Как быстро и без ошибок зарегистрировать товарный знак

Подробный гайд по теме

Как быстро и без ошибок зарегистрировать товарный знак

Мы продолжаем говорить о регистрации товарного знака в России. О том, что это крайне важно и защитит ваш бизнес, мы рассказали ранее на примере социальной предпринимательницы Екатерины Матанцевой (а также писали о том, чем грозит отсутствие регистрации). Иными словами, зачем регистрировать товарный знак, разобрались. Осталось понять, как это сделать. Наша инструкция поможет вникнуть в нюансы и составить пошаговый план действий

Итак, регистрация товарного знака (ТЗ) помогает защитить продукт на рынке и отстоять свои права в случае споров с конкурентами или недобросовестными компаниями. Товарные знаки регистрирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. Это ведомство контролирует сферу интеллектуальной собственности в России. Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) проводит экспертизы и принимает документы.

Виды ТЗ: как может выглядеть ваш товарный знак

Создание товарного знака предоставляет обширное поле для творчества: уникальное лицо компании можно представить рынку несколькими различными способами.

  • Самые популярные варианты – словесный ТЗ – слоган или слово или изображение (логотип). Распространен и комбинированный вариант – слова в сочетании с изображением. Кстати говоря, комбинированный знак – самый надежный с точки зрения защищенности. Самые яркие примеры ТЗ – названия и эмблемы марок автомобилей (Volkswagen, Toyota и другие). Или, например, ТЗ торговых сетей («Пятерочка», «Глобус»).
  • Знак-форма – еще один вариант решения ТЗ. В этом случае регистрируется форма товара, или его уникальная упаковка – то, что легко узнаётся потребительской аудиторией и сразу напоминает о бренде. Скажем, всеми нами узнаваема форма бутылки Coca-Cola или коробки Raffaello – с неизменными шариками, облепленными кокосовой стружкой. Товарный знак Toblerone – это не только треугольная упаковка, но и сам шоколад тоже треугольной формы, другого такого нет. Кстати, с этим ТЗ случилась интересная история: в 2023 году мясоперерабатывающий завод «Ремит» направил в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Тоблерон»: компания хотела выпускать под этой маркой колбасу и мясные деликатесы, причем колбасу делать треугольной формы. Чем закончилась эта инициатива, неизвестно.
  • Популярный вариант – регистрация цветового ТЗ, то есть брендирование в собственных цветах. Скажем, это зеленый цвет бренда Сбербанка (причем совершенно конкретный оттенок). В 1998 году «Tiffany & Co» зарегистрировала в качестве ТЗ бирюзовый цвет для некоторых видов своих товаров.
  • Товарный знак может быть также звуковым (допустим, музыкальные позывные у радиостанций или телепередач), тактильным (обычно на товарах для слабовидящих), изменяющимся(мультимедийное изображение).
  • Наряду с перечисленными, существует такая разновидность, как обонятельный ТЗ. Тут есть интересный нюанс: товарный знак не может быть товаром, поэтому, например, компания Chanel не смогла сделать товарным знаком свой аромат «Шанель № 5». Несмотря на эту сложность, товарные знаки, представляющие собой тот или иной аромат, успешно регистрируются во всем мире. Так, натуропарфюмер Наталья Коляго в 2011 году получила первое в России свидетельство на обонятельный товарный знак. Предпринимательница зарегистрировала в качестве ТЗ своего бренда аромат дорогой кожи, считая, что это создаст цепь позитивных ассоциаций у поклонников её продукции.

Что не может быть товарным знаком

Сразу стоит знать, что никак не получится зарегистрировать в качестве товарного знака. Нельзя с качестве ТЗ регистрировать изображения или наименования официальных символов (это гербы, флаги, ордена и так далее). Также невозможно зарегистрировать обозначения, противоречащие морали и общественным интересам. Наконец, вам не разрешат зарегистрировать ТЗ, если он вводит потребителя в заблуждение.

Наконец, есть символы и понятия, известные во всей стране (или в мире) и в каком-то смысле являющиеся достоянием общества. Например, тульский пряник или русский балет. Сделать их чьим-то товарным знаком тоже нельзя.

Кстати, нередко подобные изображения или понятия становятся предметом спора. Так, считалось, что товаром (и, соответственно, понятием) является оренбургский пуховый платок. Однако вязальная фабрика в Орске несколько лет назад смогла запатентовать региональный бренд – и с тех пор успешно выигрывает суды, связанные с ТЗ.

Как проверить уникальность товарного знака

Бывает, в голове крутится мелодия – и кажется, что она взялась ниоткуда. А потом оказывается, что эти «ничейные» звуки уже давно используются в каком-то известном произведении. Подобное то и дело случается и при разработке товарного знака!

Если созданный вами товарный знак окажется похожим на бренд другого производителя, вам не разрешат его зарегистрировать, и все ваши труды будут напрасны. Существуют даже административные штрафы за плагиат (сумма внушительная – до 5 млн рублей).

Выяснить, нет ли в вашем ТЗ каких-то повторений и отсылок к другим брендам, поможет база ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». С этим же запросом можно обратиться в патентное бюро, заказав там услугу проверки на уникальность. Так или иначе, вам необходимо убедиться, что в вашем знаке отсутствует графическое, семантическое, фонетическое и другие сходства с уже существующими ТЗ.

Какие документы нужны для регистрации ТЗ

После того, как вы разработали концепцию и оформление ТЗ, наступает, собственно, момент подачи заявки на регистрацию. С тем, как правильно заполнить все документы, поможет разобраться сайт Роспатента.

В заявке на государственную регистрацию товарного знака нужно будет подробно описать ваш ТЗ: его тип, смысловое значение, элементы, из которых он состоит. Если в знаке использованы аббревиатуры, их нужно расшифровать, если иностранные слова – дать перевод и их значение.

Также при заполнении документа предстоит выбрать, к какому классу (группе) относится ваш товарный знак. Международный классификатор товаров и услуг (МКТУ) содержит 45 групп, по которым разбиты товары и услуги.

В дополнение к этому потребуется согласие на обработку персональных данных.

Сколько стоит регистрация ТЗ

При подаче документов необходимо оплатить госпошлину. На сегодняшний день она составляет 3500 рублей за саму заявку, а также 1000 рублей за каждый из классов МКТУ.

Экспертиза регистрируемого товарного знака стоит 11500 рублей плюс 2500 рублей за каждый из классов МКТУ.

Сама регистрация ТЗ обойдется в 16000 рублей. Еще 2000 рублей понадобится выделить на оформление свидетельства.

При этом подача документов в электронном виде позволит вам сэкономить 30% от названных сборов. Самозанятые, которым с лета 2023 года разрешено иметь собственные товарные знаки, могут получить на регистрацию ТЗ небольшой льготный кредит.

Как подать документы на регистрацию

Существует целых пять способов подачи документов на регистрацию ТЗ.

  • Как уже было сказано, подать документы можно онлайн – через Госуслуги или сайт ФГБУ ФИПС «Федеральный институт промышленной собственности». Однако этот вариант подходит лишь тем, у кого есть электронная подпись.
  • При отсутствии электронной подписи можно распечатать все документы и отправиться в Роспатент лично…
  • … или отправить собранные документы в Роспатент «Почтой России».
  • Ещё один удобный вариант – обратиться в Центр «Мой бизнес» в своем регионе. Здесь предлагают комплексную услугу: вас проконсультируют по формам и видам товарных знаков, помогут разобраться в классах товаров и услуг и в процедуре оплаты госпошлин, подготовят вашу заявку и подадут её в Роспатент.
  • Наконец, можно обратиться в патентное бюро, и тогда регистрацией вашего товарного знака займется патентный поверенный.

Сколько действует свидетельство на ТЗ

Процедура регистрации товарного знака небыстрая, лучше сразу настроиться на срок до полутора лет, если вы проходите бесплатную процедуру, и до полугода, если вы оплатили ускоренный вариант. Полученное вами свидетельство на ТЗ будет действительно в ближайшие десять лет. По его истечении право на ТЗ можно продлить, для этого придется пройти повторную регистрацию. Важно не упустить этот момент, чтобы им не воспользовались ваши конкуренты.

33
Начать дискуссию