Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Договор наставничества.Что учесть, чтобы не оказаться в суде по делу о возврате или снизить свои финансовые потери

Договор наставничества.Что учесть, чтобы не оказаться в суде по делу о возврате или снизить свои финансовые потери

Большинство наставников, с которыми я сотрудничала, продают свою личную работу и оказывают услуги по +/- одной и той же стандартной схеме:

Этап № 1. Проведение продающего созвона и (или) общение в переписке, где обсуждаются условия предстоящей работы.

Этап № 2. Направление ссылки на оформление рассрочки, чаще всего через посредников (Продамус, Мандарин, Актив кредит, Ресурс Развитие и т. п).

Этап № 3. Оказание услуг в виде проведения онлайн-созвонов, направления каких-то видео-уроков и доп. материалов (редко), направление заданий и их проверка, информационная поддержка в чате.

Если это про вас, то обязательно читайте пост! В конце условия получения шаблона договора от меня.

Итак, эта схема очень небезопасна с юридической точки зрения, когда начинается спор с учеником о возврате.

При этом наличие подписанного договора или принятой оферты вас не спасёт. Это лишь 1 пункт юридической стратегии (легальной), которую вы должны использовать для своей будущей защиты и безопасного сотрудничества с учениками.

Для начала поделюсь личной статисткой по возвратам, чтобы вы поняли, насколько сейчас:

• во-первых, серьёзно и остро стоит проблема возвратов и потребительского экстремизма

• во-вторых, важно работать не просто по договору (это, вроде как, все уже понимают), а по правильной стратегии, которая включает в себя не просто подписание договора или согласие с офертой, а много точечных действий, о которых вы даже не задумываетесь.

Итак, моя личная статистка (обратите внимание, это статистика лишь одного юриста, который оказывает услуги в сфере онлайн-образования):

🔶 за 5 месяцев два моих поста на VC о возвратах открыло 1737 читателей, 1011 из которых дочитали их до конца (без продвижения, исключительно алгоритмы поиска)

🔶 каждую неделю мне поступает от 1 до 5 запросов на услугу по возвратам, 70% из которых не имеют под собой законных оснований "я всё прошёл, но мне не понравилось", "я не получил результата" и т. п.

🔶 каждый второй ученик с запросом о возврате просит написать меня жалобы на наставников во всевозможные органы (Роскомнадзор, ФНС, Роспотребнадзор), чтобы жизнь сладкой не казалась.

Я беру в работу дела о возвратах со стороны учеников в качестве исключения. Только те случаи, которые строго отвечают определённым критериям и где законные основания для возврата действительно имеются.

Однако даже при такой избирательности с моей стороны:

🔶 за 5 месяцев в совокупности я вернула ученикам 1 206 826,88 руб.

🔶 мною было подготовлено 10 претензий, по 8 из которых мы сделали адекватный возврат без суда

🔶 мною был подано 2 иска, по 1 из которых заключили в суде мировое соглашение.

При этом все наставники, которым я направляла претензии, понесли больше финансовых потерь на возврате, чем могли бы, если бы работали по грамотно выстроенной и легальной юридической стратегии.

Достаточно реальной статистики, чтобы задумать о том, что просто кинуть ссылку на рассрочку или подписать шаблон договора, который неизвестно какой юрист и юрист ли составлял ЯВНО недостаточно?

А теперь поговорим о той самой легальной юридической стратегии, которая которая позволит вам чувствовать себя безопасно при продаже любой личной работы.

Юридическая стратегия оказания услуг на наставничестве включает в себя:

№ 1. Грамотную коммуникацию с потенциальными заказчиками до и в процессе покупки наставничества.

До покупки должны быть корректные офферы, соответствующие тому, как в действительности вы будете оказывать услуги и гарантии, за которые вы готовы нести ответственность.

В процессе покупки должна быть:

🔶 возможность идентифицировать в мессенджере заказчика (конкретное лицо), с которым вы договариваетесь

🔶 корректное подписание договора и обмен им с заказчиком

🔶 корректное принятие условий оферты, если в вашем случае можно использовать именно её

🔶 корректное направление ссылки или счёта на оплату с конкретными формулировками

№ 2. Наличие грамотного договора или оферты + формы дополнительного соглашения на внутреннюю рассрочку с графиком платежей (если вы такую планируете предоставлять), которые:

во-первых, разрабатывал юрист:

🔶 которого вы знаете

🔶 который будет готов отстоять этот договор и вашу позицию при возникновении спора

Покупая договор у конкретного юриста, вы можете быть уверены в том, что сможете обратиться к нему в случае возникновения спора.

Договор, происхождение которого вам неизвестно (нашли в Интернете, кинул наставник, дали на курсе), такой возможности и уверенности не даёт.

во-вторых, будут содержать в себе:

🔶 подробное описание состава услуг и сроков оказания услуг

🔶 всевозможным способам оплаты

🔶 порядку возвратов для разных случае в виде конкретной формулы

🔶 критериям качественного оказания каждого вида услуги с вашей стороны (когда онлайн-встреча считается проведённой качественно? когда информационная поддержка считается оказанной качественно?)

🔶и иное.

№ 3. Грамотное построение порядка ведения наставничества.

В порядке оказания услуг не должно быть "дыр". Каждая спорная ситуация должна быть (по возможности) закрыта договором. Если вы не знаете ответ хотя бы на один из вопросов ниже, то поздравляю! У вас есть "дыры", из-за которых вы можете оказаться в суде:

❓Что делать, если заказчик не выполняет задания, а срок наставничества идёт

❓Как лучше согласовывать проведение групповых онлайн-встреч, если часть заказчиков могут в одно время, а часть в другое

❓Что делать, если заказчик не присутствовал на групповой онлайн-встрече, которая была согласована. Услуга ему оказана или нет

❓Моё наставничество предполагает направление видео-уроков и доп. материалов. Доступ к ним лучше предоставить сразу или поэтапно

❓Что делать, когда у меня попросили возврат

Как сказала одна из моих доверительниц, получив бриф для разработки договора: "Я даже и не задумывалась о том, что столько важных моментов я не продумала в своём наставничестве. Спасибо!"

№ 4. Фиксация процесса оказания услуг и принятия услуг по завершению наставничества.

Это нужно на тот случай, если заказчик вдруг решит удалить переписку с вами в мессенджере с обеих сторон, а потом пойти в суд и взыскивать с вас оплату, как неосновательное обогащение.

Как вы в таком случае будете доказывать оказание услуг, если вся коммуникация велась в удалённой переписке? Выкручиваться в такой ситуации будет гораздо сложнее.

Надеюсь, вы поняли, что просто договора или оферты для своей возможной будущей защиты и безопасности недостаточно?

Только правильная юридическая стратегия оказания услуг позволит вам заранее иметь доказательства того:

🔶 с кем велась коммуникация

🔶 на каких конкретно условиях договаривались

🔶 какие услуги оказывались и почему их следует считать качественными и принятыми

Помните, что Ваша юридическая безопасность нужна только Вам, ведь в конечном итоге нести ответственность за заранее незакрытые риски будете только Вы.

На основе своего опыта работы с наставниками, учениками и возвратам я подготовила:

1. Шаблон договора оказания услуг на наставничестве.

2. Инструкцию о том, как правильно выстроить процесс коммуникации с заказчиком от момента покупки и до завершения наставничества (в том числе фиксация оказания услуг).

Документы подойдут не всем, а только тем, кто продаёт и оказывает услуги на наставничестве по определённой модели.

Чтобы я задала уточняющие вопросы и направила условия получения этих документов необходимо написать слово "Наставник" автору поста в личные сообщения.

P.S. Все мои документы, рекомендации и инструкции находятся исключительно в рамках правового поля и позволяют сторонам сотрудничать прозрачно в рамках конкретных договорённостей. Материал для наставников не направлен на ущемление прав заказчиков и защиту недобросовестной стороны.

А чтобы не потерять полезный контакт юриста, приглашаю вас в мой Telegram-канал.

22
6 комментариев

Комментарий недоступен

Следуя Вашей логике, "репетитора" там тоже нет.

А медаль за наставничество есть.

Знак отличия «За наставничество» учреждён Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия „За наставничество“»

Наверное, дело в том, что наставник - это профессионал, который делится своим опытом с новичками. Типовой договор об оказании услуг наставничества можно скачать на сайтах многих государственных учреждений, где весьма подробно объяснено чем занимается наставник, какое ТЗ при этом соблюдается, какие гарантии и обязательства и так далее. Юридически этот термин очень хорошо прописан, и оказывать услуги наставничества может по сути кто угодно в рамках своих компетенций. Называться при этом такой человек будет именно "наставник", а не просто "слесарь", например.

За наставничество могут как доплачивать отдельно, так и нет. Поскольку это просто услуга, которая преследует достижение определенного результата (как и все услуги, кстати) - то она может быть заключена в свободном порядке. Я могу, например, оплатить услуги наставника по строительству бань, при этом не желая становиться профессиональным застройщиком. Просто мне нужно профессиональное мнение, а дальше построю сам.

И если уж душнить дальше, то есть, например, профессия "технолог-наставник" или "капитан-наставник". У них оговорена своя тарифная сетка.
Или Вы настаиваете на том, что надо полностью продублировать и проработать все мыслимые должности с этой приставкой?

Я считаю, нам не помешало бы знать, как защитить себя и свой бизнес от возможных споров.

[]