💻 Договор на Интернет-рекламу: основные нюансы 💻

Интернет-реклама стала частью практически любого современного бизнеса, поэтому большинство предпринимателей так или иначе сталкиваются с этим. Обращаясь за Интернет-рекламой, Вы рискуете не только быть обманутым контрагентом, но еще и получить претензии со стороны третьих лиц. По этой причине важно знать и понимать нюансы Договора на Интернет-рекламу.

💻 Договор на Интернет-рекламу: основные нюансы 💻

Для тех, кто впервые меня читает, представлюсь. Меня зовут Кутаев Владимир, и я юрист в области сопровождения стартапов и онлайн-бизнеса 👨‍💼 Я очень часто делаю или проверяю Договоры на Интернет-рекламу, поэтому решил собрать все моменты, на которые я сам обычно обращаю внимание.

Природа договора на Интернет-рекламу 📲

Правовая природа любого договора всегда очень важна, поскольку именно она указывает на то, какими нормами законодательства будут регулироваться взаимоотношения сторон. Тот факт, что договор может называться как угодно («Рекламный договор», «Договор лидогенерации», «Договор на рапространение рекламы»), еще не свидетельствует о его правовой природе. Нужно четко определиться с тем, какие положения Гражданского кодекса регулируют само соглашение.

Наиболее разумной и правильной позицией является отнесение Договора на Интернет-рекламу к договорам на оказание возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Исполнитель оказывает Заказчику определенную услугу (например, настройка таргета, размещение рекламного поста), а Заказчик её оплачивает.

Но … есть и удивительно экспериментальные способы квалификации рекламных договоров. Один раз я видел, что размещение рекламного баннера на сайте оформлялось в договор аренды. Здесь, конечно, больше вопросов, чем ответов😱

Бывают и договоры комиссии, и агентские договоры, но всё это, на мой взгляд, от «лукавого», поэтому я рекомендую Вам рассматривать рекламный договор исключительно как договор на возмездное оказание услуг.

На что надо обращать внимание в договоре на Интернет-рекламу 🧐

В Договоре на Интернет-рекламу есть множество различных «подводных камней», которые зачастую зависят от характера самих отношений и вида рекламы. Но есть ряд общих, так сказать, «императивных» условий, на которые я всегда обращаю внимание и рекомендую обращать внимание остальным (это касается как Исполнителей, так и Заказчиков).

Сначала давайте обозначим эти условия, а уже потом пройдемся более подробно по каждому:

  • Предмет договора (подробное описание услуг);
  • Критерий качества услуг и личность исполнителя (можно ли перепоручать оказание услуг);
  • Маркировка;
  • Порядок и размер вознаграждения;
  • Условия расторжения.

В общих чертах вот основные моменты, а теперь давайте детально изучим каждый из них.

💻 Договор на Интернет-рекламу: основные нюансы 💻

Предмет договор на Интернет-рекламу 💼

Я очень часто вижу в рекламных договорах максимально абстрактные формулировки по типу «информационные услуги», «лидогенерация», «продвижение» и т.п. Всё бы хорошо, но только вот за этими словами ничего не стоит.

☝ Необходимо максимально подробно расписывать характер рекламных услуг и порядок их оказания. Если это размещение на какой-то платформе, то следует уточнить наименование платформы, сроки, формы публикации и т.д. ☝

В деле № А65-2912/2017 Заказчик требовал вернуть предоплату по рекламному договору на продвижение сайта. В договоре были достаточно детально прописаны те работы, которые должен был сделать Исполнитель (оптимизация страниц, разметка текста и т.д.), и суд, исследовав сам сайт, пришел к выводу, что работы действительно выполнены не были. А вот если бы в документе было просто «оказание услуг по настройке сайта», то суд бы к такому выводу точно не пришел.

Именно в этом и заключается важность подробного описания услуг. Описание можно оформить в отдельном приложении, техническом задании или сделать в договоре ссылку на какой-то сторонний сервис (например, notion), где оно будет содержаться.

Критерий качества услуг и личность исполнителя 👨‍💼

Под «критерием качества» я понимаю определенное условие, определяющее то, надлежащим образом оказываются услуги или нет. К примеру, если по Договору на Интернет-рекламу оказываются услуги по таргету в Телеграмме, то желательно указать, что при заданном бюджете критерием качестве является, к примеру, приход не менее 20 подписчиков в день.

Подобные формулировки хоть и не являются обязательными, но крайне важны, когда возникает спор между Сторонами и кто-то не хочет платить/возвращать деньги. Если критерий качества не выполняется, то можно указать, что Заказчик имеет право на незамедлительное расторжение договора. И наоборот, если критерий качества соблюдается, то Исполнитель будет вправе требовать оплаты в полном объеме.

Пример такой формулировки
Пример такой формулировки

Что касается личности исполнителя, то тут речь идет о том, вправе ли этот самый исполнитель привлекать третьих лиц. Иногда такие моменты могут казаться очевидными и незначимыми, но на практике я сталкивался с ситуациями, когда Заказчик может быть сильно против привлечения третьих лиц, а Исполнитель не может их не привлекать, потому что так выстроена его работа.

Если Заказчик хочет контролировать участников процесса, а Исполнителю нужно привлекать третьих лиц, то можно сойтись на компромиссной формулировке по типу:

Услуги должны быть оказаны Исполнителем лично. При оказании услуг Исполнитель не имеет право привлекать третьих лиц (соисполнителей, субисполнителей) без согласования с Заказчиком. При этом в случае привлечения таких третьих лиц к оказанию услуг с согласия Заказчика Исполнитель несет ответственность за их действия и результаты услуг, как за свои собственные.

Разумеется, можно прописать и иначе, но данный момент желательно в любом случае проговаривать.

Маркировка 📌

Тут только ленивый не написал, что и как нужно делать. Пожалуй, гайд по маркировке тянет еще на отдельную статью, но я напишу кратко, что однозначно нужно указывать в Договоре на Интернет-рекламу.

В первую очередь, конечно, надо обсудить, кто будет заниматься самой маркировкой, подачей данных в ОРД, получением идентификаторов и отправкой отчетности. Причем обращайте внимание на то, что недостаточно просто получить токен, нужно еще и подать отчетность (акты) в ОРД.

Также желательно проговорить, как сторона, принявшая на себя подобные обязательства, будет их подтверждать перед другой стороной. Это может предоставление данных от кабинета ОРД или скриншоты.

☝ Еще одним важным моментом, который не особо часто указывают в рекламных договорах, является оплата комиссии от ОРД. Нужно детализировать, кто её оплачивает, входит ли она в вознаграждение или считается отдельно. Пока на это не все обращают внимание, потому что еще не все ОРД взимают комиссию, но что-то мне подсказывает, так точно будет не всегда ☝

Еще один пример
Еще один пример

Мой совет – прописывайте данные моменты в договоре, и будет Вам счастье!

Порядок и размер вознаграждения💰

Здесь вообще я очень часто сталкиваюсь с каким-то удивительным договорным безумием. Вроде как это всё ради денег и делается, но люди чуть ли не забывают про данный раздел.

Что важно? Для начала следует понять, из каких частей состоит платеж. Частым явлением для Договоров на Интернет-рекламу является то, что часть переводимых денег – это рекламный бюджет, а другая часть – это непосредственное вознаграждение Исполнителя. Многие просто пишут в договоре, что вознаграждение – 300 т.р., хотя в реальности 200 т.р. идут на рекламный бюджет (тот же таргет), а оставшиеся 100 т.р. идут Исполнителю.

Такие моменты очень важно подробно прописывать в договоре. Я сталкивался с тем, что Исполнителя понуждали к возврату всей полученной суммы по договору, хотя большая часть этих средств была истрачена на рекламный бюджет и чисто физически не подлежала возврату.

Важно описывать и порядок оплаты, поскольку часть средств может переводиться до начала оказания услуг, а часть может оплачивать уже после. Чем детальнее будет описан порядок выплаты вознаграждения, тем больше у сторон будут гарантии исполнения обязательств со стороны контрагента.

💻 Договор на Интернет-рекламу: основные нюансы 💻

Условия расторжения 🤬

Вот здесь помимо очевидных вещей про уведомления о расторжении и сроки желательно прописывать возврат денежных средств. Реклама является достаточно нестабильной сферой, в которой от стороны (как Исполнителя, так и Заказчика) можно ждать отказ в любой момент.

По этой причине желательно указывать, как происходит возврат денежных средств в случае, если одна из сторон отказывается от договора. Пример формулировки:

В случае, если Договором была установлена полная или частичная предоплата, то Исполнитель обязан возвратить Заказчику соответствующую часть уже уплаченных денежных средств в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления соответствующего требования, а в случае, если Спецификацией установлена постоплата, то Заказчик обязуется уплатить Исполнителю вознаграждение, уменьшенное пропорционально фактически неоказанным/ ненадлежаще оказанным Услугам

Вывод 🏁

Какой вывод? Обращайте внимание на мелочи и старайтесь предугадывать все нюансы, которые могут возникнуть в рамках оказания рекламных услуг в Интернете. Здесь есть много «любителей» нарушить чужие права, поэтому всё, что Вы можете сделать – это обезопасить себя договором.

🔥 Если Вам интересно, как с правовой точки зрения защитить свой онлайн-бизнес или IT-стартап, то подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я даю множество полезных лайфхаков по этому направлению и делюсь юридическими материалами 🔥

88
Начать дискуссию