Грузоперевозки из России в Китай

Грузоперевозки из России в Китай

Грузоперевозки и санкции. В результате санкций в 2022 г. объем импорта через запад снизился почти на 40%, однако суммарно объем грузоперевозок практически остался на уровне 2021 г. Логистические компании искали новые маршруты, перестраивали свои транспортные цепочки.

Так, согласно Минтранспорту, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. снижение показали железнодорожный, воздушный и трубопроводный транспорт (-4%, -59% и -6% соответственно), а автомобильный и морской показали рост (+0,3% и +20% соответственно).

По данным Росстата в 2023 г. по сравнению с 2022 г. объем грузоперевозок также практически не изменился: снижение показали по-прежнему железнодорожный, воздушный и трубопроводный транспорт (-0,1%, -23% и -1% соответственно), а автомобильный и морской снова увеличились (+0,1% и +20% соответственно).

Россия и Китай. Китай стал одним из главных направлений, куда Россия перенаправила свой грузопоток. Этому в том числе способствуют снятие ограничений после пандемии и увеличение товарооборота между странами.

Товарооборот Китая и России увеличивался на 30% в 2022 г., достигнув 190 млрд долл. В 2023 г. рост продолжился (+26% до 240 млрд долл.). Прогнозируется рост товарооборота России и Китая в 2024 г. до 275–300 млрд долл.

Экспорт продукции АПК из России в Китай увеличился на 63%. За 10 мес. 2023 г. Россия экспортировала продукции АПК в Китай на 6,2 млрд долл. (на 63% больше, чем за 10 мес. 2022 г.). В первую очередь экспортируется масложировая продукция (растительные масла, майонез), мороженая рыба (минтай, сельдь, камбала) и морепродукты, зернобобовые (соевые бобы, горох, рапс).

Что еще экспортирует Россия в Китай. Помимо основных групп экспорта (топливо, древесина, руды, металл) Китай также активно закупает зерно, муку, кондитерские изделия, шоколад, мед.

Отменен запрет поставок свинины в Китай. В сентябре 2023 г. снято ограничение на экспорт свинины из России в Китай. Поставки планируются с середины 2024 г., т. к. для начала поставок производителям необходимо закрыть определенные фитосанитарные требования. Ежегодно Китай импортирует 2,5–3 млн тонн свинины, а производит - более 55 млн тонн. Заняв даже 2–5% рынка в импорте свинины в Китае, Россия может в перспективе экспортировать туда 60–150 тыс. тонн свинины ежегодно.

Автотранспорт не лидирует в структуре перевозок в Китай, но есть предпосылки для его развития. Сейчас доля автотранспорта в грузообороте с Китаем находится на уровне 10-20%, все остальное приходится преимущественно на ж/д и морские перевозки. Однако есть предпосылки для увеличения перевозок автотранспортом:

  • недостаток ж/д вагонов для перевозки продуктов питания; продавцы как альтернативу рассматривают автоперевозки;
  • реконструкция пропускных пунктов (в перспективе планируется увеличить пропускную способность пунктов до 4 400 грузовиков в сутки);
  • постепенное открытие автомобильных пропускных пунктов после ковидных ограничений, увеличение пропускной способности.

Международные грузоперевозки по Дальневосточной железной дороге за 2023 г. увеличились на 24% до 14,7 млн тонн. Дальневосточная ж/д располагается на территории Хабаровского, Приморского краев, Республики Саха (Якутия), Амурской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области. Лидирует погранпереход «Гродеково-Суйфэньхэ» (Приморский край), через него перевезли за 2023 г. 8,2 млн тонн грузов.

Грузооборот морских портов Дальнего Востока за 2023 г. увеличился на 4% по сравнению с 2022 г. Крупнейшие порты – Владивосток, Восточный, Ванино, Находка, Посьет. Больше всего грузов проходит через порты Приморского края (почти 65%). При этом с переориентацией потоков на Восток увеличилось количество значимых проектов по модернизации, реконструкции и строительству инфраструктурных объектов. Например, некоторые из них:

  • реконструкция гидротехнических сооружений Корсаковского порта;
  • увеличение контейнерного оборота Владивостокского порта, а также строительство транспортно-логистического узла;
  • строительство морских портов «Аврора» и «Суходол» в Приморском крае;
  • строительство терминалов «Вера» и «Коулстар» и др.

Кто еще кроме Китая?

Транспортный путь МТК «Север-Юг» уступает Азово-Черноморскому направлению, но активно развивается. МТК «Север-Юг» — это международный транспортный коридор, который проходит по суше в обход Суэцкого канала через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индию, страны Персидского залива. Для сравнения: в 2022 г. по морю перевезено 286 млн тонн грузов, по МТК – 14 млн тонн; в 2023 г. по морю – 300 млн тонн (+5%), по МТК – 17 млн тонн (+24%). МТК «Север-Юг» позволит не только доставлять грузы быстрее, чем через Суэцкий канал, и увеличить торговый оборот со странами-партнерами, но и развивать экономику СКФО.

Спрос на контейнерные перевозки со странами БРИКС (кроме Китая) есть, но пока робкий. Сейчас в товарообороте с Россией Индия, Бразилия и ЮАР занимают суммарно всего 2,8%, однако сотрудничество между странами усиливается, а объем торговли постоянно увеличивается.

Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции из России в Китай по кодам ТН ВЭД

Информация об экспорте и импорте продукции по кодам ТН ВЭД публикуется на официальной сайте ФТС (https://customs.gov.ru/statistic). С февраля 2022 г. ФТС приостановила публикацию статистики по экспорту и импорту. В марте 2023 г. ФТС возобновила публикацию данных по импорту и экспорту, но частично (по товарным группам). Таким образом, объем экспорта за 2022-2023 гг. составлен с учетом других источников информации, доступных на данный момент, и наиболее подходящего кода ТН ВЭД для продукции.

Грузоперевозки из России в Китай

Экспорт зерновой продукции осуществляется в основном через сухопутные погранпереходы (через Монголию и Казахстан), по железной дороге и автотранспортом (10-20%), а также через порты Дальнего Востока.

Сухопутным поставкам зерна из России в Китай способствует создание зернового хаба. Проект предполагает создание сети линейных элеваторов вдоль Транссиба (Бийск, Белово, Тюмень, Курган и Омск). Оборот каждого из них будет на уровне 500 тыс. тонн в год.

Грузоперевозки из России в Китай

Преимущественно масло экспортируется в Китай через морские порты Санкт-Петербурга или Владивостока. Ж/д и автоперевозки осуществляются в основном через Манчжурию (Забайкальск), Хэйхэ (Благовещенск), Суйфеньхэ (Пограничный).

Грузоперевозки из России в Китай

Наиболее качественной считается рыбная продукция, которая отправляется судами напрямую из порта в порт. Автотранспортом и ж/д мороженая рыба перевозится в специальных рефрижераторах.

Грузоперевозки из России в Китай

Команда компании ABN-CONSULT.

Начать дискуссию