Защита интеллектуальных прав при дистрибуции турецких брендов

О юридических тонкостях во взаимоотношениях с турецкими поставщиками товаров и нюансах, касающихся защиты интеллектуальной собственности при дистрибуции турецких марок на российском рынке, рассказывает Александр Костров, генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП).

Александр Костров
генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП)
Защита интеллектуальных прав при дистрибуции турецких брендов

Под влиянием санкций российские бизнесмены вынуждены искать альтернативы европейским товарам в дружественных странах, в частности такой страной является Турция. Она входит в Таможенный союз ЕС, поэтому турецкие товары производятся с соблюдением всех норм Евросоюза, и сходны с европейскими аналогами по качеству, при этом цены на них даже более доступные.

Перечислю категории товаров, которые могут быть интересны для импорта - продукты питания, одежда и домашний текстиль, бытовая химия, косметика и средства личной гигиены, корма для домашних животных.

Однако до заключения международного контракта с турецкими поставщиками важно выяснить, каким образом иностранные производители собираются защищать бренд и интеллектуальную собственность своей продукции. Если турецкие партнеры не придают этому большого значения или не знают своих прав в РФ, следует уделить время на разъяснение российского законодательства и убедить их в необходимости выполнения определенных юридических процедур.

Всегда существует риск, что после того, как российская компания начнет вкладывать собственные средства в узнаваемость бренда и официально распространять продукцию по различным каналам продаж, появятся недобросовестные конкуренты, которые по заниженным ценам будут реализовывать контрафакт или товар ввезенный с нарушением таможенного законодательства.

Юридические процедуры по защите интеллектуальных прав

1. Регистрация товарного знака

Товарный знак нужен для того, чтобы придать индивидуальность производимым товарам. Его применение и регистрация имеет большую потребительскую и коммерческую ценность для правообладателя.

Регистрация ТЗ занимает от полугода до 8 месяцев. Законодательство РФ охраняет товарный знак 10 лет.

Данные о товарном знаке размещаются на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (Роспатент). С момента, когда эти сведения опубликованы, все субъекты гражданского оборота считаются уведомленными об исключительном праве на товарный знак.

Защита прав на товарный знак регулируется Гражданским кодексом РФ, ее могут проводить либо сам правообладатель (представитель правообладателя по доверенности), либо лицензиат по исключительной лицензии (ст. 1254 ГК РФ).

2. Регистрация товарного знака в ТРОИС

Товарный знак необходимо внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. (ТРОИС). Именно на ТРОИС ориентируются таможни ЕАЭС при пресечении ввоза товаров, нарушающих интеллектуальные права, в том числе поддельных товаров и категории «параллельного импорта».

Чтобы предотвратить попадание контрафактных товаров на территорию России, следует также вносить товарные знаки в таможенные реестры Казахстана, Беларуси и Армении.

Заявление обычно рассматривают в срок от 1 до 3 месяцев. Проверить сведения о включенных в реестр объектах можно на сайте ФТС России.

Для эффективного контроля следует не просто включить товарный знак в ТРОИС, но и активно взаимодействовать с таможней. Например, следует направлять информацию в таможенные управления о случаях нарушений и нелегальных импортерах, о которых вам стало известно.

При регистрации товарного знака в ТРОИС, Федеральная таможенная служба (ФТС) внедряет механизмы контроля и пресекает любые попытки ввоза в Россию контрафактной продукции и товаров по параллельному импорту.

Если ФТС обнаруживает какие-либо признаки импорта зарегистрированной в ТРОИС продукции юридическим лицом, которое не уполномочено заниматься дистрибуцией этого товара на территории РФ, выпуск товаров приостанавливается и в случае подтверждения факта незаконного ввоза продукции, она конфискуется.

3. Заключение лицензионного договора на использование товарного знака

Лицензионный договор предоставляет возможность лицензиару (обладателю исключительного права на товарный знак) пользоваться результатами интеллектуальной деятельности в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (ст. 1489 ГК РФ)

Лицензия может быть исключительной – без сохранения за лицензиаром права выдачи другим лицам или неисключительной – когда правообладатель оформляет несколько лицензий для разных компаний или бизнесменов.

Лицензионный договор регистрируется в Реестре Роспатента РФ в сведениях о товарном знаке. Передача товарного знака по лицензии возможна на неограниченный срок, но не более срока действия права на товарный знак.

4. Получение доверенности на защиту товарного знака

Доверенность является более простым документом, чем лицензионный договор, но не уступает ему по эффективности. Доверенность не требует обязательной регистрации в Реестре Роспатента РФ и удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля. Достаточно простой письменной формы.

Нюансы подготовке доверенности:

  • Российской компании (официальному представителю) необходимо указать полномочия по предоставлению интересов турецкого производителя в Управлении Федеральной антимонопольной службы, в правоохранительных органах, органах прокуратуры, нотариальных органах, Федеральной таможенной службе, арбитражных судах и судах общей юрисдикции. По практике, в мировых судах невозможно защитить права компаний.
  • Наряду с российской компанией, рекомендуется указывать данные конкретных физических лиц, которые будут осуществлять те или иные действия от лица доверителя.
  • Доверенность обязательно должна быть на русском языке, но может быть двуязычной на турецком и русском.
  • Если доверенность на двух и более листах, то она сшивается.
  • Подписывается только уполномоченным руководителем турецкой компании.

Защита интеллектуальных и гражданских прав

При осуществлении контроля за происхождением, ценами и качеством товаров, официальным представителем могут производиться контрольные закупки и экспертиза продукции, купленной в интернет-магазинах, маркетплейсах и в оптово-розничных офлайн-магазинах.

Факты, указывающие на возможное нарушение интеллектуальных прав:

  • На продаваемых товарах бренда отсутствует русскоязычная этикетка с маркировкой ЕАЭС с указанием информации об импортере и поставщике.
  • На упаковках продукции имеется заводской штамп всего одной даты – даты срока годности. В то время, как на упаковках товаров, идущих на экспорт, должен обязательно содержаться заводской штамп двух дат: даты изготовления и даты срока годности.
  • Продажа продукции производится по цене себестоимости импортера или ниже, что указывает на нарушения в части таможенного оформления и уплаты за товар налогов и таможенных пошлин.

В соответствии со своими полномочиями по лицензионному договору или доверенности, российская компания имеет право подавать судебные иски к нарушителям (ст. 1515 ГК РФ).

Правообладатель или его официальный представитель могут потребовать вывести из оборота и уничтожить контрафактные товары, этикетки и упаковки, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним обозначение (за счет нарушителя). В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель может потребовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток и упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним обозначения.

Правообладатель или его официальный представитель могут также потребовать от нарушителя выплаты компенсации, с целью возмещения убытков:

1. В размере от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется на усмотрение суда);

2. В двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. Стоимость определяется, исходя из цены, которая обычно назначается за правомерное использование товарного знака.

При отсутствие лицензионного договора или доверенности на представление интересов правообладателя, российская компания имеет право обратиться за защитой своих прав, а не исключительных прав на товарный знак бренда.

1. В части защиты прав в административном порядке, официальный представитель может установить нарушителя (лицо, которое своими действиями ограничивает конкуренцию), и собрать соответствующие доказательства. Далее подать жалобу в УФАС России и его подразделение по субъекту в Российской Федерации. Кратко порядок действий выглядит следующим образом:

  • Официальный импортер раскрывает данные бухгалтерии, согласно которой товар куплен за 1000 рублей, оплата пошлин – еще 200 рублей, продажа за 1500 рублей, оплата налога условно 100 рублей. Итого прибыль - 15%. Конкуренты продают на 15% дешевле, то есть как минимум в ноль. Это демпинг и ограничение в конкуренции, так как для того, чтобы составить конкуренцию, официальный представитель должен продавать товар без прибыли, что противоречит природе предпринимательской деятельности.
  • Также нужно получить письмо производителя о том, что для России минимальная продажная цена условно 1500 рублей.

При установлении такого конкурента, в целом, такая позиция имеет определенные шансы защитить ваши интересы.

2. Касательно защиты прав по уголовному направлению, российская компания имеет право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о неуплате налогов (ст. 199 УК РФ, минимальная сумма неуплаченных налогов – 15 млн рублей) или о неуплате таможенных платежей (ст. 194 УК РФ, минимальная сумма – 2 млн рублей).

Между тем, в соответствующих обращения должны содержаться конкретные сведения о лице, которое может быть причастно к совершению противоправных действий, возможных каналах ввоза товара, размере партий и неуплаченных платежей, что требует предварительной подготовки доказательной информации и проведения проверки надлежащим образом.

Почему важно заботиться о защите интеллектуальных прав?

В качестве официального представителя турецкого бренда вы:

  • Способствуете развитию своего бизнеса, вкладываете собственные средства в продвижение торговых марок партнеров, следите за деловой репутацией и отвечаете на жалобы конечных потребителей.
  • Устанавливаете единое ценообразование, что позволяет корректно представить товар в своей ценовой категории.
  • Защищаете права интеллектуальной собственности и блокируете распространение на рынке контрафактных и неоригинальных товаров.
  • Выстраиваете грамотное взаимодействие с турецкими поставщиками и содействуете развитию долгосрочного бизнес-сотрудничества.
33
Начать дискуссию