Могут ли разработчики банковского ПО применять налоговые IT льготы?

Минфин России в письме от 23.01.2024 № 03-03-06/1/4769 повторно разъяснил, что независимые разработчики банковского софта не вправе учитывать доходы от предоставления прав на ПО по лицензионному соглашению в пользу банков, которые используют это ПО при оказании банковских и финансовых услуг другим лицам, при определении 70% квалифицированных доходов в целях применения налоговых IT-льгот.

Ранее такие разъяснения были даны Минфином России в письме от 19.09.2023 № 03-03-06/1/89221, которое вызвало общественный резонанс.

По нашему мнению, подход Минфина не соответствует буквальному и политико-правовому смыслу абзаца 7 пункта 1.15 ст. 284 НК РФ, из которого следует, что в 70% квалифицированных доходов от IT-деятельности не могут включаться доходы от предоставления прав на ПО, если

1) указанные права состоят в получении возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств (далее – Исключение 1);

2) указанные права состоят в получении банковских, финансовых услуг, в том числе услуг финансирования под уступку денежного требования, услуг на рынке ценных бумаг (дилерская деятельность, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), предоставляемых (оказываемых) банками, кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями и иными организациями (далее – Исключение 2).

Полагаем, что Исключение 1 было направлено не на независимых IT-разработчиков, а на платежных операторов, банковских платежных агентов, операторов услуг информационного обмена и иных аналогичных организаций с целью исключить возможность применения IT-льгот к доходам в виде платежных комиссий (за счет подмены договора на лицензионный).

Исключение 2 было также направлено не на независимых IT-разработчиков, а на банковские и небанковские кредитные организации, а также иные организации, оказывающие финансовые услуги, с целью исключить возможность применения IT-льгот к доходам от банковской деятельности / деятельности по оказанию финансовых услуг (за счет подмены договора на лицензионный) высокомаржинальными компаниями, объективно не нуждающимися в государственной поддержке.

Изложенное, в частности, подтверждается системным толкованием законодательства об IT-маневре, устанавливающего ограничения на получение государственной аккредитации в качестве IT-компаний для банков, зависимых обществ банков, выполняющих функции финансовых агентов, небанковских кредитных организаций и некоторых других специальных субъектов (см. например, п. 17 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729).

Распространение письмом Минфина России Исключения 1 и Исключения 2 на IT-компании, разрабатывающие ПО, права на которое могут предоставляться банкам по лицензионному соглашению, на наш взгляд, нивелирует цель введения налоговых IT-льгот как меры поддержки независимых разработчиков.

Несмотря на то, что письма Минфина России не являются обязательными для налогоплательщиков, полагаем, что транслируемая позиция может сопровождаться налоговыми рисками для IT-компаний, которые учитывают доходы от предоставления прав на ПО в пользу банков при определении 70% квалифицированных доходов от IT-деятельности.

В свою очередь, мы продолжаем следить за развитием практики по данному вопросу и будем держать вас в курсе событий.

🔥Enjoy!

Больше полезной информации по налоговому праву в тг-канале Head Of Tax.

Начать дискуссию