“Нет, переводите на Тинькофф” - как авторы каналов отказываются соблюдать правила маркировки рекламы и что с этим делать

“Нет, переводите на Тинькофф” - как авторы каналов отказываются соблюдать правила маркировки рекламы и что с этим делать

В этой статье расскажем про реальный опыт закупки рекламы в Telegram-каналах после введения штрафов по маркировке интернет-рекламы. Насколько реально соблюдать требования законодательства и продолжать закупать посевы в современных реалиях?

На связи команда VIX Law Firm, мы специализируемся на юридической поддержке digital-агентств и интеллектуальной собственности. Мы регулярно составляем и проверяем рекламные договоры, помогаем разобраться в тонкостях маркировки рекламы.

Итак, в чем проблема?

С 1 сентября 2022 года были внесены изменения в закон “О рекламе”, которые ввели требования по маркировке Интернет-рекламы, а с 1 сенября 2023 года за несоблюдение данных требований ввели административную ответственность (штрафы).

Первое время никого не штрафовали, но потом появились первые случаи, когда за отсутствие пометки “Реклама” или токена Erid владельцев каналов привлекли к административной ответственности и оштрафовали: на 300 000 руб.(почитать можно тут) и на 2 000 руб. (и тут).

Все это побудило участников рекламного рынка серьезнее относиться к требованиям о маркировке и соблюдать правила, чтобы не попасть под штрафы, размер которых при отсутствии полной маркировки может достичь 1 000 000 руб.

Чтобы правильно промаркировать рекламу необходимо заключить договор и проводить платежи за нее официально, но вот незадача, этого должны хотеть обе стороны рекламной интеграции: рекламодатель (его агентство) и рекламораспространитель, а очень часто владельцы каналов и сообществ попросту отказываются заключать договоры, официально проводить платежи и регистрироваться в качестве самозанятых/ИП для снижения налоговой нагрузки с рекламодателей.

И что теперь, не закупать рекламные посевы и нативную рекламу?

Конечно нет, варианты достижения компромиссов есть и в этой статье мы их подробно разберем.

Начнем с разбора причин, почему же владельцы каналов и сообществ не хотят официально продавать рекламу.

1. Не хотят платить налоги с рекламных платежей

Плата за размещение рекламы - ничто иное, как доход. А доходы облагаются налогом. Физические лица без статуса самозанятого или ИП платят налог 13% (30% для нерезидентов РФ).

Вопреки разным убеждениям заключать договор и проводить оплату физическим лицам без статуса самозанятого и ИП юридически возможно, но для компаний и индивидуальных предпринимателей это неудобно. Дело в том, что при оплате физическому лицу компания/ИП становится его налоговым агентом и обязана удержать налог (НДФЛ), начислить страховые взносы и подать соответствующую отчетность.

Если физическое лицо имеет статус самозанятого или зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, то налог будет уже меньше: для самозанятых - 6% при получении оплат от юридических лиц/ИП и 4% от оплат от других физических лиц, для ИП - в зависимости от выбранной системы налогообложения и региона регистрации. Налоги в этом случае платит сам самозанятый/ИП.

Принимать оплаты на карты и не платить с них налог, конечно, удобно, но рано или поздно такую операцию могут заблокировать банки и запросить основание для перевода (а это и есть договор или оферта). Если для владельца канала продажа рекламы это постоянный доход, то наименее обременительный способ работать официально и продолжать принимать оплаты на свои карты - это зарегистрироваться в налоговой в качестве самозанятого и формировать чеки с каждой оплаты за рекламу в приложении “Мой налог”.

2. Не хотят усложнять себе процесс продажи рекламы: согласовывать договоры, выдавать чеки, подписывать акты и проч.

Уровень правовой грамотности, к сожалению, все еще остается низким, поэтому далеко не все знают, как правильно заключать договоры, что в них должно быть и любое столкновение с чем-то юридическим вызывает беспокойство.

Опишем пошаговый процесс, как должна юридически проходить закупка рекламы.

Шаг 1: Связаться с владельцем канала и узнать условия размещения рекламы. Рекомендуем сразу уточнить:

  • можно ли будет заключить договор на рекламу с этим владельцем
  • кто будет маркировать рекламу
  • сколько стоит размещение
  • можно ли оплатить рекламу официально (со счета ИП/юридического лица)
  • есть ли у владельца канала статус самозанятого/ИП
  • будет ли удалено рекламное объявление и если да, то через какой период

Да, душно, согласны, но если на берегу эти условия не обсудить, то можно оказаться в неприятной ситуации, что рекламное объявление уже согласовали, деньги перевели, а договор владелец канала принципиально не заключает.

Шаг 2: Заключить договор на размещение рекламы

Договор можно заключить классическим способом, обменявшись сканами в мессенджерах, однако не забудьте прописать в договоре, что вы выбрали такой способ заключения договора и зафиксируйте номера телефонов (или хотя бы ники в телеграм) в качестве контактных данных сторон.

Из менее популярных способов является заключение договора через принятие условий оферты (акцепт). Таким образом в основном продают онлайн-курсы, но для рекламораспространителей с фиксированными тарифами на рекламу это отличный вариант (и подписывать не надо, и заполнять под каждого рекламодателя не надо). Публичную оферту можно разместить в самом канале/сделать доступной по ссылке/добавить в бот.

Шаг 3: Провести оплату по рекламе / не проводить, если реклама бесплатная

Оплата должна пройти между сторонами договора. Если договор заключила компания, а оплату переводит генеральный директор со своей карты - это неверно.

Самозанятые, получившие оплату, обязаны оформить чек в приложении “Мой налог” и прислать его рекламодателю.

Шаг 4: Зарегистрировать рекламу в ЕРИР через ОРД и получить токен (erid)

Как именно это делается подробно расписано в инструкциях ОРД, поэтому тут расписывать не будем.

Шаг 5: Правильно разместить токен (erid) перед публикацией рекламы, разместить рекламу

Токен важно разместить именно так, как указано в рекомендациях Роскомнадзора, они периодически меняются, но хорошо, что в сторону упрощения.

Шаг 6: Ежемесячно подавать отчетность по статистике этой рекламы в ЕРИР через ОРД пока реклама не будет удалена

К сожалению, пока реклама доступна, то по ней приходится подавать отчетность ежемесячно. Если реклама размещена в марте, то отчетность подается до конца апреля и т.д. Не зыбайте это делать, поскольку можно нарваться на штраф.

3. Не хотят “засветить” владельца канала в реестре, чтобы государство знало, кому принадлежит канал

Это желание тоже понятно, поскольку российские госорганы не могут получить информацию о том, кто является владельцем канала (речь о Telegram). Лицом, определяющим порядок использования программного приложения Телеграм Мессенджер является Телеграм ФЗ-ЭлэлСи (Telegram FZ-LLC), поэтому ФАС и РКН могут сколько угодно подавать туда официальные запросы, но ответов, как правило, они не получат.

Поэтому владелец канала может получить официальный штраф только если он сам признается в том, что он владелец, передав данные в ЕРИР при маркировке рекламы, или если его кто-то “сдаст”.

<i>скриншот из ОРД ВК (раздел с добавлением площадки для размещения рекламы)</i>
скриншот из ОРД ВК (раздел с добавлением площадки для размещения рекламы)

Некоторые владельцы каналов предлагают провести оплату официально через доверенных лиц: родственников, посредников, которые имеют статус самозанятых или ИП. Формально рекламодателям и агентствам таким вариантом воспользоваться можно, однако лицо, заключающее договор на размещение рекламы и принимающее оплату за другого человека, несет риск привлечения к ответственности “за все грехи” этого канала, поэтому если вы именно тот, кто помогает владельцам каналов принимать платежи, то задумайтесь, а вам оно зачем?

Резюмируем

1. Если владелец канала отказывается заключать договор, принимает оплату только на карту и не зарегистрирован в качестве ИП или самозанятого, то рекламодателям стоит воздержаться от покупки у него рекламы. Без договора рекламу промаркировать не получится. Шанс, что ФАС и РКН вычислят владельца канала существенно ниже, чем шанс найти рекламодателя (который дает в рекламе ссылки на свои сайты, соц.сети и тем самым “сдает себя с потрохами”).

2. Если владелец канала отказывается заключать договор на себя, но оплату готов принять официально, выдав чек от какого-то самозанятого/ИП, то для маркировки все равно нужен договор, его придется заключить с тем, кому придет оплата за рекламу. Для защиты рекламодателя (его агентства) в таких случаях рекомендуется прописать в договоре заверения, что тот, кому оплачивается реклама, и есть владелец канала и конечный рекламораспространитель.

3. Если владелец канала готов заключить договор, но регистрироваться в качестве самозанятого или ИП категорически не хочет, то работать с ним можно. Однако в договоре должно быть указание, что рекламораспространитель это физическое лицо и рекламодатель (если это ИП/ООО) будет его налоговым агентом. Бухгалтерия рекламодатля заплатит налог и взносы за такого физического лица и подаст отчетность.

4. Если владелец канала и договор готов заключать, и оплату официально принимает, и эффективность рекламы у него хорошая, то с таким рекламораспространителем можно и нужно работать (да и знакомым рекомендовать).

Больше практических советов для digital бизнеса можно найти в нашем telegram-канале. Подписывайтесь!

11
Начать дискуссию