Как составить пользовательское соглашение

Любой сайт имеет свои возможности и ограничения для использования. Написать статью от своего лица можем, а вот представиться Артемием Лебедевым нельзя. Иначе нарушим условия пользовательского соглашения vc.ru – они себя обезопасили от риска споров с дизайнером одним пунктом документа.

И также любой иной бизнес со своим сайтом должен задуматься о способах уберечь себя от подобных ситуаций. Как самых глупых, так и потенциально крайне убыточных. Таким инструментом и является пользовательское соглашение, о сути и составлении которого рассказываем ниже.

Как составить пользовательское соглашение

Что это за документ?

Это договор между администрацией и пользователем сайта, где регламентируется как можно и нельзя пользоваться. И что в отношении пользователя может сделать администрация сайта за нарушение условий. Например, во ВКонтакте за нарушение условий могут заблокировать личную страницу.

Собственно при регистрации на vc.ru вы также можете ознакомиться с их правилами:

Как составить пользовательское соглашение

Да, документ может называться иначе, но суть его остается прежней – это правила использования сайта, и они обязательны для соблюдения. Причем буквально подписывать этот договор не надо, ведь он действует как публичная оферта. Вы своими действиями подтверждаете согласие с правилами, или же ставите «галочку» где просят

Зачем это нужно бизнесу?

Чтобы уменьшить риски. Администрации vc.ru точно не понравится, если пользователи массово начнут публиковать экстремистские материалы или воровать друг у друга материал. Ведь такие нарушения закона могут привести и вовсе к блокировке ресурса, что для такого бизнеса фатально.

Потому в правилах пользования указаны все нужные запреты на такие действия. Предусмотрен и механизм модерации контента, чтобы на такие случаи оперативно реагировать и не нести ответственности. Конечно, всю ответственность на пользователей перенести нельзя, ведь есть еще требования закона по этой части. Но в пределах допустимого обезопасить себя можно.

Это касается не только подобных vc.ru платформ. Любой сайт обладает определенной информацией и техническими возможностями, из которых и вырастает пользовательский опыт. И чтобы он был понятен всем сторонам и был регламентированным, нужно составлять пользовательское соглашение.

Можно ли обойтись шаблоном пользовательского соглашения из Интернета?

Никто вам не запретит так сделать. Для тех же лендингов с временным продуктом шаблонного документа может хватить. Но как минимум придется его редактировать под ваш продукт, убирая лишнее и даже что-то дописывая. Универсального шаблона на все случаи не существует.

Однако это история далеко не для всех, ведь чем сложнее ваш информационный продукт, тем и важнее роль пользовательского соглашения. Ведь если какие-то ситуации не учесть в договоре с пользователем изначально, при потенциальном споре выдумать под это правило уже не выйдет. Тем более сам шаблон может не учитывать актуальные требования закона, и тогда проблемы могут возникнуть с регуляторами.

Приведем кейс из работы нашей фирмы. Нами было составлено пользовательское соглашение для сервиса gopractice.ru. В этом документе пришлось учесть наличие информационных продуктов, корпоративных пользователей и наличие отдельных курсов.

Что это подразумевает? Появляются вопросы с пользованием этих объектов, оплатой за их пользование, и как регулируются случаи нарушений авторских прав. Разный статус пользователей и вариативность продуктов также необходимо учесть в тексте соглашения, чтобы потенциальных споров с пользователями было меньше. Или же чтобы было понятно, что нужно делать.

В этом случае обойтись бесплатным шаблоном точно не вышло бы с учетом специфики сервиса.

Что нужно для составления пользовательского соглашения?

Разберем основные шаги, что применимы повсеместно.

Шаг первый – погружение в специфику бизнеса

Основа для документа везде похожая, но дьявол кроется в деталях. И чтобы эти детали понять и учесть в тексте документа нужно понимать продукт клиента. Погружение в бизнес-процессы и особенности здесь позволит понять возможные риски и возможности минимизировать через соглашение.

Стоит понять то, как пользователь взаимодействует с сайтом и что при этом происходит. Например, может ли пользователь пользоваться материалами онлайн-курса после его прохождения? Или может ли участник такого курса рекламировать свои услуги в общем чате? Однозначного ответа здесь нет.

За одно, когда вы лучше понимаете бизнес-процессы, вам куда проще общаться с заказчиком. Ориентация на клиента помогает не только в продажах, но и в юридической практике. Ведь это делает итоговый результат куда качественнее.

Особенно это нужно в случаях, когда бизнес заказчик, скажем так, не типичный. Сейчас у нас в процессе составление пользовательского соглашения для компании, что работает с цифровыми финансовыми активами. Не частая история на рынке и здесь нужно понимать, что вообще такое ЦФА. По этой причине многие юристы до нас отказались им помогать. Но с погружением в специфику бизнеса становится куда легче понять, что же стоит учесть в итоговом документе помимо требований закона.

Шаг второй – определяем основы документа

Чтобы не раздувать соглашение гигантскими формулировками, лучше сразу в начале обозначить основные термины и определения. Вернемся к примеру с vc.ru, в соглашении которого в начале видим следующее:

Как составить пользовательское соглашение

Вместо того чтобы по всему документу упоминать сам сайт, его содержимое и пользователей во всех деталях, лучше просто в начале сформулировать нужные сокращения. Это повышает читаемость документа и упрощает его составление, потому от этого выигрывает как читатель, так и составитель.

Также важно правильно определить предмет соглашения – то, на что оно распространяется. У компании может быть ряд отличающихся продуктов, причем не обязательно все должно находится на одном сайте. Могут быть использованы и субдомены для их разделения. И потому важно понимать то, на что все же распространяется соглашение – конкретный сайт и его содержимое.

Шаг третий – определяем условия использования сайта

О чем говорили выше, тут прописываем все разрешенное и запрещенное. Необязательно прописывать все детально в первом случае, ведь во многом это интуитивно понятно исходя из технических возможностей сайта. Для этих целей можно написать про функционал сайта и то, на каких условиях пользователей может с ним взаимодействовать.

Возможные ограничения стоит прописать в зависимости от рисков. Например, участникам онлайн-курса нельзя скачивать учебный материал и передавать третьим лицам. Но для себя они могут его использовать спокойно.

Таких ситуаций может быть много, но нам главное охватить самые распространенные и важные. И по возможности сделать это не заполняя соглашение ненужными деталями. Лучше стремиться к разумной абстракции, что была бы применима больше, чем к одному случаю из ста.

Шаг четвертый – обращаем внимание на интеллектуальную собственность

Сам сайт – это результат интеллектуальной деятельности (РИД). Причем он выступает как компиляция из таких объектов: текста, графических элементов, аудио, программ. И в соглашении стоит дать понять, как стоит относиться к содержимому сайта и что произойдет в случае нарушения этих условий.

Например, в пользовательском соглашении GoPractice за несанкционированное предоставление доступа третьим лицам к материалам сайта предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей за каждый такой случай. Так владельцы бизнеса стремятся обеспечить защиту своего РИД, и это повсеместная практика.

Но хотя штрафы есть почти везде, все же случаи нарушений могут отличаться. И потому основные возможные нарушения при взаимодействии с РИД стоит проанализировать и прописать отдельно.

Шаг пятый – определяем порядок разрешения споров

Лучше дело до суда не доводить, и с помощью пользовательского соглашения это можно предусмотреть. Можно указать на необходимость досудебного порядка, например – путем направления досудебной претензии или проведением переговоров. Большинство разногласий можно разрешить таким путем, и лучше предусмотреть это в соглашении с указанием адреса направления претензии.

Крупные компании к этому пункту относятся даже с особым трепетом. Например, в пользовательском соглашении Steam подробно описан порядок разрешения разногласий вне суда, а также содержатся правила проведения арбитража для разрешения спора сторон.

Шаг шестой – прописываем условия изменения соглашения и указываем реквизиты

Это завершающие положения договора, что позволяют вам в будущем внести в него необходимые правки. Однако это действие тоже должно быть регламентировано – что может быть изменено, что нельзя изменять, нужно ли пользователям повторно соглашаться с документом и т.д.

И не забываем про указание всей необходимой юридической информации о стороне договора, т.е. владельце сайта. По традиции подготовки таких документов их указываем в конце.

Следуя этим шагам и опираясь на примеры соглашений аналогичных бизнесов, можно составить пользовательское соглашение и своими силами. Но это не быстрое дело, и от качества составления документа зависит и возможность уменьшить потенциальные риски для бизнеса. Потому такую задачу обычно доверяют юристам с опытом, что сделают эту задачу эффективнее и быстрее.

Если ищите таких юристов, то пишите. Будем рады помочь.

Чтобы не упустить важные новости, рекомендую подписаться на наш телеграм-канал Bodilovskiy&Partners.

2
1 комментарий

Очень круто! Спасибо большое за статью

2
Ответить