Биржевые облигации для малого и среднего бизнеса

Биржевые облигации для малого и среднего бизнеса

Несмотря на рост ключевой ставки, выпуск биржевых облигаций по-прежнему актуален для среднего бизнеса. По сравнению с традиционными кредитами, облигации дают возможность получить финансирование на более длительный срок, без залогов и целевого использования.

Рассмотрим, какому среднему бизнесу доступен выпуск биржевых облигаций.

Не секрет, что в последние годы наблюдается интерес частных лиц к инвестированию, растёт количество открытых инвестиционных счётов и средств на них.

Ставка за привлечение денежных средств посредством облигаций, как правило, выше ставки по кредиту, но взамен можно забыть о залоге имущества и личном поручительстве собственников бизнеса. Срок погашения облигаций как правило выше, чем срок банковского кредита.

И, что самое поразительное, вы удивитесь, на сколько облигации доступнее, чем вам кажется, хотя и обходятся на первом этапе недешево. Во всяком случае компании среднего бизнеса стали регулярно обращаться к нам с этой идеей, да и кейсов по размещению облигаций довольно небольших (от нескольких сотен миллионов до пары миллиардов выручки) компаний - достаточно.

Другое дело, что и чуда не произойдет. Во всем требуется компромисс. В данном случае его придется искать между желанием максимально «оптимизировать» бизнес, максимально обезопасить (в том числе через инструменты владельческого контроля) и привлечь инвестора/ов через облигации.

Есть общий перечень требований к потенциальным эмитентам облигаций:

  • Минимальный размер выручки бизнеса — 120 млн руб.;
  • Минимальный объём выпуска — 50 млн руб.;
  • Соотношение Чистый долг / EBIT (операционная прибыль) не более трех или объём выпуска не более ½ от объёма выручки или валюты баланса;
  • Желательна (но не обязательна) отчётность по МСФО, при отсутствии - заверенная аудитором отчетность РСБУ;
  • Средний темп прироста выручки (CAGR) не менее 10% за последние 3 года;
  • Кредитный рейтинг не ниже уровня ВВ ИЛИ поддержка институтов развития

Биржа может устанавливать дополнительные требования.

Как видите, облигации - это не только про крупный бизнес. В том числе и государство мотивирует прибегать к такому способу финансирования для малых и средних компаний. В частности, предусмотрены субсидии для предприятий МСП (эмитент не должен входить в группу, годовая выручка которой превышает 2 млрд. руб, за исключением, если все компании в группе - субъекты МСП):

  • субсидирование купонного дохода - до 70 % от ключевой ставки Банка России;
  • субсидирование затрат на выпуск облигаций в размере до 2% от объема выпуска, но не более 2,5 млн руб.

Однако, и к юридической структуре бизнеса предъявляются особые требования. Биржа, рейтинговое агентство и инвесторы не хотят, как и банки, принимать «управленку». С другой стороны, нет необходимости всегда идти на поводу у биржи, которая конечно хотела бы по умолчанию видеть бизнес, полностью упакованный в рамках одного юридического лица. В конце концов безопасность владения бизнесом никуда не девается.

На что обратить внимание, если есть желание попробовать силы бизнеса на поле выпуска облигаций:

Должны быть понятные юридические основания, по которым можно объединить несколько юридических лиц из группы компаний, показатели которых учитываются для выпуска облигаций. Например, бизнес работает в рамках нескольких ООО, совокупная внешняя выручка которых 10 млрд.руб. Чтобы заявить объём выпуска 5 млрд. (1/2 от выручки), нужно консолидировать выручку по отчётности.

Если компании зарегистрированы на дальних родственников или «хороших парней», сделать этого не получится.

Такое же требование относится к активам бизнеса - если мы хотим продемонстрировать имущественную стабильность, то владение имуществом должно быть понятным. Соединять все компании в одну нецелесообразно и необязательно, а иногда и невозможно по требованиям законодательства, поэтому часто речь идёт лишь о повышении прозрачности структуры владения.

Срок существования бизнеса не менее 3 лет.

Данное требование относится к компании-эмитенту или ее поручителю (гаранту). Известны случаи, когда для выпуска облигаций создаётся отдельная компания, которая и объединяет на понятных основаниях показатели всей группы компаний. Если у нее будет поручитель (гарант), отвечающий требованиям по сроку существованию, то такая компания может быть эмитентом, при выполнение всех других требований.

Открытость бизнеса и его руководителя. Выпуск облигаций предполагает не только формальные отчёты, но и регулярное «общение» бизнеса с инвесторами, раскрытие планов и перспектив, объяснение рисков и временных сложностей. Если в приоритете скрытое участие в бизнесе - облигации не для вас. Считайте это платой за безопасность.

Права на интеллектуальную собственность, значимые активы должны быть на понятных основаниях закреплены и оформлены. Например, потенциальному инвестору вряд ли понравится компания, которая работает под товарным знаком, оформленным на ИП - собственника. Очевидно, что это несёт риск остановки деятельности компании в случае его гибели и/или искажения её финансовых показателей. Инвестировать в такую компанию будет рискованно.

Официальная доходность бизнеса. Потенциальным инвесторам необходимо продемонстрировать реальную прибыль компании, а не табличку в Exel.

Налоги. В вышеперечисленных обстоятельствах они по законам физики будут стремиться к рекомендуемым значениям ФНС, которые регулярно обновляются в сервисе «Прозрачный бизнес».

реклама
разместить
Начать дискуссию