Как ругаться, чтобы не получить статью за оскорбление

История кота Леопольда про «Давайте жить дружно» в реальном мире работает не всегда. В порыве злости или истерики наговорить собеседнику можно всякого.

Одно дело, если ругаешься с другом, с которым легко помириться и забыть, другое — когда есть вероятность получить исковое заявление. Приятного мало в обоих случаях, поэтому стоит знать, как выражать негодование, минуя административный штраф за оскорбление.

Что такое «оскорбление» de jure

Большинство людей причисляет к оскорблению любые обидные высказывания. Так для кого-то обсценные выражения — это норма, а кто-то не готов мириться с, казалось бы, литературными выражениями вроде альфонса или козы.

Оскорбление в юридическом понимании определено в статье 5.61 КоАП России:

«Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Чтобы речевой акт был квалифицирован как оскорбление, он должен отвечать трем основным требованиям:

  • адресованность конкретному лицу;
  • значение унизительной оценки лица;
  • неприличная форма.

Что касается неприличной формы, то эксперты однозначного ответа дать не могут, так такого понятия в лингвистике не существует, как и нет объективных критериев «неприличности».

Ученые классифицируют лексику с точки зрения неприличности/инвективности/оскорбительности по-разному, отсюда возникают и множетвенные трактовки, когда любой инвективе, то есть резкому выступлению против кого-то, приписывают неприличную форму.

Обычно для решения вопросов по делам об оскорблении назначают лингвистическую экспертизу, которая на основании методики должна установить и неприличную форму, и адресованность, и значение унижения. Проблема осложняется тем, что у лингвистов есть несколько подходов к определению неприличности.

Типовые методики

До 2016 года специальной методики решения экспертных задач по делам об оскорблении не было, и эксперты обращались к типовой методике лингвистической экспертизы ЭКЦ МВД.

Эта методика считается универсальной, но плохо подходит для решения вопросов по делам об оскорблении, так как не содержит понятия неприличной формы и ориентируется на данные толковых словарей. То есть эксперты не устанавливают наличие неприличной формы, а описывают характеристики слова по словарным пометам «обсценное», «неприличное», «матерное», «нецензурное», которые в разных словарях могут не совпадать.

В 2016 году появилась частная методика Минюста, которую разработали специально для решения экспертных задач по делам об оскорблении.

По этой методике высказывание имеет неприличную форму, если относится к:

  • обсценной (матерной, нецензурной) лексике. При этом единого перечня таких слов и выражения пока нет, но к ним точно относятся четыре общеизвестных слова и их производные;
  • лексике с сексуальной, экскреторной семантикой — так называемой семантикой «телесного низа».

Обе методики активно используются экспертами, отсюда бесконечные противоречия в заключениях и обвинения экспертов в субъективности и необоснованных выводах. Но что делать обычному человеку или правозащитнику, что сократить риски и не получить штраф?

Чтобы никого не оскорбить

Если в конфликтных ситуациях вы не всегда в состоянии корректно подбирать слова, помните о нескольких правилах:

  • используйте меньше экспрессии, избегайте откровенно обсценных (=матерных) слов и оценок «ниже пояса»,
  • исключите обращения, адресные и персонализированные оценки,
  • используйте семантику порицания, а не унижения,
  • попробуйте выразить свою мысль с помощью метафоры или языковой игры.

Конечно, в запале тяжело помнить о правилах и рекомендациях, и слова часто опережают мысли, но так вы если не избежите обиды, то минимизируете риски судебного разбирательства.

Если дело все-таки заведено и лингвистическая экспертиза проведена, то обратите внимание на:

  • методику. Методика — это гарант проверяемости и объективности исследования. Без методики или с использованием «авторских методов» не может быть проведена ни одна экспертиза;
  • поставленные вопросы. Вопросы для эксперта должны быть корректными и соответствовать компетенции эксперта. Ни один лингвист не может квалифицировать высказывание как оскорбление, так как это компетенция юристов. Лингвист может установить неприличную форму, адресованность и коммуникативную цель.

Важно оценить, насколько полно и грамотно эксперт проанализировал спорные высказывания, определил значения слов, проанализировал контекст и форму выражения. Если при самостоятельной оценке заключения, возникают вопросы, стоит обратиться за консультацией к другому эксперту или заказать рецензию.

22
2 комментария

попробуйте выразить свою мысль с помощью метафоры или языковой игры.Ваша статья полезна как в бане пассатижи.

Так норм )))

3
Ответить

как можно оскорбить не адресовывая :/

Ответить