашу сторону.

На чём можно сэкономить? Лучше оптимизировать расходы, а не экономить. Раньше мы покупали кофе по паре пачек в месяц, а сейчас берём у оптовиков запас на полгода — так дешевле на 10%. Периодически стали организовывать развлечения самостоятельно, без ивент-агентств — так мероприятия обходятся на 30% дешевле.

Что думают сотрудники

Ирина Лескова

Работала организатором в ивент-агентстве

Чем сотрудников должна обеспечивать компания? Из продуктов достаточно минимума — воды, чая, кофе. На одной работе в офис покупали шоколадные конфеты и крекеры, чай и капсулы для кофемашины, но не было микроволновки. Если случался завал и сотрудники не успевали выйти на обед — приходилось голодать до вечера.

В прошлой компании новым сотрудникам заказывали ежедневники — правда, за их же счёт. Картриджи забывали заказать вовремя — приходилось бежать в типографию. С ручками тоже была беда: я покупала и уносила их домой после работы, чтобы не остаться без них в нужный момент.

Чего вам в компании не хватает? ДМС. Не все зарабатывают достаточно, чтобы лечиться в частной клинике, а в госполиклинике можно безрезультатно потратить кучу времени. Мне регулярно нужно ходить на обследования. Даже если бы страховка давала просто небольшую скидку — было бы здорово.

Насколько сотруднику важен комфорт в офисе? Точно не важнее адекватной атмосферы.

На моей прошлой работе запрещали курить. Не потому, что это доставляло кому-то неудобства, а просто так — у начальницы был пунктик, что курение сотрудников вредит имиджу компании. Нельзя было выходить из офиса вообще. Мы сбегали тайком, и если нас замечали охранники, то «стучали» руководству — и нам устраивали выговор. Зарплату, правда, не урезали, но могли заявить, что курящим в компании не место. Думаю, что такого быть не должно.

Однажды финансовый директор решила, что в офисе всё должно быть в цветах компании. Стикеры, ручки, любые вещи на столах, бумага А4. Всё, что не подходило под цвет компании, нужно было прятать, иначе можно было получить очередной выговор. В чём был смысл — не знаю, к нам даже клиенты в офис не заходили.

Виктория Хрусталёва

Тим-лид отдела по работе с маркетплейсами

Чем сотрудников должна обеспечивать компания? Для меня важно, чтобы в офисе было удобно работать.

У нас гибридный формат, но я хожу в офис, потому что там действительно комфортно и весело.

Какие «плюшки» есть в вашей компании? Я обычно хожу в кофейни, но для многих коллег важно, что у нас есть кофе-машина. Когда в офисе заканчивается кофе, начинается всеобщая паника. Ещё у нас всегда есть губки для обуви и ролик для чистки одежды, влажные салфетки для монитора. Это очень удобно.

Мне компания оплачивает курсы по английскому. Когда я устроилась, оказалось, что на работе требуется знание специфической лексики и моего уровня языка на практике не хватает. Я сказала руководителю, что мне нужно подтянуть язык, мне пошли навстречу. Также я проходила управленческое обучение. Знаю, что другим сотрудникам тоже регулярно оплачивают курсы повышения квалификации.

Чего вам не хватает в компании? Хотя бы базовое ДМС, ведь люди «тратят» на работе здоровье: как психическое, так и физическое.

Насколько сотруднику важны «плюшки»? Очень важны. У тебя появляется мотивация оставаться в этой компании, потому что ты знаешь, что тебя ценят и хотят, чтобы ты рос. И ты можешь не переживать о том, что придётся, например, половину зарплаты тратить на обучение — чтобы просто оставаться полезным и продолжать работать. В текущей компании я работаю два с половиной года — и не планирую уходить.

А какие меры экономии точно стали бы для вас тревожным звоночком? Расскажите в комментариях.

Большинство руководителей и сотрудников сошлись во мнении, что на кофе с печеньками экономить не стоит — как и на базовых удобствах. «Комус» уверен: можно оптимизировать затраты на содержание офиса, не рискуя мотивацией сотрудников.

Владимир Казаков

Руководитель группы развития контрактов и сервисных услуг компании «Комус»

Один из способов снизить расходы: перейти на заправку картриджей — рециклинг. Уже более 10 лет «Комус» занимается рециклингом картриджей для таких известных брендов, как Canon, HP, Xerox, Ricoh, Kyocera, Konica Minolta.

Оригинальный картридж можно заправить как минимум 5 раз, а затем нужно отправить на восстановление: его почистят, при необходимости заменят износившиеся компоненты. После такой процедуры расходник можно снова использовать. По сути, получается практически «вечный картридж», с помощью которого компания может снизить расходы на печать документов на 50%. А заодно — производить меньше отходов и так беречь природу.

19
36 комментариев

Самый тревожный признак, увидев который, надо бежать от этой компании побыстрее — копеечная туалетная бумага в уборных.

12
Ответить

Это плевок в душу.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Для сравнения
работаю в офисе в Майами
в туалете и влажная туалетная бумага есть, и zewa+
так же бумажные полотенца)

1
Ответить

А самый лучший признак это когда туалет работает через СКУД, если сотрудник сидит в кабинке более 15 минут, то это время автоматически считается как нерабочее. Можно еще поставить счетчик метража бумаги и тоже автоматически передавать данные в бухгалтерию. Безусловно первые 3 квадратика бумаги бесплатно, мы же не дикари какие-то

Ответить

Главное, чтобы работадатель не был совсем жмотом. Никогда не забуду как мы корпоратив на одной работе устраивали за свой счёт)

8
Ответить

Это достаточно распространено на самом деле

1
Ответить