Как подобрать классы МКТУ для своего бизнеса и не разориться на пошлинах

МКТУ - это международная классификация товаров и услуг. Я уже многое рассказала о товарных знаках, но ее несправедливо обошла вниманием. Однако от правильного подбора классов зависит, насколько товарный знак на самом деле будет защищать ваш бизнес. Разберемся, как правильно подобрать классы и не переплатить за лишние.

Как подобрать классы МКТУ для своего бизнеса и не разориться на пошлинах

Для чего нужна МКТУ

Все товарные знаки регистрируются для определенных товаров или видов деятельности. В Международной классификации товаров и услуг они объединены в классы в зависимости от назначения:

  • с 1 по 34 класс - товары;
  • с 35 по 45 класс - услуги.

Есть моменты, которые на первый взгляд могут показаться нелогичными. Например, рыболовные багры и кукольные домики находятся в одном классе МКТУ - 28. Он объединяет игры, игрушки, гимнастические приспособления и спортивные товары.

МКТУ помогает разграничить несвязанные виды бизнеса. Два похожие бренда могут существовать и не конкурировать за счет того, что зарегистрированы в разных классах - покупатели не будут их путать. Яркий пример - косметика “Чистая линия” и мороженое “Чистая линия”.

Как подобрать классы МКТУ для своего бизнеса и не разориться на пошлинах

Как подобрать классы МКТУ

С появлением новых товаров и услуг обновляется и перечень МКТУ. Ориентироваться при подборе стоит всегда на последнюю версию. На сегодняшний день актуальна 12 редакция - ее можно найти на сайте ФИПС.

Классы нужно выбирать в соответствии с видами деятельности, в которых вы работаете или планируете развивать бизнес. Например, для производства одежды подходит 25 класс МКТУ, а для малярных работ - 37.

Очень важно учитывать само деление на товары и услуги. Первые подразумевают, что вы производите и реализовываете что-то сами, второе - по чьему-то заказу. Иначе есть шанс получить бренд, который не будет защищать конкретно ваш бизнес.

Пример. В сентябре прошлого года создатели сериала “Слово пацана. Кровь на асфальте” заключили лицензионный договор с владельцем товарного знака “Слово пацана” - блогером Романом Трофимовым. Лицензия распространяется на 35 и 41 классы МКТУ - они включают услуги по видеосъемке, монтажу, рекламе и др.

Ключевое слово - “услуги”.

Фильмы собственного производства находятся в другом классе - в 9. То есть лицензия в 35 и 41 классах для выпуска сериала просто не нужна.

ВАЖНО! После подачи заявки в Роспатент в нее уже нельзя добавить классы МКТУ. Подумайте не только над тем, чем планируете заниматься сейчас, но и как будет развиваться ваш бизнес в ближайшие годы.

Приведу пример. Ольга открывает салон красоты с маникюром, массажем и услугами косметолога. Для него подойдет 44 класс МКТУ. Еще Ольга планирует выпускать гели для массажа и бальзамы под тем же брендом. Это уже 3 класс МКТУ. Пусть она займется косметикой спустя пару лет, учесть в заявке стоит сразу оба класса. Иначе в будущем придется снова проходить регистрацию бренда в дополнительном перечне - проходить проверку, оплачивать пошлины, ждать несколько месяцев. И не факт, что товарный знак в этом классе не займет кто-то другой.

Однородные классы МКТУ

На рынке есть товары и услуги, которые могут частично дополнять или заменять друг друга. При этом они зачастую находятся в разных классах МКТУ. Например:

  • одежда - 25 класс МКТУ, пошив одежды - 40;
  • алкогольные напитки (кроме пива) - 33 класс МКТУ, пиво - 32 класс;
  • томатный соус - 30 класс МКТУ; томатная паста - 29 класс.

Товары из однородных классов часто стоят рядом на полках в магазинах. Если зарегистрировать товарный знак только в одном из классов и не учесть близкий, вы даете конкуренту лазейку для создания похожего бренда. Покупатели с огромной вероятностью будут их путать и думать, что это продукты одного производителя. То же самое касается связки “товар-услуга”.

Марка бытовой химии Synergetic существует с 2012 года и известна потребителям своей экологичностью. Спустя несколько лет после ее выхода на рынок, появился товарный знак “Синергетик” - уже на русском языке. Его зарегистрировала предпринимательница из Новосибирска для однородной группы товаров - средств гигиены. Возникла путаница, ведь те же самые стиральные порошки находились на одной полке со средствами для дезинфекции.

Владелец бренда Synergetic провел исследование и выяснил, что для покупателей Synergetic и “Синергетик” - один и тот же бренд.

Разногласия с владельцем знака “Синергетик” удалось урегулировать путем отчуждения.

Определиться с однородными классами бывает непросто. Поэтому их подбор можно доверить специалисту в сфере интеллектуальной собственности. Мы подбираем классы МКТУ для товарных знаков и проводим проверку по базам Роспатента бесплатно.

МКТУ и пошлины

Количество выбранных классов МКТУ напрямую влияет на размер госпошлин. Чем больше классов - тем дороже заявителю обойдется регистрация товарного знака.

Вот размеры пошлин:

п. 2.1. - за проведение формальной экспертизы - 2450 руб. до 5 классов МКТУ + 700 руб. за каждый последующий класс;

п. 2.4. - за проведение экспертизы по существу - 8050 руб. за 1 класс МКТУ + 1 750 руб. за каждый последующий класс;

п. 2.11. - за внесение в госреестр и выдачу электронного свидетельства - 11200 руб. до 5 классов МКТУ + 700 руб. за каждый последующий класс;

п. 2.14 - за выдачу бумажного свидетельства - 1400 руб. независимо от количества классов (оплачивается по желанию заявителя).

*суммы указаны со скидкой 30% за электронную подачу документов.

То есть пошлина за регистрацию бренда в одном классе МКТУ со скидкой и электронным свидетельством составит 23 100 рублей.

Часто предприниматели выбирают классы “с большим запасом на будущее”. При этом им приходится оплачивать дополнительные пошлины, а выбранные направления спустя время остаются ненужными.

Если в течение трех лет перечень остается неиспользованным, любое заинтересованное лицо может аннулировать в нем товарный знак и зарегистрировать собственный (ст. 1486 ГК РФ).

Чтобы не оплачивать регистрацию бренда в лишних классах, составьте небольшой план развития на 3-5 лет и выбирайте виды деятельности в соответствии с ним.

Что делать, если в выбранном классе много товаров/услуг, а нужны всего несколько?

Совсем не обязательно регистрировать товарный знак во всем классе МКТУ. Если большая часть перечня вам не нужна ни сейчас, ни в перспективе, можно выбрать только нужные товары или услуги и указать в заявке их.

Товарный знак “Бегом за пирогом” зарегистрирован в двух классах МКТУ - 30 и 43. При этом перечень 43 класса занят не полностью. Например, он не включает пансионы для животных, ясли и дома престарелых - эти виды деятельности просто не нужны владельцу пекарни.

Как подобрать классы МКТУ для своего бизнеса и не разориться на пошлинах

Сокращение перечня видов деятельности внутри класса никак не сказывается на размере госпошлины. Регистрацию в любом случае придется оплачивать за целый класс.

Коротко - рекомендации по подбору классов МКТУ:

  • Определитесь с перечнем услуг и товаров. Это должны быть те услуги и товары, которые вы уже реализуете или планируйте в ближайшие 3-5 лет. Лучше прописать каждый пункт отдельно, так как похожие понятия могут находиться в разных классах.
  • При подборе классов убедитесь, что перед вами актуальная редакция МКТУ. Лучше воспользоваться той, что опубликована в официальных источниках. Например, на сайте ФИПС.

Удобный сервис для первичного подбора классов

  • Если нужные товар или услуга не находятся, изучите описание класса. Например, не в каждом классификаторе получится найти рисовые хлопья. Однако их с уверенностью можно отнести к 30 классу МКТУ, куда входят растительные пищевые продукты, в том числе крупы.
  • Если сомневаетесь, что подобрали нужные классы, не жалейте времени, чтобы обратиться к специалисту и уточнить информацию. После подачи заявки добавить или поменять классы будет уже нельзя.

Если вам нужна консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

34
2 комментария