Какие операции контролирует Закон о противодействии легализации "отмыванию" доходов №115 ФЗ

Полные реквизиты закона: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Цели и сфера применения закона (статьи 1, 2)

Цель (статья 1): Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Сфера применения (статья 2): Регуляция любых отношений, где совершаются операции с денежными средствами и иным имуществом (любые объекты гражданских прав, в том числе криптовалюта), а также сопутствующих им отношений (юристы, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, брокеры и тд.).

Меры противодействия легализации (статья 4)

Чтобы понять, какие операции с денежными средствами и иным имуществом контролирует 115ФЗ, надо разобраться, в рамках чего это делается:

  1. Внутренний контроль (сюда относятся правила внутреннего контроля банков и иных организаций).
  2. Обязательный контроль (осуществляется Росфинмониторингом).
  3. Запрет на информирование клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом о принимаемых мерах противодействия легализации доходов. Исключения: Меры в рамках внутреннего контроля (не все, ведь 115 ФЗ полон исключениями из исключений), блокирование денежных средств, отмена блокирования, приостановление операций и тд.

Операции, подлежащие обязательному контролю

Выделю слово «обязательный», так как будем говорить о суммах и признаках в обязательном контроле. Не путать с правилами внутреннего контроля банков.

Сумма операции больше или равна 1 000 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте, если относится к одному из следующих видов:

  1. Операции в наличной форме. Ограниченный перечень, здесь делается акцент на юридических лиц и иностранную валюту, обычного снятия наличных с карты тут нет, но не обольщаемся.
  2. Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если одна из сторон сделки находится/зарегистрировано в стране, не выполняющей рекомендации ФАТФ.
  3. Операции по счетам, вкладам (Юридические лица или вклады в пользу третьих лиц).
  4. Иные операции с движимым имуществом (ломбарды, страховое возмещение, лизинг, скупка и продажа драгоценных металлов, выигрыши в азартных играх и лотереях, беспроцентные займы от юридических лиц, не являющимися кредитными организациями).
  5. Операции с цифровыми финансовыми активами.

Сделки с недвижимостью. Операции с наличными и безналичными денежными средствами по сделкам с недвижимостью подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 5 миллионов рублей или эквивалентна в иностранной валюте.

Операции, подлежащие обязательному контролю независимо от суммы:

  1. Получение физическим или юридическим лицом перевода из государства, которое содержится в специальном перечне Росфинмониторинга (часть 1.3-1 статьи 6). Перечень секретный.
  2. Если одна из сторон операции входит в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Перечень НЕ секретный.

  3. Снятие физическим лицом наличных денег с иностранной платежной карты (российские карты тоже под прицелом, дойдём и до них).

Любая операция может подлежать обязательному контролю

Подходим к самому интересному. Часть 1.9 статьи 6. Её суть в том, что Росфинмониторинг и Центральный Банк могут определить ЛЮБУЮ операцию, как подлежащую обязательному контролю. Это делается не произвольно, а в соответствии с процедурой. Такая мера существует для оперативной адаптации обязательного контроля к актуальным условиям, когда схемы по легализации и обналичиванию изобретаются в геометрической прогресс.

При определении операции в качестве подлежащей обязательному контролю Росфинмониторинг устанавливает вид данной операции, сумму, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие сведения о данной операции, а также период времени, в течение которого сведения о подлежащей обязательному контролю операции подлежат направлению в уполномоченный орган (но не более 2 лет).

Передача сведений в Росфинмониторинг (часть 4 стать 6)

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в Росфинмониторинг. Для каждого типа организации есть свои особенности, но суть одна: Выявили операцию по критериям обязательного контроля и передали сведения.

В то же время обязанность передаче сведений закреплена и в части 3 статьи 7 (нормы о внутреннем контроле). Суть в том, что в Росфинмониторинг передаются сведения о ЛЮБЫХ операциях, в отношении которых у работников банка или иной организации возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов или просто кажется им подозрительной, так как все перечни открытые и ничто не ограничивает усмотрение работников банков и иных организаций.

Это положения соотносится с нормами об обязанности банков и иных организаций документально фиксировать информацию, полученную в рамках внутреннего контроля. Банки хранит абсолютно все сведения об операциях и в любой момент может передать их Росфинмониторингу или иным государственным органом, соблюдая ограничения, связанные с банковской тайной.

Внутренний контроль

Определение дается в статье 3:

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов — физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ

Сложно? Юристам тоже читать нелегко, юридическая техника — моё почтение. Дальше разбираемся более человеческим языком.

Обязанность разработки правил внутреннего контроля закреплена в части 2 статьи 7. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с требованиями ЦБ или Правительства. Зависит от организации (кредитная или все другие, как правило).

Обращаю внимание на "иные внутренние организационные меры". И снова открытый перечень. Получается, что если правила внутреннего контроля не позволяют что-либо делать, то можно прибегнуть к тем самым "иным мерам" и делать с операциями, клиентами и деньгами почти всё что угодно. "Почти", потому что меры должно быть направлены на противодействие легализации доходов.

Обязанность фиксировать и хранить информацию, полученную во время осуществления внутреннего контроля

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер (абзац второй части 2 статьи 7).

Основания для фиксирования информации: (по сути признаки подозрительных операций)

  1. Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.

  2. Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.
  3. !ВАЖНЫЙ ПУНКТ! Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Операции, которые не подходят под «обязательный контроль» всё равно контролируются.

  4. Операции клиентов, в отношении которых пришёл запрос от Росфинмониторинга.

  5. Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. «Подозрения» — опасная формулировка, так как ограничений нет.

  6. Решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля. Это про расторжение договора банковского счета, резкие снятия наличных после отказов в операциях и запроса документов, а также про другие «резкие действия», после того, когда банк заинтересовался клиентом.

  7. Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. То есть любые обстоятельства и операции.

Вывод: Все операции подлежат контролю

Все операции подлежат контролю, независимо от того, в рамках обязательного или внутреннего контроля действует банк. В рамках контроля банк исполняет обязанность по отчёту в Росфинмониторинг, а дальше всё зависит от усмотрения работников. В том числе блокировки, заморозки, закрытие банковского счета и выдача наличных денежных средств.

Почему банки требуют много документов и неохотно закрывают счета и выдают деньги?

В начале я писал о целях 115ФЗ. С одной стороны у банка нормы Гражданского кодекса, а с другой ответственность за несоблюдение 115ФЗ и риск пропустить операцию, которая действительно осуществляется для отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

Банкам проще и выгоднее с точки зрения 115 ФЗ не отдавать деньги и не разблокировать счета и личные кабинеты, так как они освобождены от гражданской ответственности за нарушение прав своих клиентов при осуществлении обязательного и внутреннего контроля, а также тех самых неопределенных «иных мер».

Банкам не страшно «проиграть» суд клиенту, так как кроме возврата денег клиенту ему ничего не грозит, так как в части ответственности банков 115 ФЗ выступает специальным законом по отношению к Гражданскому кодексу. В то же время 115 ФЗ не блокирует применение статьи 859 ГК РФ и у клиентов остаётся возможность забрать свои деньги. Иногда с применением судебной защиты.

11
Начать дискуссию